Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Лекция 2. Характеристика процесса обучения как смены состояния личностно-развивающей дидактической системы
Определение, содержание, функции, движущие силы и структура процесса обучения Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться. Сенека Луций Анней (ок.4 г.до н.э.), философ, политический деятель и писатель Древнего Рима
В теории управления под процессом понимают смену состояний системы. Его рассматривают как изменение, движение. Компонентами дидактической системы являются: учитель(ля); ученик(и); условия (внешние и внутренние), в которых она функционирует; разнообразные педагогические связи (между педагогами и учениками, учителями и родителями учащихся, только между учителями или только между учащимися). Отметим лишь, что к внешним условиям развития данной системы следует отнести политические, экономические, социальные, географические, экологические и другие. В состав внутренних условий входят: психологические, эстетические, учебно-материальные, санитарно-гигиенические, кадровые, учебно-методические. Все компоненты дидактической системы тесно связаны между собой, составляют целостное множество и имеют тенденцию к изменению. Основное ее назначение – обеспечение разнообразных условий для развития задатков и способностей каждого ученика, реализации его внутренних возможностей в ходе усвоения социального опыта. Смену состояний дидактической системы и можно в первом приближении назвать процессом обучения. При этом, с одной стороны, следует заметить, что речь идет о социальном процессе, возникшем одновременно с возникновением общества и совершенствовавшимся в соответствии с его развитием, а с другой -–подчеркнуть локальность обучения как части целостного педагогического процесса, который также включает и воспитание в узком смысле. Важно помнить и то, что обучение – это деятельность. В таком контексте процесс обучения выступает в роли смены состояний системы деятельности. Одно из лучших определений процесса обучения принадлежит Ю.К.Бабанскому: „Процесс обучения – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития обучаемых” (Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского − М., 1983, С 124). При этом взаимодействии имеют место две различных деятельности – деятельность преподавания и деятельность учения, имеющие направленность на содержание образования как цель обучения (деятельность преподавателя, деятельность ученика, содержание образования – это главные структурные компоненты обучения как смены состояний системы деятельности). Учитывая это и опираясь на деятельностный подход как методологический принцип, большинство дидактов определяет обучение как процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, ориентированной на усвоение последними содержания образования. А вот что это такое, это вопрос, требующий специального рассмотрения. Отметим, что традиционно под содержанием образования долгое время имели ввиду ту систему научных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций и нравственных категорий, которые накопило человечество в процессе своего существования. Во второй половине 20-го века в связи с потребностями общества в развитии перечень структурных компонентов содержания образования пополнился опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-волевого отношения к миру. Однако важно обучать детей не только знаниям и способам деятельности (умениям и навыкам), но и приемам умственной деятельности, умственным действиям, ориентированным на развитие ума.
Источник содержания образования – компоненты национальной и общечеловеческой культуры как совокупность процессов материальной и духовной деятельности людей. Могут ли все ценности, выработанные человечеством, стать достоянием личности ученика? Все разнообразные виды и результаты деятельности человека, увы, не могут быть глубоко усвоенными учащимися. Чему же тогда учить? Каким видам человеческой деятельности и ценностям отдать предпочтение, чтобы обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культуры? И все-таки сложная задача выбора многообразия деятельности таких общих для всех ее видов элементов, которые подлежат усвоению учащимися независимо от характера их будущего профессионального труда, дидактикой была решена. Анализируя социальный опыт, накопленный к концу 20-го века, специалисты-дидакты выделили четыре элемента: 1) знания об обществе, природе, технике, мышлении и способах деятельности; 2) воплощенной в умениях и навыках личности опыт осуществления ею способов деятельности; 3) опыт поисковой, творческой деятельности, направленной на решение важных для развития общества проблем; 4) опыт эмоционально-волевого и морально-этического отношения к миру и друг другу. В содержании образования важно отражать все то, что служит удовлетворению потребностей современного украинского общества в развитии, выполняя культурно творческую функцию. Оно необходимо призвано закладывать фундамент развития национальной культуры. Отсюда вектор его компонентов должен быть направлен в историю (назад) такого социального опыта, который работал во благо созидания ценностей, значимых для будущего общественного развития. Результаты структурно-функционального анализа содержания национальной и общечеловеческой культуры именно под таким углом зрения дают нам основание увидеть в ней не только уже выделенные в 20-м веке социально важные источники содержания образования, но и не менее значимые для развития общества другие. Речь идет о человеческом опыте саморегуляции поведения и личностного развития, а также об опыте гуманных межличностных отношений в социуме. Без готовности к саморегуляции учебного (других видов) труда и поведения, к общению на рабочем месте (и вне его) на основе принципа гуманизма труженику сегодня нельзя эффективно выполнять в обществе свои профессионально-коммуникативную и личностно-развивающую функции. Отсюда содержание образования в современном украинском обществе определяется как личностно ориентированная и педагогически адаптированная система знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта деятельности творческого характера, опыта эмоционально-волевого и морально-этического отношения к миру, опыта саморегуляции учебной работы, личностного развития и поведения, а также опыта гуманных межличностных отношений. Где же отражается содержание образования? Оно отражается в учебных планах, программах учебных дисциплин, учебниках и учебных пособиях. Выполняя социальный заказ, государство разрабатывает стандарты образования, на основе которых составляются учебные планы. Именно такой подход к развитию содержания образования позволяет обеспечивать реализацию основной функции обучения – передачу социального опыта от старшего поколения к младшему. При этом основная функция учителя – такая организация познавательной деятельности учащихся (деятельности по усвоению какой-то части содержания образования), которая способствует развитию их задатков и способностей, познавательных процессов, эмоциональной, нравственной, волевой и других сфер личности каждого ученика. Главной функцией ученика является непосредственное овладение отражающими социальный опыт дидактическими ценностями как личностными, то есть усвоение всех элементов содержания образования в роли самоценных.
Функции процесса обучения напрямую связаны с его целями и задачами. Для организации практической деятельности педагогов полезно говорить об осуществлении процессом обучения образовательной, воспитательной и развивающей функций. Первая (образовательная) обеспечивает формирование у учащихся научных знаний, общеучебных и специальных умений и навыков. Усвоение учеником научных знаний – это усвоение определенных фактов, понятий, законов, теорий, обобщенной картины мира в целом. Знание – это понимание и сохранение в памяти учебной информации. Усвоение каждого конкретного учебного предмета требует от ученика сформированности не только общеучебных, но и специфических умений и навыков. Умение – это способность применять полученные знания на практике (степень освоенности действия). Навык – умения, которое доведено до автоматизма. Реализация образовательной функции происходит только во взаимодействии учителей и учащихся. Определенные циклы этого взаимодействия характеризуют такие внутренние элементы процесса обучения, как целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Личностно ориентированный подход к созданию педагогических условий для успешной реализации процессом обучения этой функции нацеливает учителя на обеспечение эмоционального переживания учениками знаний, умений и других дидактических ценностей за счет использования различных видов искусства (правило, определение надо нарисовать при помощи сказки, игры, стихов, эмоционально окрашенного рассказа, средств изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального и других сфер творчества). Обучение объективно не может не способствовать воспитанию человека, то есть не влиять на формирование у него мировоззрения, нравственных, умственных, трудовых, этических и других личностных качеств. От эффективности воспитательных функций обучения зависят убеждения, отношения, ценностные ориентации, система идеалов и способы поведения учащихся в обществе. Между процессами обучения и воспитания существует диалектическая связь, а значит – единство образовательной и воспитательной функций процесса обучения находятся на закономерной основе. Л.С.Выготским было установлено, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Оно имеет специальную развивающую направленность: способствуя развитию всех сфер личности ученика, оно таким образом осуществляет свою развивающую функцию. В поисках расширения развивающего влияния обучения находились такие ученые, как Н.А.Менчинская, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин,.В.Занков, М.Н.Скаткин и другие. Превратить обучение в общеобразовательном заведении ХХІ века в источник общего развития личности ученика – одна из важнейших социальных задач, зафиксированная в Законе Украины „Об образовании”, в Законе Украины „Об общем среднем образовании” и других государственных нормативных документах. В настоящее время ученые находятся в поиске закономерностей и принципов обучения, ориентированных на развитие не только мышления (такие принципы были обоснованы Л.В.Занковым), но и других познавательных процессов, эмоциональной, волевой и нравственной сфер личности, ее творческого потенциала.
Ядро движущих сил процесса обучения – противоречия как источник его развития и совершенствования. Центральным многие дидакты и специалисты в области методологии педагогики (М.А.Данилов, В.И.Загвязинский, И.Я.Лернер, В.А.Онищук, В.И.Бондарь и др.) называют противоречие между осознанием учащимися под влиянием учителя потребностей в усвоении конкретных элементов содержания образования и имеющимися у них реальными возможностями по удовлетворению определенных потребностей. Не менее существенные противоречия возникают между все возрастающими требованиями общества (у него есть объективные потребности в развитии) к совершенствованию процесса обучения и его реальным (актуальным) состояниям, не в достаточной степени адекватным социальному заказу общеобразовательному учебному учреждению на выпускника, готового выполнять все функции труженика (и профессионально-созидательную в том числе) в целом.
Когда мы подчеркивали двусторонний характер процесса обучения, то ни в коей мере не указывали, что он представляет собой механическую сумму процессов преподавания и учения. Нет, активность деятельности учителя и активность деятельности ученика при слиянии в единый поток рождают качественно новое, целостное явление, в котором функционируют наряду с познавательными процессами и процессы общения, оказывающие воздействие на мотивацию учения. Активной познавательной деятельности ученика и преподавательской учителя предшествует серьезная работа последнего по отбору содержания образования на основе поставленных целей. Само же содержание образования, как мы указывали ранее, проектируется в зависимости от социального заказа школе, гимназии или колледжу. К названным компонентам структуры процесса обучения – социальному заказу, содержанию образования, деятельности учителя, мотивам учения, деятельности ученика – дидакты обоснованно присоединяют еще два – механизм усвоения и результаты усвоения и указывают на связи между ними (см.рис.4.1). Обучение есть взаимодействие между обозначенными на схеме (она разработана В.В.Краевским и И.Я.Лернером) его структурными компонентами. Педагогически обработав содержание образования (раскрыв развивающие, образовательные и воспитательные возможности учебного материала), учитель с его помощью различными способами и средствами воздействует на сознание и самосознание личности ученика.
Рис.2.1 Схема структуры процесса обучения Как результат, тот вступает во взаимоотношения с содержанием учебного материала, начинает усваивать какую-то его порцию при условии сформированности у него мотивов учения. Учитель не только организует, но и оценивает, стимулирует, корректирует и контролирует познавательную деятельность обучаемого. В случае достижения учеником положительного результата он использует очередную порцию учебного материала для решения поставленных задач. Можно говорить об акте обучения, представляющем собой замкнутый цикл. Его начало характеризуется определенным уровнем готовности ученика к усвоению нового материала и конечно же к восприятию деятельности педагога. Конец замкнутого цикла имеет другие характеристики нового состояния подготовленности обучаемого. Процесс смены состояний актов обучения представляет собой не что иное, как процесс смены состояний ученика или уровней его подготовленности. Непременными этапами (или звеньями) процесса обучения являются: постановка учителем целей и принятие ее учеником; организованное восприятие нового материала и его осмысление обучаемым; закрепление воспринятой и первично усвоенной информации в различных формах (воспроизведение знаний, решение проблемных задач или задач творческого характера и т.д.); специальная проверка уровня сформированности знаний и умений; обобщение знаний по разделу, курсу (возможно медпредметное обобщение). Заметим, что под результатами усвоения учеником содержания образования нужно понимать уровни сформированности у него знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, уровень воспитанности и уровень общего развития. Результаты обучения определяются по конкретным признакам. Например, умственное развитие как результат обучения (готовность к самостоятельной организации умственных действий при решении задач разной степени сложности) устанавливается на основе следующих основных признаков: наличие теоретического мышления, в том числе и способности к „внутреннему плану действий” (Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов); способность к переносу приемов умственной деятельности (Кабанова-Меллер); обучаемость как способность достигать более высокого уровня усвоения знаний в более короткие сроки (Н.А.Менчинская); способность ученика к движению от абстрактного к конкретному и наоборот, дисциплинированность мышления (П.П.Блонский); умение применять знания в разных условиях (Ю.А.Самарин). Оценив результаты обучения, учитель имеет возможность совершенствовать свою деятельность, а также при необходимости вносить предложения по изменению содержания образования. Литература для самостоятельной работы: 1. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. − М.: Издат. центр „Академия”, 2001. − 22 с. 2. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие. − М.: Издат. центр.„Академия”, 2006.− С.40− 62. 3. Кучерявый А.Г. Стратегические детерминанты и структура содержания образования в высшей школе: аксиологический подход к его проектированию // Ціннісні пріоритети освіти у ХХІ столітті: орієнтири та напрямки сучасної освіти: Матеріали ІУ Міжнародної науково-практичної конференції. 3− 5 жовтня 2007 р., м.Луганськ. − Частина 1. − Луганськ: Альма-матер, 2007. − С.127− 134. 4.Лернер И.Я., Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования. − М.: Педагогика, 1985. − 352 с. 5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. − М.: ВЛАДОС, 2005. − Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. − С.291− 316.
|