Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-методические принципы обучения






Принцип наглядности обучения

Согласно еще Я.А. Коменскому, применение наглядности на уроке − одно из ведущих методических требований к организации обучения, „золотое правило” дидактики. Различают два вида наглядности − предметную (она рассчитана на восприятие, а потом и осмысление учащимся ценностей учебного материала на основе работы его зрительного анализатора) и словесную (формирование у обучаемого конкретных представлений − результат воздействия учителя преимущественно на его слуховой анализатор).

Роль этого принципа очень существенна в условиях организации личностно ориентированного учебного процесса. Одно из ведущих его требований к педагогу − яркая, эмоционально насыщенная иллюстрация с помощью различных видов искусства, и, в частности, средствами литературного творчества, правил, определений, закономерных связей и других дидактических ценностей.

В диалектическом единстве словесная и предметная иллюстрации конкретного образа дидактической ценности способствует ее эмоциональному переживанию учащимся, подготовке целостного осмысления им какого-то явления или процесса. Личностно ориентированная троектория реализации принципа наглядности обеспечивает движение процесса превращения объекта познания ученика в самоценный в логике „от его эмоционального переживания к пониманию”. Такая логика указанного движения в сознании личности обучаемого характерна и для процесса выполнения педагогом еще одного ведущего методического требования к организации обучения − принципа сознательности и творческой активности.

Принцип сознательности и творческой активности

Обоснование данного принципа связано с опорой учителя на психологический механизм процесса обучения − единство сознания и самосознания личности ученика, с учетом им таких структурних компонентов сознания, как эмоционального (эмоционального переживания ценностей) и рационального (понимания сущности конкретной ценности). Успешная реализация принципа зависит от создания учителем условий для эмоционального переживания учащимися знаний, способов деятельности и других компонентов содержания образования в роли самоценных, а также от уровня глубины и самостоятельности их осмысления.



Эффективность создания первого условия − результат готовности учителя к использованию средств различных видов искусства (литературного, изобразительного, музыкального, декаративно-прикладного и др.) с целью образного изображения ценностей. Прежде всего речь идет об изображении понятий, правил, определений и законов окружающего мира.

Успешность создания второго условия определяется, с одной стороны, степенью овладения учащимися анализом, синтезом, умозаключением, другими умственными операциями, а с другой − уровнем целостности применения учителем специальных методов и приемов познавательной активизации обучаемых на этапе осмысления знаний, комплексностью учета им характера познавательной активности и индивидуально-типологических особенностей каждого ученика.

Обеспечение сплава эмоционального переживания и осмысления учеником конкретной дидактической ценности требует решение задачи формирования у него смыслообразовательных мотивов учения. Их наличие − источник активности учащихся на уроке и, в частности, творческой, а также условие поворота сознания личности каждого обучаемого на самосознание, т.е. на свое „Я”. Необходимыми условиями формирования у него смыслообразовательных мотивов следует считать наличие личностного смысла усвоения конкретного учебного материала и акта целеполагания в направлении овладения им как личностно значимым.

К основным детерминантам непосредственно творческой активности учащихся относятся такие факторы, как наличие у них психологической установки на творческую работу, знаний основ педагогики и психологии творчества, методов и средств исследовательской деятельности, систематическое использование учителем творческих и исследовательских задач, групповой и индивидуальной форм организации их решения. Творческая активность ученика − это еще и результат осознания им своего образа „Я” как человека творческого, противоречия между идеальным и реальным образами „Я” как ученика, готового к качественному усвоению всего содержания образования

Литература для самостоятельной работы:

1. Волкова Н.П. Педагогіка: навч. посіб. − К.: Академвидав, 2009.− С.103− 108.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб.пособие для студ.

высш.пед. учеб.заведений.− М.: Издательский цент „академія”, 2001. − 22 с.

3. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М.Н.Скаткина. − М.: Просвещение, 1982. − С.161 − 174.

4. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. − М.: Знание. − 1980. − 96 с.

5. Оконь В. Введение в общую дидактику. − М.: Высшая школа, 1990. − 382 с.

6. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. высш.учеб. заведений: В 2 кн. − М.: ВЛАДОС, 2005. − Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. − С.419− 438.

7. Ягупов В.В. Педагогіка: Навч. посібник. − К.: Либідь, 2002. − С.281− 316.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.