Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психоаналитическое направление в социологии ХХ В. : з. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм 4 страница
Теория обмена возникла на почве бихевиоризма - направление, возникшее в американской социологии и психологии, в основе которого лежит понимание поведения как совокупности реакций на воздействие внешней среды. Поэтому схема поведения выглядит в нем жестко: стимул - реакция. Джордж Хоманс 1910-1989 амер социолог «Социальное поведение как обмен». Суть социологии - в изучении индивидуального поведения и взаимодействия. Его основной интерес затрагивал модели подкрепления, историю вознаграждений и последствий, которые заставляют людей делать то, что они делают. Хоманс утверждал, что люди продолжают действовать подобным образом, если их поступки в прошлом вознаграждены. И наоборот, воздерживаются от действий, которые имели негативные последствия. Чтобы объяснить поведение, мы должны узнать историю вознаграждений и наказаний индивида. В центре внимания социологии должны быть модели подкрепления. Хоманс говорит о 6 аксиоматических положениях теории обмена: 1 Аксиома успеха: чем чаще действия получают вознаграждения, тем вероятнее, что будут осуществляться с определенной частотой и дальше 2 Аксиома стимула: если в прошлом стимул связан с вознаграждением действия, то чем более похожи на него стимулы в настоящем, тем вероятнее, что человек совершит такое же действие 3 Аксиома ценности: чем большую ценность представляет для индивида результат его действия, тем более вероятно совершение им данного действия и в последующем 4 Аксиома депривации-пресыщения: чем чаще в недавнем прошлом 5 Аксиома агрессии-одобрения: а) если действие индивида не вызовет ожидаемого вознаграждения или неожиданного наказания, испытает состояние гнева, и возрастет вероятность, что более ценным станет агрессивное поведение; б) если действие получит ожидаемое одобрение или не приведет к ожидаемому наказанию, испытает чувство удовольствия, и возрастет вероятность, что воспроизведет одобряемое поведение, оно будет для него более ценным 6 Аксиома рациональности: при выборе между альтернативными действиями индивид изберет то, для которого ценность результата, помноженная на вероятность получения, наибольшая. Эти 6 положений призваны конкретизировать понятие обмена как основного способа поведения людей в ходе взаимодействия. Питер Блау 1918-2002 амер социолог «Обмен и власть в социальной жизни». В отличие от Хоманса, интересовали больше не психологические, а социологические аспекты обмена, причем не только в межличностных отношениях, но и в различных типах социальных структур. Сам обмен определяет, как «действия, зависящие от получаемых одними людьми от других вознаграждений и прекращающиеся с окончанием этих вознаграждений». 1а из основных задач социологии Блау - соединить теории обмена и социальной структуры.
38. НЕОМАРКСИЗМ В СОЦИОЛОГИИ ХХ В.: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. «Западная теоритическая социология», ответы к госам прошлых лет, Осипов Неомарксизм - совокупное обозначение для марксистски ориентированных философских течений, критически настроенных к догматическому марксизму, служившему официальной идеологией в странах бывшего социалистического блока. 1й из центральных тем в социологических воззрениях неомарксизма - проблема гуманизма. Ее критический пафос связан с негативным отношением к экономическому детерминизму, который считался основным недостатком марксовой концепции. Анри Лефевр 1901-1991 фр соц и филос, теоретик неомарксизма, крупнейший из фр неомарксистов, выступив против материалистического постулата, объявил основной проблемой философии отчуждение человека в современном мире. Обобщение промышленности, ее отношения к городам, «Право на Город» и «Городскую Революцию» - основной темой работ Лефевра в конце 1960х, заинтересован, среди других аспектов, глубоким преобразованием города в городское сообщество, которое достигало высшей точки развития (урбанизация). В 1960-70 обратился к Марксу в поисках политэкономических рецептов объяснения городского развития - удалось объяснить многие из городских процессов с помощью терминов - прибыль, рента, классовая эксплуатация. Смог доказать, что городское развитие - такой же продукт капиталистической системы, как любое другое производство. Лефевр обосновывает закономерность появления конфликтов между абстрактным и социальным пространствами. Под 1м подразумевает пространство, которым оперируют инвесторы и бизнесмены, на основании критериев прибыльности, размеров, места. 2й - мир индивидов, место их обитания. По мнению Лефевра, планирование государством или предпринимателями изменения абстрактного пространства часто вступает в конфликт с социальным. Он придает этому конфликту универсальный характер, выходящий за пределы классовой борьбы. С этим тезисом не могли согласиться ортодоксальные марксисты. Занимался вопросами, связанными с движением новых левых и анализировал причины революционных настроений 60х, приведших к студенческому бунту мая 1968 в Париже. Главное противоречие современности - с 1 стороны, технологический процесс, меняет все формы социализации, с другой - усиливающаяся стагнация, приватизация современности массами. Современный человек вынужден существовать в мире артефактов, чуждых ему социальных институтов, навязанных ценностных ориентиров. Массовая культура разрушает целостность, порождая человеческие существа, лишенные индивидуальности, конформные и стереотипные. Лефевр утверждал, что только его теория урбанизации способна указать на центральные темы новых противоречий. Констатирует, что реформирование системы образования, осуществленное после студенческого бунта, привело к окончательному превращению либеральных и гуманных университетов, формировавших умы оригинальные и в то же время маргинальные, в гетто критической мысли, в резерв мелких кадров, подчиненных потребностям рынка. Именно в ходе этих реформ экзамены в вузах заменяются во Фр тестированием, проверяющим не столько способность к самостоятельному мышлению, сколько способность к обучению. Философ ставит под сомнение парадигму индустриальной цивилизации, в которой утрачено подлинное богатство личности. Речь о изобличении формы прогресса, которая выступает в качестве враждебной, античеловеческой силы, делая человека объектом калькуляции и манипуляции. Луи Пьер Альтюссер 1918-1990 фр философ-марксист, 1 из теоретиков структуралистского марксизма, «За Маркса», «Ленин и философия». Теория Альтюссера возникла как ответ на политические запросы европейского коммунистического движения 50-60х и была связана с попытками приспособления западноевропейских компартий к условиям парламентаризма. Структуралистский марксизм, основные идеи изложены в работах французских ученых Альтюссера и Пулянтцаса (1936), появился в 60е во Франции. Авторы декларировали целью не столько создание собственных положений, сколько очищение марксистской теории. Однако Альтюссер по-своему развивает и интерпретирует многие классические идеи и в этом смысле является создателем относительно самостоятельной концепции - состремлением охватить большинство сторон социальной действительности движется в направлении от общества (скрытых социальных структур) - к действию (поведению личности). Утверждал, что наблюдаемый мир в некоторой степени создается структурой используемой нами теории, перефразируя структуралистский тезис о том, что наши представления о мире и есть сам мир. С другой стороны, как всякий марксист, доказывает научность своих построений в том смысле, что они являются отражением реальности и способны эту реальность объяснять, прогнозировать и изменять. Термин практика - синоним терминам «деятельность», «действие», играет важную роль в концептуализации исходных аспектов поведения - стремления и выбора. Практика - достижение определенными средствами результата, выступающего одновременно и целью действия. Модель любой практики - экономическая деятельность - акт производства - состоит из 3х элементов: исходного материала (мотивы, сырье), средств производства (способов достижения цели), включая рабочую силу и орудия труда, и конечного продукта (результата действия). Альтюссер преобразует проводимое Марксом различие между экономическим базисом и надстройкой в трехуровневую структуру, выделяя между идеологической надстройкой и экономическим базисом промежуточную политическую структуру. Выделяя множество видов конкретных практик, сосредотачивается на 3х из них: экономической, политической и идеологической, считая их основными для любого общества и индивида. Структуры основных практик составляют соответствующие уровни общества, находящиеся в определенных взаимоотношениях, совокупность которых - структурой структур или социальной формацией. Личностное действие теряет черты индивидуального выбора (свободы воли), становясь выражением логики соотношения элементов основных практик и социальной формации. Изменения социальной системы - результат взаимоотношения противоречий разных уровней общественной жизни (экономического, политического, идеологического) во внутренней структуре структур - социальной формации. Это взаимоотношение может быть 2х видов: противоречия разных уровней усиливают друг друга, либо взаимно погашаются. Называя соотношение противоречий в «структуре структур» «сверхдетерминацией», приходит к выводу, что результатом 1го вида взаимоотношений - революция или бурные общественные изменения, а 2 - стагнация и упадок. Пример реализации сверхдетерминации 1 - Октябрьская революция в России, основываясь на работах Ленина и Троцкого. В совместной работе с Этьенном Балиба, определяет способ производства как логику взаимоотношений элементов экономической практики, под которыми понимаются средства производства: исходные материалы, орудия труда, рабочая сила, конечный продукт и «социальные позиции». «Социальные позиции» разделяются на 2 типа: «работающие» - люди, принимающие непосредственное участие в процессе производства, являющиеся рабочей силой, и «не работающие» - непосредственно в процессе производства не участвующие. Эти элементы неизменны для всех обществ, различия между которыми определяются совокупностью связей между ними, их внутренней структурой или логикой. Боттомор Томас Бартон 1920-1993 англ социолог неомарксистской ориентации, специалист в области теории классов индустриально развитых стран Запада. Считая буржуазию и рабочий класс осн. классами индустриального об-ва, (наряду с др. зап. социологами) отмечает как особенность постиндустриального об-ва рост средних классов, к-рые занимают промежуточное положение между основными. Границы нового среднего класса и принадлежность к нему трудно определимы, но из его представителей формируется совр. элита. Не являясь частью системы политической власти, элита (имеющие высокое положение в обществе, авторитет, управляющие, ученые, инженеры, интеллектуалы) обладает возможностью влияния на общественное мнение и на социальную политику гос-ва. Особое место в деятельности Боттомора занимает исследование марксизма. Будучи неомарксистом либерального толка, считает основной задачей показать, что марксизм не противостоит социологии, как это было в пору становления последней в качестве академической дисциплины, что марксизм в современной социологии - 1 из крупнейших ее парадигм. По его мнению, социология мультилинейная наука. Ее сегодняшнее состояние, характеризующееся возрастанием числа соперничающих теоретических схем и повышенным интересом к методологическим проблемам социального познания, Боттомор оценивает, как 2й протест против позитивизма. Перспективы социологии связывает с общекультурными изменениями, требующими осмысления, нового понятийного аппарата.
39. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ И ТЕОРИЯ ИДЕОЛОГИИ К. МАНГЕЙМА Ритцер, Громов И. А., Мзцкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная теоретическая социология Мангейм Карл 1893-1947 нем филос и социолог, во взглядах которого прослеживается влияние Лукача, Маркса, Трельча и Фрейда, создатель социологии знания, которая рассматривает познание как дело не мышления, а переживания, являющегося результатом совместной деятельности людей в обществе. «Идеология и утопия» 1929, «Человек и общество в эпоху перестройки» 1935, «Диагноз нашего времени» 1943. Социология знания берет систематическое изучение знания, идей или интеллектуальных явлений в целом. Для Мангейма знание определяется существованием в обществе. Он пытался установить связь между идейными воззрениями группы и ее положением в социальной структуре. Маркс делал это, соотнося идеи с социальными классами, Мангейм - расширил это представление, сопоставляя идеи с разнообразными позициями в обществе (например, разницей поколений). Определяя задачу социального знания, писал: основной тезис социологии знания - существуют типы мышления, которые не могут быть адекватно поняты без выявления их социальных корней. Мыслить способен только индивид. Нет такой метафизической сущности, которая, подобно некоему групповому духу, мыслит, возвышаясь над индивидами, и чьи идеи индивид просто воспроизводит. Однако неверно вывести из этого, что все идеи и чувства, движущие индивидом, коренятся только в нем и могут быть адекватно объяснены только на основе его жизненного опыта. В этой связи подчеркивает - социология знания стремится понять мышление в его связи с исторической и социальной ситуацией, в рамках которой постепенно возникает индивидуально-дифференцированное мышление. Таким образом, мыслят не люди как таковые и не изолированные индивиды, мыслят люди в группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию. Специфическая задача социологии познания - соотнести духовные образования с социальными позициями их носителей. Помимо важнейшей роли в создании социологии знания, Мангейм, возможно, наиболее известен различием, которое проводил между 2 системами идей - идеологией и утопией. Идеология стремится скрыть и сохранить настоящее с точки зрения прошлого. Утопия - переступить через настоящее, фокусируясь на будущем. Конфликт между идеологиями и утопиями - вездесущей реальностью. Если правящий класс выдает свою перспективу мышления за единственно ценную и пытается теоретически обосновать - налицо духовное образование - идеологией. Любая идеология у Мангейма - попытка сохранить status quo своего господствующего положения. Идеологиям всегда противостоят утопии - духовные образования, порожденные сознанием оппозиционных, угнетаемых классов, слоев, групп, которые стремятся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно-пристрастны, как и идеологии. Утопии не отличаются от идеологий, также стремятся выдать часть за целое, свою одностороннюю точку зрения за абсолютную истину.
40. ПОСЛЕДНЯЯ ТРЕТЬ ХХ-НАЧАЛО ХХI В. КАК ОСОБЫЙ ПЕРИОД СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КОНЦА 60х-НАЧАЛА 70х ХХ В) И КАК НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Полякова ХХ век в социологических теориях Конец 60х-начало 70х - период резкой социальной трансформации всех современных обществ и их подсистем - экономики, культуры, политики, социальных отношений. Телекоммуникационная революция дала старт новому этапу в общем процессе социального и экономического развития. Радикальным образом трансформируется экономическая подсистема и сфера труда. Возникают новая система профессиональной дифференциации, новые профессии, навыки и знания, изменяются системы организации труда и управления. Претерпевает изменения сфера социального конфликта. Подвергаются критике, меняются содержание и смыслы базовых социальных институтов - семьи, труда. Формируются новые стили жизни, образцы потребления, жизненные ориентации. Претерпевает изменение весь нормативно-ролевой комплекс. Поиск новых ценностных ориентаций и смыслов связан с поиском новых форм организации социальной жизни и деятельности, экспериментированием в формах семьи, стиле жизни, организации труда, досуга, созданием альтернативных систем ценностей и идеологий, новых смыслов. В рамках этого процесса развернулась сексуальная революция. Наблюдается появление постматериалистической системы ценностей и жизненных ориентаций, альтернативных стилей жизни, рост массовых молодежных движений и идеологий и других движений протеста. Поиск новых социальных форм и смыслов чаще всего приобретал форму контркультурной критики цивилизации. Представители контркультурной ориентации (Рейч, Роззак, Маркузе) адресовали свои идеи прежде всего молодежи и анализировали изменения, происходящие в ее среде. Для них очевидно, что отношение молодежи к жизни и труду отличается от установок старшего поколения - проявляется в социально-политических декларациях различных контркультурных движений. В этих декларациях поставлена под сомнение всеобщая уверенность, что институционализированный труд - главная ценность и основа социальной жизни индивида, размыты и стали неопределенными понятия трудовой этики, ценности труда, профессионального призвания. Контркультурное движение отрицало имперсональный, отчужденный, дегуманизированный труд, существующий в гигантских промышленных гиперструктурах индустриального общества. Именно античеловеческие аспекты индустриализма, гигантизм промышленной цивилизации стали объектом социальной критики контркультурной литературы. Работа - необходимое условие человеческого существования, но не выживания, а открытия Я в человеке. Труд должен быть осмысленным, человек должен отвечать за свой труд и его результаты. Основным критерием трудового процесса должна быть не прибыль, а реализация талантов людей. В 70е рост безработицы связывался с общим процессом деиндустриализации - сфера производства перестала играть в обществе доминирующую роль, определяющую все социальные процессы. В наиболее полном и разработанном виде эта точка зрения представлена в концепции постиндустриального общества Белла, в концепции дезорганизованного капитализма Оффе, Лэша и Урри. Постиндустриальное общество - сервисное, в экономике которого главную роль играет не сельское хозяйство и промышленность, а сфера услуг - наука, образование, государство и управление, медицина, социальное обеспечение и страхование, научная, управленческая, коммуникативная инфраструктура промышленности. Из индустриального сектора труд вытесняется процессами автоматизации и компьютеризации. Выходом из ситуации может служить развитие сферы обслуживания. Внимание должно быть переключено с системы производства на систему распределения в широком смысле - на развитие образования, здравоохранения, культуры, которые и создадут новые рабочие места. Проблема в том, чтобы перебросить излишек рабочей силы из промышленности в сферу услуг. Подобная точка зрения на возможные пути ликвидации безработицы, основывающаяся на концепции постиндустриального общества, уже в 80е показала свою неадекватность. Тоффер - 7 видов безработицы, главная информационная и структурная. Высокая инновативность, скорость протекания социально-экономических процессов - черта современного общества. Изменение рабочих мест, исчезновение профессий, переучивание и переподготовка. Безработица ведет к массовым аномийным процессам. Речь не о конце труда в буквальном смысле, а о том, что сфера производственной деятельности перестала играть доминантную роль, которую играла ранее. Конец трудового общества. Трудовая природа социальной реальности уходит в прошлое и на смену ей приходит информационная природа социальной реальности. Появление новых организационных форм и стратегий. Переход от гигантских, суперцентрализованных социально-экономических и политических структур к малым децентрализованным предприятиям, локальным структурам низового уровня. Адхократия (от лат - применительно к обстоятельствам) - временная, ситуативная организация, направленная на решение конкретной задачи, реализацию конкретного проекта. Растет не просто число потенциально безработных, а число людей, не имеющих постоянного места в обществе. Процесс дестабилизации, установление социального беспорядка. Социологическая мысль зафиксировала переломный характер эпохи и признала невозможность описать происходящие сдвиги и новую социальную реальность в рамках существующих методологических подходов и теорий общества. Социология обратилась к поиску новых методологических подходов и созданию новых социологических теорий. Этот новый этап общества сразу получил название - все заговорили сначала о постиндустриальном, затем об информационном обществе. Целью исследований - создание теории общества, в рамках которой эти новые явления получили бы свое место и объяснение. Задача оказалась масштабной, потребовала пересмотра базисных методологических оснований социологического анализа и определения отношения к современному социальному состоянию в терминах эпох и цивилизационных сдвигов. Были разработаны теории постмодерна как радикально нового качественного состояния общества, эпохально отличающегося от обществ периода с конца XVIII по конец XX. Социологические теории постиндустриального общества (Белл, Турен) - теоретическими разработками и описаниями фундаментального социального и экономического сдвига в 70х XX. Они представляют рубеж в теоретическом социологическом осмыслении общества и построении социологических теорий. Главной идеей, разработанной в этих теориях, - утверждение, что постиндустриальное общество - новое социальное состояние, понимание и адекватная оценка которого возможна лишь на путях отказа от экономического детерминизма, от рассмотрения всех социальных институтов исходя из приоритета индустриальной сферы, индустриального труда и индустриальных конфликтов. Постиндустриальное общество не укоренено в своей индустриальной сфере. Его главным ресурсом - знание, превращенное в алгоритмы принятия решений во всех сферах жизни; его конфликты и системы дифференциации, политические процессы укоренены в системах распределения благ, социальных, гражданских и политических прав и возможностей, а не в системе индустриального производства. Теории информационного общества (Тоффлер, Ферраротти) - отдельный блок теорий, обладающих оригинальным содержанием и предлагающих оригинальную интерпретацию обществ конца XX. Сторонники теории информационного общества считают, что появляется новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже XX. Вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации - демократизация, вместо концентрации - разукрупнение, вместо стандартизации - индивидуализация. И все эти процессы обусловлены информационными технологиями. Постмодернистская социология. В 80-90х XX. в социологии оформилась проблематика постмодерна - связана с осознанием, что многообразные изменения в последней четверти XX. имеют радикальный и новаторский характер, для понимания их природы и нового качества требуется создание новой социологической понятийности. Под модерном в современной социологии стали понимать социальные характеристики обществ, сформировавшихся в последней трети XVIII как обществ промышленных, капиталистических, демократических, классовых (затем массовых) и оформленных в качестве национальных государств. Культура модерна - культура Просвещения, включающая и его теорию социальной роли науки, и теорию прогресса, и концепцию человека, которая и составляла основу агентности в обществах модерна. Теория постмодерна как теория общества и культуры конца XX. Характеристики: 1. Изменение природы и функций научного знания (Лиотар). В информационную эпоху знание также принимает форму информации, переводимой на язык компьютеров, операционализируется и коммерциализируется 2. Конец индивида и приход молчаливого большинства (Бодрийяр). Масса поглощает и уничтожает все: индивида, смысл, социальное, культуру, знание, власть, политику. У масс нет имени. Массы - анонимность, молчаливое большинство 3. Постмодерн как конец прогресса, прекращение событий, конец истории (Бодрийяр) 4. Конец интеллектуалов (Бауман) Статусный кризис интеллектуалов, потребность в переосмыслении своего положения и переориентации привычной практики. Историческое падение интеллектуалов с их критериями единого прогрессивного знания, истины и морали и означает приход постмодерна с его плюрализмом культур, местных традиций, идеологий, форм жизни или языковых игр, осознанием этого плюрализма 5. Фрагментация модерна, мультикультурализация (Фридман). 41. ТЕОРИЯ «КОММУНИКАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ» Ю. ХАБЕРМАСА Зборовский Г.Е. История социологии Юрген Хабермас 1929 нем ученый, представитель 2го поколения Франкфуртской школы. «Теория коммуникативного действия» главная работа 1980-90х. Проблема языка - 1а из значимых. Коммуникация - опосредованная языком интеракция, в процессе коммуникации выявляются смыслы и значения языковых выражений. Дискурс, как и интеракция - форма коммуникативного действия, направленная на достижение соглашения между субъектами коммуникации. Такой консенсус означает установление равновесия между интересами и симметрическое распределение шансов не только в использовании речевых актов, но и в последующих действиях субъектов коммуникации. Исходным пунктом теории коммуникативного действия - понятие жизненного мира (сходство с феноменологической социологией) - означает символическое самовоспроизводство, возникающее из границ значений, которые составляют основу жизненного опыта индивида. Жизненный мир - коллективный процесс интерпретаций ситуаций, в которых оказываются люди. Сами ситуации являются фрагментами жизненного мира. Цель теории коммуникативного действия - описание развертывания жизненного мира в эволюционной перспективе. Общество - одновременно и жизненный мир, и система. Первый означает субъективный мир, внутреннее состояние, вторая - объективный мир фактов. Их надо рассматривать как нераздельное единство. 3 независимых мира, отличных от жизненного: объективный - состоит из фактов (элементы системы), социальный - из норм и ценностей, субъективный - из восприятия социальных действий. Жизненный мир обладает социальной структурой, формирующейся вокруг коммуникации и языка как средства человеческого общения. Эта структура связана с накоплением практического знания. Критика марксизма: вместо экономической надстройки Хабермас на этапе развития капитализма во второй половине ХХ и его трансформации в постиндустриальном обществе предлагает примат развития языка и коммуникации - связано с развитием компьютеризации, массовым внедрением её в жизнь. В соответствии с этой точкой зрения, конфликты в обществе перемещаются из сферы производства в сферу коммуникации и языка. 1а из центральных категорий в творчестве Хабермаса - социальное действие. Выделяет формальные действия, ориентированные на результат, и коммуникативные - на взаимопонимание между субъектами. 4 идеальных типа социального действия: телеологическое (в котором особо выделяет стратегическое), нормативное (норморегулирующее), драматургическое, коммуникативное (речевые действия, разговор). Цель коммуникативного - свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации. Социальное действие = взаимодействие. Полякова Во всех работах Хабермаса теория коммуникативного действия на капиталистическом уровне характеризует общество модерна - капиталистического промышленного общества. Его интересует вопрос, в достаточной ли мере характеризует понятие общественного труда форму воспроизводства человеческой жизни. Для ответа обращается к историко-антропологическому материалу, помогающему определить условия возникновения человеческой формы существования - общества. Он резюмирует свои исследования в этой области:
|