Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Системная теория Н. Лумана
Никлас Луман 1927-1998 - нем соц. Учился в Гарварде у Парсонса, по возвращении на родину, занимался изучением теории управления. В начале своей профессорской работы, ставит задачу: за 30 лет создать полное описание общества; решением задачи занимался всю жизнь. Книга «Общество общества», вышедшая перед смертью, стала венцом этой деятельности. Разделял научные взгляды нейробиологов Варелы и Матураны на природу живых и социальных систем, в своих работах применял биологическую концепцию аутопойезиса. Согласно концепции автопоэзиса, учитывая, что процесс смены наблюдателей может быть бесконечным, последнего наблюдателя не существует, как и привилегированной системы наблюдения, или объективного знания о мире. Конструктивистская проблема познания ограничивается взглядом наблюдателя, наблюдаемого другими наблюдателями. " Социальные системы". Постулировав кризис современной теоретической социологии, пришёл к необходимости построения единой социологической теории. Задача - в упрощении бесконечной сложности реального мира. Ключевое для социологии понятие общества считает размытым, неопределённым; выделяет 3 препятствия в определении этого понятия: 1 Гуманистическое предубеждение, касающееся допущения, что общество состоит из людей и из отношений между людьми 2 Допущение территориального многообразия обществ - на различных территориях имеются различия в жизненных условиях, но они должны быть объяснены в качестве различий внутри общества, а не между обществами 3 Различение субъекта и объекта - лишь субъекты обладают возможностью самореференции, а объекты остаются такими, какие есть; но общество - самореферирующийся объект (общественные теории являются теориями общества об обществе), понятие общества должно быть образовано автологично (содержать само себя). - перечисленные препятствия могут быть преодолены в рамках системного подхода к обществу. Предлагает положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию, использовав в качестве базового понятия понятие системы, а не действия. Это связано с тем, что концепция социального действия не позволяет дать корректное понятие общества, потому что действие соотносится с несоциальными величинами - субъектом, индивидом, живым телом, то есть местом в пространстве. В развитии системного анализа 3 этапа: 1 акцент на том, что общество, подобно живому организму, состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, задачей социолога - изучение взаимосвязей и взаимозависимостей в этом образовании 2 на втором этапе развития системного подхода понятие система стало применяться как абстракция. Акцент сместился с анализа взаимозависимости частей к рассмотрению взаимодействия различных систем и подсистем 3 третьим этапом развития системного подхода к социальному миру стала теория самореферентных систем. Здесь под системой понимается нечто, способное отличить себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. По мнению Лумана, общество является примером такой самовоспроизводящейся и самореферентной системы - производит различение себя и внешней среды - это даёт ему право называться системой. Общество как система является аутопойетическим, самовоспроизводящимся. Термин аутопойезис заимствовал у нейробиолога Матураны. Луман полагает, что социальные системы существуют, пока продолжают оперировать, и при окончании операций система исчезает - это то же, что понимается под смертью в биологических системах. Этим утверждается, что существование общества, как и других социальных систем, конечно. И подобной конечной точкой общества будет прекращение коммуникации. Элементами социальной системы - коммуникации, а не люди или их действия. Каждая коммуникация, происходящая в мире, принадлежит обществу, и общество определяется именно через коммуникацию: вне коммуникации общества не существует. Этому обществу Луман дает определение мирового общества. Коммуникация - смысловой, самореферентный процесс, производят и воспроизводят себя посредством себя, то есть элементы системы и системные операции - 1 и то же. Отсюда вытекает понятие оперативная закрытость системы, которое отражает факт, что система не может оперировать за своими границами, и все её операции являются внутренними - основа фундаментальной характеристики системы саморазличения. Поскольку элементами системы выступают коммуникации, разлагающиеся на действия (события), структура не может быть отношением элементов. События мгновенны, не обладают временной протяжённостью. Поэтому структура, представленная как отношения событий, неустойчива. Структура самовоспроизводящейся системы состоит в ограничении допустимых в системе отношений; только ограничивающее структурирование может сделать возможным воспроизводство. То есть структура перестаёт быть фактором устойчивости системы, становится фактором её обновления. Среда выдвигает по отношению к системе всё новые требования, система посредством собственных операций воспроизводится, учитывая эти требования. Однако, такое обновление системы невозможно без предшествующего разложения. Поскольку элементы системы - события, которые определены лишь тем, что произошло до них и что может произойти после, то разложение системы - процесс постоянный, противостоять которому система может только структурированием. При этом упорядочить процесс разложения в системе могут только ожидания. Луман считает, что такое определение социальной системы способно устранить все препятствия для развития системного подхода в социологии и создать адекватный инструмент для описания социального мира. Границы системы, оставаясь нечёткими, могут быть определёнными в силу оперативной закрытости системы и её стремления воспроизводить свою границу. Оперативная закрытость решает и проблему эмерджентных свойств, так как системные операции остаются всегда внутри системы. Люди не являются частью общества, они лишь часть его окружающей среды, отсюда и общество перестаёт быть организованным действием, взаимодействием.
45. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Р. ДАРЕНДОРФА: ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ ШАНСОВ И СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА Батуренко Современные дискуссии о классовой теории стратификации + лекции Батуренко Дарендорф 1929-2009 нем соц, профессор социологии в Германии, член комиссии Европейского Экономического Сообщества, директор Лондонской школы экономики. Приобрел известность, прежде всего, как теоретик либерализма, настаивающий на желательности изменений и реформ ради улучшения жизненных перспектив граждан. Новая свобода (1975), Жизненные перспективы (1979), Закон и порядок (1985), статьи - развивают концепцию либерализма, соединяющего внимание к гражданским правам с потребностями развития экономики и ростом чувства социальной солидарности. Идеи Дарендорфа нашли практическое воплощение в Нюрнбергском манифесте Свободных немецких демократов (1969), в программных документах Либерального интернационала (Будущие задачи либерализма, 1988), у британских либеральных демократов, заключивших союз с «новыми лейбористами» (Обеспечение благосостояния и социальная сплоченность в свободном обществе, 1985). «Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы» (на рус 2002), " Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе" (1957), " Конфликт после класса" (1967); " Общество и демократия в Германии" (1967), " Жизненные шансы ". Суть теории конфликта. 3 стадии конфликта: 1 сталкиваются воображаемые интересы сторон, 2 осознание объективных классовых интересов, 3 переход к конфликтным действиям. Конфликт рано или поздно приводит к перераспределению власти и все начинается сначала. Поэтому от конфликта нельзя избавиться окончательно, можно регулировать. В соврем общ нет классового конфликта в классическом понимании. Начинают возникать новые антагонизмы, пока не приводят к организованным противоречиям между имущими и неимущими. Индивидуальная мобильность заступает на место классовой борьбы. Движущая сила конфликта - соц движения. Соц неравенства и полит противоречия приняли новый облик: повысить и сохранить жизненные шансы можно теперь в индивидуальном плане. Прежняя классовая принадлежность отошла на 2й план. Различие интересов и классовую структуру общества интерпретирует как конфликт по поводу распределения жизненных шансов. Неравенство между членами общества показывает себя в различии возможностей, какие каждый имеет для реализации своих планов. Общества обнаруживают тенденцию к выравниванию в отношениях господства и сглаживанию социальной стратификации, поскольку находящиеся в невыгодном положении группы постоянно стремятся повернуть существующую систему норм так, чтобы получить больше привилегий. Однако в ходе этого перевертывания все время возникают новые дифференциации, нивелирование которых невозможно и нежелательно. Внутренние конфликты общества Д., следуя традиции либерализма, понимает, как источник социального преобразования и как шанс для всех членов общества. Исследуя проблемы неравенства в современных обществах, формах их проявления, замечает, что как бы далеко ни зашло равенство в обладании материальными благами, оно не сможет устранить позиционного неравенства, материальное богатство возрастает, однако позиционное неравенство остаётся. Критикуя А. Смита, который считал, что всеобщее благосостояние распространиться на различные классы общества, Дарендорф утверждает, что в современном обществе произойдёт обратное, люди будут равны по своему классу, но иметь разные доходы, а неравенство обеспечения всегда легче перенести, чем неравенство прав. С точки зрения Дарендорфа, специфика социальных конфликтов - в их обусловленности социальной структурой - структурой социальных позиций и ролей, делением на правящих и управляемых в императивно координированных ассоциациях, под которыми понимаются любые формы асиммитричного распределения власти: государство, фирма, церковь, партия, футбольный клуб. Конфликт вызывается обычно не экономическими отношениями между руководителями и подчинёнными, его главной причиной является власть 1х над другими. Конфликт может возникнуть в любой организации, где существуют управляющие и управляемые. Современный социальный конфликт - антагонизм прав и их обеспечения, политики и экономики, гражданских прав и экономического роста. - постоянный конфликт между группами удовлетворёнными и требующими удовлетворения, хотя возникновение в недавние времена обширного класса большинства усложнило картину. Рассматривая теорию современного социального изменения, вводит понятия «жизненные шансы», «опции», «лигатуры». Жизненные шансы - материальные преимущества или недостатки, возможности для продвижения по социальной иерархии или их отсутствие, характерные для членов группы, класса (концепция предложена Вебером, использовалась Дарендорфом). Жизненные шансы - функция опций и лигатур, где опции - данные в социальных структурах возможности выбора, альтернативы деятельности, а лигатуры - глубинные культурные связи, позволяющие людям найти свой путь в мире опций. Жизненные шансы не могут быть распределены поровну. Мы не знаем общества, где все мужчины, женщины и дети имели бы равные права. Причина в том, что любому обществу приходится координировать различные задачи, интересы и способности людей. Дарендорф придаёт значение не только тому, что общество означает господство, а господство - неравенство, но и тому, что неравенство порождает конфликты, которые служат источником прогресса, расширения жизненных шансов людей. 46. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛИЗМА Д.БЕЛЛА И А.ТУРЕНА по Поляковой Социологические теории постиндустриального общества явились теоретическими разработками и описаниями фундаментального социального и экономического сдвига, произошедшего в 70х годах XX. Фундаментальная идея - постиндустриальное общество - новое социальное состояние, понимание и адекватная оценка которого возможна лишь на путях отказа от экономического детерминизма, от рассмотрения всех социальных институтов исходя из приоритета индустриальной сферы, индустриального труда и индустриальных конфликтов. Главный ресурс - знание, превращенное в алгоритмы принятия решений во всех сферах жизни; его конфликты и системы социальной дифференциации, политические процессы укоренены в системах распределения благ, социальных, гражданских и политических прав и возможностей, а не в системе индустриального производства. Методологическая основа этих теорий - использование утопий. Выстраивается концепция общества, которого еще нет, современность исследуется исходя из возможностей бедующего. Концепции Белла и Турена признаны фундаментальными теориями постиндустриализма. Дэниел Белл 1919-2011 амер соц и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Конец идеологии, Грядущее постиндустриальное общество, Капитализм сегодня (1971), Культурные противоречия капитализма (1976), Извилистый путь (1980), Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии (1980), Социальные рамки информационного общества (1980) Теория постиндустриализма. ПО - сервисное общество. Главным ресурс - знание, играет ключевую роль, а не промышленный труд; не промышленный сектор, а сервисный сектор и сфера обслуживания в широком смысле. Поэтому ПО предстает как отрицание промышленного общества и новый этап в историческом развитии. Тема труда как такового не является более центральной, не имеет социологического и культурного значения, поляризующего и определяющего все другие темы... остается в экономике, но не в социологии и культуре. Живой труд на автоматизированных производствах вытесняется, а работа превращается в роль, в функцию в организационной системе обеспечения автоматизированного производственного процесса. Интеллектуальная технология становится основным инструментом управления организациями, приобретает столь же важное значение для ПО, какое для общества индустриального имела машинная технология => кардинальное значение в его концепции приобретает понятие информации - становится фундаментальным социальным фактом, который лежит в основе социальной и экономической реальности. Информация и теоретическое знание - стратегические ресурсы постиндустриального общества. Белл формулирует информационную теорию стоимости: с сокращением рабочего времени и уменьшением роли производственного рабочего становится ясно, что знания и способы их применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. В ПО экономическая деятельность - главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и создать большее материальное богатство. Знание заменило традиционную триаду земля - труд - капитал и стало наиболее важной основой современных производительных систем. Промышленность в постиндустриальной экономике по показателям занятости населения в ней и по доле в нац продукте уступает 1 место сфере услуг, а сфера услуг есть преимущественно обработка информации. Новая классовая структура и социальный конфликт в постиндустриальном обществе: рабочий класс исчезает с исторической сцены, перестает существовать как значимая социологическая и культурная реальность. Причины: 1 изменение в структуре занятости: уменьшение производственного сектора и числа рабочих профессий и увеличение сервисного сектора и профессий сферы обслуживания. 2 изменение характера труда, обусловленное внедрением новых технологий в сфере производства: современное производство требует образованного труда, современный труд, прежде всего труд в рамках сервисного сектора, - связанный с человеческой коммуникацией, общением, договором. Конфликт между рабочим и боссом отошел в прошлое. Сфера соц конфликта в настоящее время - сфера взаимодействия закрытых статусных групп, различающихся по расовым, этническим, лингвистическим, религиозным и другим признакам. Отношения этих групп, их связи и эмоциональная идентичность более значимы в настоящее время, чем классовая идентичность. Изменения в характере труда позволяют говорить если не об исчезновении, то об уменьшении старого рабочего класса. Основным классом информационного общества является сервисный класс, а новую элиту составляют специалисты, технократы и интеллектуалы. Собственность уже не является критерием членства в высших классах, новые элиты формируются на основе знания и высокого уровня образования. Обладание этим образованием - условие вхождения в элиту и ее символ. Знание становится основным ресурсом власти. Власть переходит к группам и индивидам, владеющим знанием. Первоначально Белл распространил эту позицию на все сферы общества, включая и сферу политики. Но затем скорректировал позицию. Интеллектуальная элита обладает властью в пределах институтов, связанных с интеллектуальной деятельностью, но не политической властью принимать решения. Ален Турен 1925 фр соц, сторонник структурно-функционального подхода, с позиций которого написаны его 1е работы в области социологии труда. «Социология действия» (1965), «Движение Мая и коммунистическая утопия» (1968), «Постиндустриальное общество» (1969), «Производство общества» (1973), «К социологии» (1974), «После социализма» (1980) и др. Основные объекты интереса - социальный конфликт, проблемы эксплуатации, власти и доминирования. Именно с позиций исследования главного социального конфликта подходит к анализу ПО. Он не разделяет точку зрения о конце рабочего класса как социально-профессиональной категории. Нельзя заявлять, что рабочие становятся ненужной социальной категорией. Экономический рост и сейчас зависит от развития производства. Чистое консумистское общество, в котором сфера производства жестко ограничена, интерес к труду утрачен, а вместо них на повестку дня встали проблемы из сферы досуга и свободного времени, является социологической фикцией. Турен говорит о смене природы конфликта в обществе. Классовая борьба пролетариата - фокус социального конфликта индустриального общества. В ПО социальный конфликт определяется уже не рамками экономического механизма, а совокупностью всех соц-экономических отношений. Основной социальный конфликт современного общества - не конфликт по поводу собственности, это конфликт индивида и общества в целом и формулируется он в терминах организационного конфликта. Суть позиции Турена - социальное доминирование в современном мире имеет глобальный и нерасчлененный характер, экономическая, социальная, культурная и другие сферы настолько взаимопереплетены, что понятие эксплуатации, лежащее в основе Марксова анализа, представляется неадекватным для современной ситуации. Целесообразно говорить не об эксплуатации, а об отчуждении. Современное общество является обществом отчуждения не потому что повергает человека в нищету или навязывает политические ограничения, а потому, что подкупает, манипулирует и навязывает конформизм. Постиндустриальное общество демонстрирует совершенно новые социальные конфликты. Эти новые конфликты уже не являются просто конфликтами между трудом и капиталом, но конфликтами между структурами экономического и политического принятия решения и теми, кто принужден к зависимому участию - между центральными и периферийными, или маргинальными, сегментами общества. Постиндустриальное общество контролируется крупными политико-экономическими организациями, цель которых - не просто власть и строгий контроль над собственным функционированием и окружением, а тотальные империалистические претензии на контроль за всей социальной жизнью. В этих условиях перед рабочим классом - вопрос - как он вновь может занять если не центральное, то безусловно значимое место в социальной и политической жизни. Современное рабочее движение может задать свое понимание современного социального конфликта только через объединение с другими социальными группами на основе общезначимых культурных ценностей. Апелляция к общим культурным ценностям придаст рабочему движению значимость. Современный социальный конфликт локализуется в сфере распределения, а не производства. Речь уже не о борьбе за капиталистическую собственность и за командные высоты в экономике, борьба идет за потребление, его уровень, стиль жизни, за жизненные шансы в широком смысле слова, за гражданские и политические права. В силу этого следует отказаться от концепции класса и классовой системы социальной дифференциации. Вместо нее для описания классовой структуры постиндустриального общества Турен предлагает использовать понятия 1)социального класса, 2)заинтересованных групп или групп социального интереса и 3)группы давления.
47. ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ: Ж.-Ф. ЛИОТАР, Ж. БОДРИЯР, ДЖ. ФРИДМАН, З. БАУМАН По Поляковой В 80-90х XX в социологии оформилась проблематика постмодерна. Многообразные изменения в последней четверти XX имеют радикальный и новаторский характер, для понимания их природы, нового качества требуется создание новой социологической понятийности. Сравнение или противопоставление современности начальным характеристикам модерна выразилось в формулировании нескольких типичных тезисов (по поводу которых не было согласия между различными авторами) - пересматривали и отрицали основные положения модерна. 1 Изменение природы и функций научного знания. Прозвучала тема в книге Лиотара < Состояние постмодерна > 1979. Лиотар 1924-1998 фр философ-постмодернист и теоретик литературы. Основные положения: - по мере вхождения общества в постиндустриальную эпоху, а культуры - в эпоху постмодерна, изменяется статус знания. Знание - главный компонент культуры, вид дискурса. Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования разума и от личности, устаревает и будет выходить из употребления. Знание производится и будет производиться, чтобы быть проданным, потребляется, чтобы обрести стоимость в новом продукте, быть обмененным. В современных условиях речь о двойной легитимации, налицо процесс, по которому законодателю разрешено и трактовать научный дискурс, и предписывать условия его истинности, чтобы некоторое высказывание могло быть принято к вниманию. В эпоху информатики вопрос о знании более, чем когда-либо становится вопросом об управлении - в современных обществах функции управления и регулирования все более отчуждаются от управляющих и передаются технике - усиления роли знания в системе экономического производства и социального управления, его коммерциализации и превращения в информационный товар, который может функционировать в системах коммуникативных связей подобно другим символическим средствам обмена. Наиболее адекватной методологией анализа общества становится, теория языковых игр - выполняет в исследовании общества роль коммуникативной теории, ее Лиотар дополняет теорией игр, а также исследованием институций - нормативных установлений, которые накладывают ограничения на игры. В результате общество начинает представать как тотальный гипертекст, структура которого (если имеется) определяется ограничениями, которые полагаются теорией игр и совокупностью институций. 2 Конец индивида и приход молчаливого большинства. Жан Бодрийяр 1929-2007 фр культуролог и философ-постмодернист, проф Парижского университета, преподавал в ведущих учебных заведениях США и Европы. Система вещей 1968, Общество потребления 1970, Симулякры и симуляция 1981, В тени молчаливого большинства или конец социального. Бодрйияр не считает себя постмодернистом и даже социологом: Я метафизик, возможно, моралист, но не социолог. Масса - явление имманентное, обращенное внутрь себя, не осваиваемое практикой и теорией. Масса - черная дыра, куда проваливается социальное... противоположность тому, что обозначается как социологическое. Масса поглощает и уничтожает все: индивида, смысл, социальное, культуру, знание, власть, политику. Существо современности не заключено ни в борьбе классов, ни в неупорядоченном броуновском движении - состоит в глухом, но неизбежном противостоянии молчаливого большинства навязываемой ему социальности. 3 Постмодерн как конец прогресса, прекращение событий, конец истории. Бодрийяр выделяет ряд гипотез относительно постмодерна как конца истории или прекращения событий. Постмодерн - результат ускорения движения модерна во всех планах - техническом, событийном, коммуникационном, экономических, политических и прочих обменов, вследствие которого мы перестаем соотноситься со сферой реального и истории. 2я гипотеза связана с изменением социальных процессов. В нынешних обществах господствуют массовые процессы. Возникает инерция социального, порождается множественностью и насыщенностью социальных обменов, сверхплотностью городов, рынков, информационных сетей. В нее как в вату проваливаются все события. 3я - связана с преодолением предела, за которым вследствие все большей информационной наполненности история перестает существовать. Мы уже не обретем историю, какой она была до эпохи информатизации и СМИ, утрачена слава события. В течение столетий история развертывалась под знаком значимости событийности, наследуемой от предков и влияющей на грядущее. Ныне история сузилась до вероятной сферы причин и следствий. Смысл событий стал ожидаемым, события программируются. Бодрийяр называет это остановкой событий. Отбросы - остатками угасших идеологий. Мы стоим перед дилеммой: либо останки и отбросы истории погребут нас, либо мы используем их в какой-то причудливой истории, какую мы в действительности создаем сегодня. У истории не будет конца, все остатки истории - церкви, демократия, коммунизм, этносы - могут подвергаться бесконечному новому использованию. 4 Конец интеллектуалов. По Бауману, понятие постмодерн имеет ценность, поскольку охватывает и артикулирует новый опыт только одной, но значимой социальной группы современного общества - интеллектуалов. Бауман 1925 брит соц польск происх. «Мыслить социологически», «Индивидуализированное общество», «Глобализация. Последствия для человека и общества», «Свобода», многие идеи изложены в статьях и интервью, Полякова опирается на статью Postmodernism as Social Theory: Some Challenges and Problems). Концепцию постмодерна породило беспокойное чувство, что важная роль, которую интеллектуалы играли в эпоху модерна, исчерпала себя и практически не нужна. Это тревожное сознание породило статусный кризис интеллектуалов, потребность в переосмыслении своего положения и переориентации привычной практики. Переосмыслению подверглось все: вопросы когнитивной истины, моральных суждений и эстетических вкусов. Статусный кризис интеллектуалов сложился из 3х составляющих: 1 эрозией глобальной структуры доминирования, центром которой был Запад. 2 уход из социальной жизни рационально обоснованных утопий и идеологий, создаваемых интеллектуалами в качестве средства легитимации политического доминирования. 3 Интеллектуалы эпохи модерна всегда рассматривали культуру как свою собственность: ее создавали, в ней жили и давали ей имя. Экспроприация культуры ранит интеллектуалов наиболее сильно. 5 Фрагментация модерна, мультикультурализация. Джонатан Фридман 1946 америк антрополог (Полякова опирается на его статью Порядок и беспорядок в глобальных системах), постмодерн - фрагментация модерна, утрата порядка. Беспорядок - системная фрагментация ряда параллельных процессов. Фридман предлагает оппозиции модерна - постмодерна: Научное познание - Несопоставимые культурные образования Универсальная идентичность - Мультикультурная идентичность Полит. и экономич. гегемония Запада - Центробежная политика Целостное < эго> модерна - Нарцисстическое разложение. Господствующей культурной формой постмодерна является постмодернизм - противостоит научному знанию и господству рациональности. Постмодернизм - интеллектуальная идентичность, определяет себя как противоположность рационально-научному корню модернизма и ищет новый смысл в традиционных культурах. Постмодерн как эпоха - эра усиливающегося беспорядка. Усиливается интеграция объединений более низкого порядка, возникают новые структуры и политические союзы, новые конфликты. Кризис выразился в распаде единства господствующей социальной формы, иерархии идентичностей. Центральный момент: этнификация идентичности. Речь о возникновении социальной идентичности, которая основывается на специфической конфигурации сознания, базирующейся на истории, языке, расе. Все это - социально-конструируемые реальности, но опасно и неразумно отрицать аутентичность этнокультурной идентичности как значимого социального феномена. Нации распались на множество этнических и культурных образований. Фридман выделяет типы идентичностей: этнический тип, националистический, религиозно-фундаменталистский и локальный. Эта трансформация глобального порядка ведет к возникновению глобальных экономических и политических классов и широкому обнищанию и миграции больших групп населения. Культурная этнификация - глобальный процесс, создаваемый множеством культурных идеологий, быстро распространяются по миру и способствуют активной политизации культурных идентичностей среди иммигрантских меньшинств, субнациональных регионов и местного населения. Закат гегемонии центра принимает форму усиливающегося мультинационализма, а этническая консолидация влечет формирование новых элит. Постмодерн чреват возможными анархическими тенденциями, и в рамках глобальной системы они предсказуемы. Эта предсказуемость и позволяет говорить о новом порядке, именуемом постмодерном.
|