Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III: с конца 80х до наших дней




1 В июне 1988 принято постановление ЦК КПСС О повы­шении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества. Впервые на партийно-государственном уровне признана полная самостоятельность социологической науки

2 Создан Всесоюзный (после распада СССР Все­российский) центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), директором стала в 1988 академик Заславская. Ее заместителем - Левада, с 1992 ставший директором. 1а из основных задач заключалась в проведении мониторинга общественного мнения по основным экономическим, социальным и политическим пробле­мам развития с граны

3 На изучении общественного мнения и сдвигов в массовом сознании на­селения России стали специализироваться и другие созданные центры - служба Vox Populi и Российский независимый институт национальных и социальных проблем

4 Настоящее социологическое образование стало развиваться только с 1989, когда оказалась полностью узаконенной профессия социолога - появились первые 2 социологических факультета в стране - в Московском и Ленинградском университетах

Ведущие исследовательские центры: ВЦИОМ - ЦИРКОН - ФОМ - КОМКОН - РОМИР – ГФК + СпбГУ, ИСРАН, ИСПИРАН, ГУВШЭ, ИАРАН (Ярская)

Исследовательская группа ЦИРКОН создана в июне 1989 специалистами ряда академических институтов гуманитарного профиля. Основные направления деятельности:

- cоциологические и маркетинговые исследования

- информационно-аналитическое обслуживание

- политическое консультирование и проектирование PR-кампаний

- издательская деятельность.

Предметная специализация группы:

- Электоральное поведение населения

- Финансовое поведение населения

- Социальная активность и гражданское общество

- Социология СМИ, рекламы и массовых коммуникаций

Ромир - крупнейший российский холдинг, специализирующийся на исследованиях различных рынков и сфер жизни общества. Маркетинговые исследования составляют 95% от общего объёма реализуемых проектов. Реализует исследовательские проекты по 3 направлениям: специализированные маркетинговые исследования (Ad-Hoc), исследовательская платформа SCIF (Shopper-Centric Information Flow), основанная на данных панели потребления российских домохозяйств, и исследования с использованием технологии "Таинственный покупатель" (Mystery Shopping). Использует традиционные, инновационные методы исследований, предлагает широкий спектр услуг - от получения базовой информации о рынке до построения аналитических моделей.

 

21. ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ XX В.: Р. ПАРК, Э. БЕРДЖЕС, У. ОГБОРН, Л. ВИРТЗборовский История социологии, Осипов История развития социологии в Западной Европе и США



Под Чикагской школой принято понимать направление научной социологической деятельности теоретических и преимущественно эмпирических исследователей, сотрудничавших на кафедре социологии (социологическом факультете) Чикагского университета между 1892 и 1935.

Периодизация.У Зборовского 2 этапа:

a) Подготовительный 1892-1915 - с основания факультета до оформления центральных идей эмпирической социологии лидерами школы Парком и Бёрджессем. Основные черты: стремление к созданию единой исследовательской программы (не удалось), институционализация, ориентация на решение конкретных социальных проблем, связь с философской школой прагматизма и инструментализма (Дьюи), обучение студентов увязывалось с проведением исследований под руководством профессоров, практика проведения социологических семинаров для всех заинтересованных. Основные деятели:4ка отцов-основателей - Смолл, Хендерсон, Винсент, Томас. Основные итоги:привлечение внимания американского общества к социологии, реализация задачи институционализации, создание предпосылок для плодотворных творческих исследований на следующем этапе. Сформулированы профессионально-этические установки социологической деятельности и обучения, начали проводиться эмпирические исследования

b) Этап активного функционирования 1920-1930е - с момента, как Парк и Бёрджесс постарались сформулировать центральные положения развития социологии и эмпирических исследований до кризиса и распада школы, связанного, в 1ю очередь, с отъездом Парка из Чикаго в 1936. Основные черты: проводились совместные исследования студентов и преподавателей, относительное единство взглядов и лидерство Парка и Бёрджесса, сформировалась единая исследовательская парадигма, основные принципы эмпирической социологии. Основные деятели: Парк, Бёрджесс, Маккензи, Вирт, Огборн. Основные достижения:разработка и использование различных методов эмпирического исследования - изучения документов, опроса (исследование установок и ценностных ориентаций групп), социального картографирования, качественные неформализованные методы (case study); исследование актуальных социальных проблем - города (концепция концентрических зон Чикаго), работы в области социальной экологии (теория социального изменения)



Роберт Парк 1864-1944 считается, в отличие от организатора Смолла, идейным создателем Чикагской школы. Долгое время был журналистом-газетчиком, специалистом по рекламе. В Чикагский университет пришел в 1913, ему было сорок девять. 1916 начинается сотрудничество с Берджессом, их учебник Зеленая библия, Город: предложения по изучению природы человека в городской среде. 1925 президент американской социологической ассоциации. 1929-1933 путешествия, в результате которых уточняет проблему исследования маргинальной личности. 1936 отъезд из Чикаго.

Социально-экологический подход (теория социального изменения). Статьи Парка «Экология человека», «Физика и общество», «Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок». 2 уровня существования общества: биотический и культурный - разграничение онтологическое, в реально существующих социальных образованиях переплетены: их главные принципы (конкуренции и кооперации) соединяются в единый принцип соревновательной кооперации. Человеческая природа также двойственна - человек выступает в роли обособленного организма и в роли персоны, связанной с другими. Но биотическое первично, любая социальная жизнь вырастает на биотическом базисе в процессе эволюции, проходя 4 стадии, каждая соответствует своему уровню организации: экологический (территориальный), экономический, политический, культурный.

Некоторые направления исследования: Город как социальная лаборатория - социальные процессы в городе доступны для наблюдения и эксперимента, в условиях города четче видна человеческая натура. Город - уничтожение старой организации социального контроля (от авторитета локальных традиций и обычаев к общественному мнению и законодательству), плавильный тигель различных этнических культур.

Исследования маргинальной личности: статья Культурный конфликт и маргинальный человек. Маргинальная личность - продукт естественного культурного процесса, расширяющегося взаимодействия культур - тип личности, появляется в то время месте, где из конфликта рас и культур начинают появляться новые сообщества, народы, культуры. Судьба обрекает их на существование в 2х мирах одновременно: принять в отношении обоих миров роль космополита и чужака. Такой человек становится (в сравнении с окружающей его культурной средой) индивидом с более широким горизонтом, утонченным интеллектом, независимыми и рациональными взглядами. Маргинальный человек - всегда более цивилизованное существо. Маргинальная личность - специфический продукт урбанизации.

Эрнест Берджесс 1886-1966 - ближайший научный соратник Парка, развивавший с ним экологическую концепцию социального развития. 1934 избран президентом Американской социологической ассоциации. Главные области научных интересов - проблемы урбанизации, социальных патологий в городской среде, социализации личности, семьи и общины. Много занимался разработкой исследовательской процедуры - известна методика концентрических зон, с помощью которой выявил социальную неоднородность пространства города.

Занимался конкретными эмпирическими исследованиями (на основании теоретических построений Парка), руководил исследовательской деятельностью студентов. Исследования Чикаго, в основном, методом социального картографирования (создан ряд социальных карт города - досуг, подростковая преступность, расположение этнических общин). Чикаго был поделен на 75 районов (естественные ареалы - относительно отграниченные от окружения и внутренне гомогенные районы), в которых проживало более 3000 соседских общин. Изучение каждого естественного района включало 2 направления:

· Определение пространственного образа района, размещение общин, инфраструктуры

· Изучение обычаев, стереотипов, образа жизни, культурного облика общин.

1925 Рост города: введение в исследовательский проект - изложил концепцию концентрических зон Чикаго: центральный деловой район (зона бизнеса), промежуточный район вокруг центра (деловые конторы и предприятия легкой промышленности), зона трущоб, зона жилья рабочих промышленных предприятий, благоустроенные жилые районы, зоны резиденций (особняки богатых семей). Концентрические полукружья завершались пригородной зоной, опоясывавшей город, и связывались транспортными артериями, которые создавали пространственные условия для существования транзитных зон. Такая территориальная структура связана с экологическим распределением и сегрегацией различных видов деятельности. Зоны разграничены по ряду критериев, основной - цены на землю.

Луис Вирт1897-1952. Широкую известность принесла работа «Гетто», посвященная судьбам еврейских иммигрантов, прибывших в Чикаго из Европы. 1947-48 был президентом Американской социологической ассоциации, в 1949 избирается 1м президентом Международной социологической ассоциации.

«Гетто». Урбанистическая концепция, касалась разработки теории городского образа жизни (ввел понятие городской образ жизни, противопоставив сельскому). Непосредственный ученик Парка и Берджесса, соединил в своей трактовке анализ пространственной, социальной организации города и особенностей городского образа жизни. Выделял черты городской организации: высокая концентрация населения, большая численность, социальная неоднородность, наличие поселений в виде гетто. Описал особенности городского образа жизни: поверхностность контактов, их частота, кратковременность и анонимность, снижение роли семьи и социальной сплоченности, ослабление влияния обычаев, традиций, социального контроля. Городской образ жизни - результат пространственной и содержательной организации города - влияние общества на городской образ жизни игнорировалось (за это и критиковали).

Эмпирические исследования - рассмотрение урбанизма с 3х точек зрения: как физической структуры (популяционная база, технология, экологический порядок), как системы социальной организации (социальная структура, институты, система соц. отношений), как совокупности установок и представлений (типичные особенности личности, формы коллективного поведения, механизмы социального контроля).

Огборн 1886-1959 в университете начал работать в 1927 (был деканом с 1936 по 1951). В 1929 избирался президентом Американского социологического общества, с 1937 по 1939 руководил Исследовательским советом социальных наук. Главная работа «Социальные изменения» написана, когда был профессором Колумбийского университета, где защитил докторскую.

Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» 1933. Главная заслуга - выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень.

«Социальное изменение». Теория культурного отставания (культурного лага) - изменения в материальной культуре происходят быстрее, чем в нематериальной (адаптивной). Развитие техники, воздействующей, прежде всего, на материальную культуру, определяет остальные социальные изменения. Огборн - 1 из 1х представителей технологического детерминизма в социологии. Критиковали за противопоставление 2х типов культур - материальной и нематериальной. Значение для социологии:

· Разработка социально-экологического подхода

· Анализ города и общества как системы на 2х уровнях - микросоциологическом и макросоциологическом

· Разработка методологии и методик исследования, качественных и количественных методов

· Становление 1й из 1х отраслевых социологий - социологии города

· Поворот социологии к изучению конкретных нужд, потребностей, интересов человека и социальных потребностей общества

· Вклад в организацию профессионального социологического образования - сочетание подготовки и проведения эмпирических исследований с учебным процессом.

 

22. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XX В.: Ч.Х. КУЛИ, ДЖ.Г. МИД, Г. БЛУМЕР, Э. ГОФФМАНЗборовский История социологии

Интеракционизм- школа, в основе которой лежит межличностное взаимодействие как предмет исследования, изучение межиндивидуальных связей и отношений. Социологический аспект проблемы межличностного взаимодействия исследовал на раннем этапе интеракционизма амер ученый, профессор Мичиганского университета Чарльз Хортон Кули 1864-1929 Человеческая природа и социальный порядок, Социальная орга­низация, Социальный процесс.

Основные идеи: общество - социальное целое. Общественное сознание шире индивидуального и не сводится к нему. Личность и общество - разные аспекты человеческого взаимодействия. Общество раскрывается индивиду в виде социальных аспектов его личности. Общественное существо обладает социальным сознанием - способностью выделять себя из группы. Такое самосознание проявляется в общении и усвоением их мнения. «Я» и «мы» всегда связаны, эта связь - интеракция.

3 уровня сознания: 1 самосознание 2 общественное (что я думаю о других) 3 публичное (коллективная точка зрения людей, организованных в коммуникативные группы).

Теория зеркального «Я». Личность - совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих. «Я» - воспринятое человеком зеркальное отражение впечатлений, которые, по его мнению, произвел на окружающих.

Понятие первичных и вторичных групп. Первичные - кооперации и ассоциации индивидов, взаимодействующих лицом к лицу - дают индивиду ранний и наиболее полный опыт социального единства, мало подвержены изменениям, выражают природу человека, распространены во всех обществах и в этом плане универсальны - семья, клубы, братства, школы, соседи. Вторичные - институты, образующие социальную структуру общества - правительство, образование, собственность - безличны, отношения в них формализованы. Для ученого взаимоотношения индивидов по принципу лицом к лицу более значимы, чем производственные отношения. Последователь Кули Мид, высоко ценивший его теорию, от­мечал неправомерность сведения социального взаимодействия индиви­дов к обмену их мнениями друг о друге.

Символический интеракционизм - направление, занимается анализом социальных взаимодействий между людьми на основе символического содержания, которое вкладывают в свои действия. Основные символы - язык, жесты, ритуалы. Задача - как люди в своей деятельности и общении производят, воспроизводят и изменяют социальные структуры. В литературе принято выделять в структуре символического интеракционизма 2 направления - Чикагское и Айовское (по назва­нию университетов, где работали представители). В числе круп­ных авторов Чикагского - Мид, Блумер, Шибутани, Айовского - Куп, Партленд. Тесно связаны с символическим интеракционизмом взгляды сторонников драматургического подхода, в первую очередь - Гоффмана.

Джордж Герберт Мид 1863-1931 амер фил, соц при жизни малоизвестен, не опубликовал ни 1 крупного научного труда, деятельность ограничил чтением курсов лекций (пользовавшихся большим успехом). Попу­лярность выросла после смерти, когда группа его бывших студентов и почитателей издала сочинения в 4х томах, основан­ных на лекционных конспектах и авторских рукописях. Главная работа - «Сознание, Я и Общество».

Основные понятия. Социальный акт - диалог между индивидами, непрекращающийся обмен установками и действиями. Стадии социального акта: импульс (побуждение к действию социальной средой); восприятие (формирование в сознании представления об объекте действия); манипуляция (процесс взаимодействия субъекта и объекта) и консумация (получение пользы от объекта взаимодействия, оценка). Типы - несимволический (реакция людей на поведение друг друга), символический (основной, происходит в процессе обмена установками, смыслами и значениями). Символ - значимый жест (сознательное или бессознательное приглашение к взаимодействию), вызывает в другом ту же реакцию, что и в нас. Символ сопровождается осознанием индивида и собеседника, рождается во взаимодействии, подвижная структура; понятен 1му и другому, требует уточнения и прояснения, в зависимости от ситуации. Знак - некая очевидность содержания за очевидностью форм. Нет особого поля для рассуждений. Существует некое поле знаний, связанных с символом. Мы смотрим на свою реакцию и реакцию другого, ситуативно интерпретируем символ. Знак содержится в символе. Значение символа проясняется в зависимости от ситуации.

Структура личности (Self):I - я-субъект (созидающее начало, импульсивная, спонтанная сторона натуры); Me - накопленный социальный опыт, нормы, заложенные в результате социализации, не статичен. Опыт приобретается через особенности восприятия и специфику I. Self можно заменить понятием саморефлексия (то, что я думаю о себе). I существует только в настоящем (появилось и исчезло). Объяснить I не представляется возможным.

Обобщенный другой - социальная среда взаимодействия. Проблема соц.взаимодействия: общение человека с собой из перспективы другого человека (обобщённого другого).

Стадии социализации: 1 имитация (радикально не отличается от жизни в стаде животных) 2 play (игра как представление; человек имеет общее представление о замысле игры. Главное - ощутить себя в роли безотносительно других участников) 3 game (игра как соревнование; известны общий замысел, правила, роли других. Игрок - часть общего замысла).

Герберт Блумер 1900-1987 будучи представи­телем Чикагской школы, опирался на работы Кули, Дьюи, Томаса, став учеником и последователем Мида. Блумеру со­циологическая наука обязана введением в научный оборот терми­на символический интеракционизм. «Символический интеракционизм: перспектива и метод».

Основные положения: 1 люди действуют в отношении вещей на основе смыслов meanings, которыми располагают о них. 2 смысл любой вещи, попадающей в поле зрения человека, возникает из взаимодействий, в которые человек вступает с другим. Смысл не присущ вещам самим по себе и не является чисто индивидуально-психическим феноменом, возникает во взаимодействии и вписывается в него, является социальным феноменом. Любой смысл задан и преобразуется благодаря процессу интерпретации, который человек осуществляет, манипулируя вещами, с которыми сталкивается в повседневной жизни.

Социальный процесс немыслим без внутренне присущего ему процесса интерпретации. 1а из задач социологии - исследование способов практического осуществления людьми в рамках их социальной жизни интерпретации смысла вещей. Человека как участника символического взаимодействия нужно рассматривать не в качестве актора или 1го из факторов, а в качестве конституирующегося и самоконституирующегося начала.

Основа коллективного поведения - общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Механизмы коллективного поведения - толчея, коллективное возбуждение, социальная инфекция (быстрое бессознательное и нерациональное распространение настроений, форм поведений) => типы элементарных коллективов: действующая толпа (спонтанно создается, отсутствует организация, разделение труда, структура ролей. Индивид теряет самоконтроль, анализ действий других затрудняется), экспрессивная толпа (смеющаяся, плачущая, кричащая), масса (конгломерат обособленных индивидов, поведение не определяется никакой экспектацией, общественность (возникает как естественный отклик на проблему, внутри - споры и конфликты).

Эрвин Гоффман 1922-1982 - канадско-амер социолог, считают представителем символического интеракционизма. Пройдя социологическую школу Чикагского университета (в период падения ее величия), формируясь и развиваясь под влиянием идей Мида. Был избран президентом Американской социоло­гической ассоциации в 1981. Представле­ние себя другим в повседневной жизни.

Концепция множественного Я (драматургический подход). Каждый раз создавая свой образ, индивиды приобретают возможность осуществить контроль над поведением других участников взаимодействия: индивид может воздействовать на определение ситуации, подавая себя так, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствии с его планами. Социальное взаимодействие - лицом-к-лицу.

Интеракционный порядок упорядочен - подчинен действию механизмов, обеспечивающих его самовоспроизводство. Это система взаимных соглашений в смысле основных правил игры, облегчающих совершение действий.

Все многообразие социальной жизни сводится к стратегическому и нестратегическому взаимодействиям, отличающимся степенью намеренности в действиях индивидов. 1е характеризуется намеренностью. 2е основывается на приверженности людей традиционным способам взаимодействия (рутинизации) посредством познающего и корректирующего контроля.

Рамочный анализ. Познание социального возможно только с применением рамки. Метафора рамки располагает в центре изображение деятельности с целью приобретения опыта, завладевающей индивидом, ее содержательный аспект, а по краям перспективу, из которой следует рассматривать данное изображение, структуру и определение данного типа деятельности - границы, линию рамки. Рамочному анализу подвластно исследование всех уровней реальности, сдвигов среди данных уровней. По целевому назначению все виды рамок позволяют использующему их обнаружить, ощутить, опознать и наклеить ярлык на кажущееся бесконечным число событий, определенных в их терминах. Первичные рамки имеют дело с нетрансформируемым опытом, остальные, базируясь на первичных, преобразуют опыт, непрерывно наслаиваясь друг на друга в ходе познания. Первичная рамка - тождество объективного и субъективного, единство чистого опыта и его осмысление.

Рамка предстает в 2 смыслах: 1 инструмент интеракционного анализа, обращающее внимание на то, как общаются индивиды и как структурируют значения опыта через применение рамки. 2 формализованный образ опыта.

 

23. П. СОРОКИН: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ АМЕРИКАНСКОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА. ТЕОРИЯ КРИЗИСА КАПИТАЛИЗМА ПО СОРОКИНУЗборовский Г.Е. История социологии

Сорокин, русско-американский социолог 1889-1968, переехал в США из Чехословакии осенью 1923 по приглашению американских со­циологов. Творчество в США социолога может быть рассмотрено в рамках 2 периодов - миннесотского и гарвардского. В годы миннесотского 1923-1930 - 2 крупные работы: «Социология революций» и «Социальная мобильность». Заготовки и наброски для этих работ сделаны в России. В 1929 вместе с Циммерманом публикует книгу «Основы сельской и городской социологии», заложившей основу целого направления исследований. В гарвардский период создает свою 4хтомную «Социокультурную дина­мику». В 1964 избирают президентом Американской социологической ассоциации. В 1968, после смерти ученого, учреждает ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

Основные идеи работы «Социология революций» (1925)

1 закон социально­го иллюзионизма: революции и сопутствующие им войны усиливают и ускоряют дезинтеграцию общества. Цен­ности и идеалы, воспроизводимые в революционный период ил­люзорны (сравнивает ряд лозунгов Февральской и Октябрьской революциями в России 1917 с действительностью, наступившей через 2-3 г. Обещали хлеба - получили голод и вымирание. Хотели уничтожить капитализм - разрушили средства производства и обращения). Закон социального иллюзионизма активно ра­ботает в странах, оторванных от достижений мировой цивилизации в об­ласти свободы и демократии. Пример - наша страна

2 закон позитивной и негативной поля­ризации - люди во время кризисов ведут себя неоднозначно: 1 часть общества становится склонной к со­циальной аномии (негативный полюс), другая - к моральному совершен­ствованию и религиозности (позитивный)

«Социальная мобильность» (1927)

1 социальная стратификация находит выражение в существовании выс­ших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределе­нии прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов сообщества. Социальная стратификация - постоян­ная характеристика любого организованного общества, есть всюду. Нестратифицированного общества не бывает

2 социальная мобильность - любой пере­ход индивида или социального объекта (ценности) - всего, что со­здано или модифицировано человеческой деятельностью, из 1 соци­альной позиции в другую. В соответствии с концепцией мобильность различается по направленности (горизонталь­ная и вертикальная, последняя рассматривается в 2х плоскостях - восходящая и нисходящая), по форме (коллективная и индивидуаль­ная), по интенсивности и масштабности. Горизонтальная - переход из 1 социальной группы в другую на том же уровне социальной стратификации. Вертикальная - перемещения индивида (группы) из 1 пласта в другой. Вертикальная рассматривается в 3х аспек­тах, соответствующих 3м формам социальной стратификации, - полити­ческом, экономическом, профессиональном. Основные ме­ханизмы мобильности, с помощью которых преодолеваются сита, просеивающие индивидов, - семья, школа, церковь, армия, профессиональные, экономические и политические организации. При рассмотрении названных структур в русле вертикальной мобильности анализирует их в качестве каналов социальной циркуляции

Теория социокультурной динамики.Анализируя общественную реальность в историческом срезе, как иерархию различных социальных и культурных си­стем, начиная с мелких и кончая крупными и объёмными супер­системами - существуют на протяжении столетий, охватывают все виды социальных взаимодействий, формы материальной и духов­ной жизни, включая науку, искусство, религию, язык. В процес­се анализа суперсистем особое внимание - характеристике культурных суперсистем, главную роль играют ценности. В каждую историческую эпоху господствует 1а из культурных суперсистем, в структуре которой можно обнаружить как остатки ее предшественницы, так и ростки на­следницы. Рассматривал исторический процесс через призму движения типов культур, каждый выступает как целост­ность. Таких типов 3: чувственный, рацио­нальный (умозрительный), идеациональный. 1й характеризуется преобладанием чувственного восприятия действитель­ности, 2 господством рационального мышления, 3 доми­нантой интуиции. Каждый находится в развитии и присущ человеческому обществу на различных этапах прогресса.

Центральная категория в концепции социокультурной динамики - ценности. Их классификация представлена 4 группами: 1 ценности, возникающие в результате познавательной деятельности (основная - истина), 2 ценности эстетического удовлетворения (красота), 3 ценности соци­альной адаптации и морали (добро), 4 наличие ценностей, объединяющих все в целое (польза). Любую значимую человеческую активность и деятельность можно объяс­нить с помощью этих категорий, наиболее интег­ральной среди которых - польза

Идея интегрализма.Человек интегрален по природе, ко­торая складывается под влиянием факторов космическо­го, биологического, психологического, социокультурного характера. Для получения истины, являющейся главной целью деятельности человека, пользуется 3 основными каналами - чувствами, разумом, интуицией В результате их интегрального использования знание о мире человека стано­вится полным.

Говоря о теории интегрального типа общества, следует отметить, что стремился представить свой вариант будущего. В 1960х в ряду кон­цепций конвергенции (сближения обществ и стран с различным социальным строем) занимала 1о из центральных мест благодаря реали­стическому подходу к пониманию взаимосвязи организаций и сис­тем общественной жизни и необходимости использования лучших достиже­ний каждой в интересах человечества.

(И-нет: библиотека. Добреньков, Кравченко «История зарубежной социологии») Идею синтеза 2х противоположных социальных систем - демократии западного образца и российского (советского) коммунизма, выдвинута Сорокиным в 1960 в статье Взаимное сближение США и СССР к смешанному социокультурному типу. Дружба капитализма с социализмом наступит не от хорошей жизни, находятся в кризисе. Упадок капитализма связан с разрушением его основ - свободного предпринимательства, кризис коммунизма вызван его неспособностью удовлетворять элементарные потребности людей. Концепцию советского общества считает ошибочной - держится на тоталитаризме. Коммунистическому режиму в России все равно придет конец, поскольку коммунизм может выиграть войну, но не может выиграть мир. Спасение СССР и США - 2х лидеров враждебных лагерей - во взаимном сближении - тем более возможно, что русский и американский народы похожи, как похожи 2 страны, системы ценностей, права, науки, образования и культуры.

 

24. СТРУКТУРНЫЙ ФУНКЦИОНАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ XX В.Громов И., Мацкевич А. Семёнов В. Западная теоретическая социология. Комаров М.С. Введение в социологию. Осипов История социологии в Западной Европе и США

Структурный функционализм - направление в социологии, рассматривает общество, явления и процессы как социальные системы, имеющие структуру и механизм взаимодействия элементов, каждый из которых выполня­ет функцию в системе. 1 из центральных постулатов структурного функционализма: функция отдельного социального феномена - его вклад в социальную жизнь, представляет собой функционирование социальной систе­мы в целом. Другое выражение сути функционализма - как 1о явление мо­жет иметь различные функции, так и 1а функция может выполняться различными явлениями.

Термин структурный функционализм появился в XX, а как теоретическая парадигма сложился окончательно во 2й половине 21в, его корни восходят к основателям социологической теории - Конту, Спенсеру, Дюркгейму, Веберу. Структурный функционализм исходит из представлений об обществе, которые связаны с формированием социологии и определением ее как самостоятельной науки - рассматривает общество как объективную реальность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, развитие и функционирование которой может быть объяснено только изнутри. Метод, предпочитаемый структурным функционализмом, - историко-сравнительный.

Социальная статика Конта опиралась на принцип, что институты, верования и моральные ценности общества взаимосвязаны в 1 целое. Существование любого социального явления в этом целом получает объяснение, если описан закон, как сосуществует с другими явлениями.

Спенсер использовал функциональные аналоги между процессами организма и общества. Подобно эволюционному развитию организма, дифференциация структуры в обществе сопровождается дифференциацией функций. Можно говорить об органической взаимозависимости частей, об относительной самостоятельности целого (структуры) и частей в обществе и в организме.

Вебер- социология - наука о социальном взаимодействии (действии индивидов, направленном друг к другу). Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых индивидом для достижения целей - практических задач или для реализации ценностей. Эти способы субъективны и составляют множество значений, используемых индивидом для описания ситуации действия, без которого действие не является возможным.

Ближе всего к новому функционализму метод и теоретические построения Дюркгейма. Его социология основана на признании, что общество обладает независимой от людей реальностью и это не просто идеальное бытие, но система активных сил, вторая природа. Отсюда - объяснение социальной жизни надо искать в свойствах общества. Близки функционализму и такие особенности метода, как анализ структурного прошлого социальных институтов и современного состояния среды. Совпадает с общей естественно-научной ориентацией функционализма стремление Дюркгейма поставить социологию в 1 ряд с физикой или биологией, трактуя идеи как вещи и найдя для нее свою реальность в виде социальных фактов, которые можно объективно изучать, измерять и сравнивать. Дюркгейм развил функциональную теорию социального изменения, в основе которой - идея структурной дифференциации, создав предпосылки дальнейшего продвижения американскому функционалистскому неоэволюционализму 50-60х (Парсонс, Смелсер).

Отправляясь от идей Дюркгейма, разработкой функционального метода и основных понятий функционализма, занялись англ социальные антропологи - Малиновский и Редклифф-Браун.

Редклифф-Браун - 1 из инициаторов применения системного подхода к примитивным обществам. Его теоретические принципы продолжали традиции английского эмпиризма: социальные явления должны рассматриваться как естественные факты и при их объяснении надо следовать методологии естественных наук: в теории допустимы лишь такие обобщения, которые могут быть проверены.

Рассматривая общество как живой организм в действии, считал, что исследование его структуры неотделимо от исследования его функций - от показа того, как работают составные части системы друг к другу и к целому. Он отверг попытки (характерные для Малиновского) связать социальные явления с индивидуальными потребностями.

Исходными для Редклифф-Брауна - следующие структурные представления об обществе. Если общество способно выжить, должна существовать минимальная солидарность между его членами: функциясоциальных явлений - создавать или поддерживать эту солидарность социальных групп, или поддерживать институты, которые этому служат.

1 должна существовать минимальная согласованность отношений между частями социальной системы

2 каждый тип общества проявляет основные структурные черты, и различные виды человеческой деятельности связаны с ними, чтобы вносить вклад в их сохранение.

Малиновский много сделал для формирования понятия функции. В его концепции это понятие центральное. Социальные явления объясняются их функциями, по роли, какую они играют в целостной системе культуры, и по способам, какими соотносятся друг с другом.

Наибольшие возражения вызывала предпосылка раннего функционализма, что всякое событие внутри системы в каком-то отношении функционально для системы. Позднее ее называли постулатом универсальной функциональности. Для раннего функционализма нерешенной оставалась проблема: допустимо ли считать культуру в целом функциональной, поскольку предписывает адаптивные нормативные образцы человеческого поведения. Школа Малиновского склонялась к признанию ее функциональности: все элементы культуры, если эта концепция (функционалистская антропология) справедлива, должны быть работающими, функционирующими, активными, действенными.

Универсальному функционализму присущи внутренние трудности, которые видны в схеме Малиновского. 1 из его руководящих принципов, что конкретные явления культуры создаются для удовлетворения потребностей, почти тавтология, так как для любого явления легко установить, что оно удовлетворяет потребность. Утверждение Малиновского, будто каждое культурное явление должно иметь функцию, т.е. что существует, потому что удовлетворяет современную потребность, чрезмерно сильно. Только специальным исследованием можно установить, полезно ли для чего-нибудь и кому-нибудь явление.

В современных вариантах структурно-функционального метода встречаются разные сочетания структурного и функционального аспектов анализа социальных явлений. У 1х авторов, повсеместно причисляемых к функциональному направлению, преобладают структурные представления, у других - функциональные.

При структурном подходе сложный объект (общество, его состояние, социальный институт или процесс) задается аналитическим вычленением входящих в его состав единиц (элементов, факторов, переменных). Все составляющие структуры оказываются заданными одновременно в отвлечении от механизмов диахронного существования и воспроизводства социального целого и его частей. Затем найденное статистическое состояние может послужить исходным пунктом для анализа процессов социального изменения.

Функциональный подход выясняет связи между элементами и целым, соотнося определенные структурные единицы со способами их функционирования. В результате получается разветвленная типология связей частей друг с другом и с целым, выясняются возможные и невозможные состояния системы, допустимые сочетания элементов в ней, определяются наборы функций как способов поведения, присущих данному системному объекту при условии сохранения его структурной целостности.

Ритцер:Функциональная теория стратификации, сформулированная Кингсли Дэвисом и Уилбертом Муром, возможно, является наиболее извест­ной работой в рамках теории структурного функционализма - разъяс­нили, что рассматривают социальную стратификацию как всеобщую и необходи­мую, не может быть не стратифицированного, бесклассового общества. Стратификация - функциональ­ная необходимость. Считали систему стратифика­ции структурой, стратификация относится не к индивидам в системе стратификации, а к системе ролей. В центре их внимания вопрос - как получается, что определенные позиции имеют различную степень престижности.

Учитывая этот подход, можно сформулировать главный вопрос функциона­лизма: как общество мотивирует и помещает людей на правильные позиции в системе стратификации? Это сводится к 2м проблемам: как общество внушает правильным индивидам желание занимать определенные места? И если люди занимают их, как общество внушает желание выполнять требования должностей?

Надлежащее заполнение должностей проблематично по 3 причинам: 1 некоторые места привлекательнее прочих, 2 некоторые должности важнее других для выживания общества, 3 различные социальные позиции требуют различных способностей и талантов.

Позиции, высоко котирующие­ся в стратификационной системе, менее привлекательны, но более важны для вы­живания общества и требуют наибольших способностей. Общество должно дополнять эти места вознаграждением, чтобы до­статочное количество людей стремились занять их, а индивиды, которые займут, работали усердно. Обратное утверждение подразумевалось, но не об­суждалось - низшие пози­ции в системе стратификации более привлекательны, менее значимы и требуют меньше способностей. Общество может меньше заботиться о том, чтобы индивиды занимали эти позиции и выполняли обязанности с усердием.

Дэвис и Мур не утверждали, что общество сознательно создает систему стра­тификации для уверенности, что высокопоставленные должности заняты надлежащим образом. Напротив - стратификация - неосознанно созданный механизм. Однако это средство должно созда­вать каждое общество, чтобы выжить. Для гарантии, что люди занимают должности высокого уровня, общество должно обеспечить им вознаграждения - престиж, высокую заработную плату и досуг.

С 1945 структурно-функциональная теория стратификации была предметом критики:

- 1 из основных критических аргументов - функциональ­ная теория стратификации увековечивает привилегированное положение людей, которые уже обладают властью, престижем и деньгами

- функциональную теорию можно критиковать за предположение, что только потому, что стратифицированная социальная структура существовала в прошлом, будет существовать в будущем. Возмож­но, будущие общества будут организованы без стратификации

- трудно согласиться с идеей, согласно которой функциональные позиции различаются по общественному значению. Дей­ствительно ли сборщики мусора менее важны для выживания обще­ства, чем менеджеры по рекламе?

- мы не должны предлагать людям власть, престиж и доход, чтобы хотели занимать места высокого уровня. Равным образом мотивацией может быть удовлетворение от качественной работы или возможность приносить пользу другим.

Парсонс: школа структурного функционализма. В25. Толкотт Парсонс (1902-1979) - центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель школы, основатель теории социальной системы и теории социального действия.

Функционализм Мертона. В26.Высокая теория Парсонса стала объектом критики со стороны социологов, которые не разделяли его схоластическую, формалистическую концепцию. К ним в 1 очередь относится Роберт Кинг Мертон 1910-2003 - спорил с Парсонсом и по конкретным аспектам развил и переосмыслил ряд его положений. Мертон - создателем более совершенной, динамичной, эмпирически обоснованной теоретической системы. Свою теорию называл теорией "среднего уровня" или "среднего радиуса действия" - промежуточные теории - отклоняющегося поведения, ролевых конфликтов, бюрократической структуры.

25. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА Т. ПАРСОНСАГромов И.А., Мацкевич А.Ю., Семёнов В.А. Западная теоретическая социология; Зборовский История социологии

Парсонс 1902-1979 - центральная фигура в структурно-функционалистском направлении, создатель школы. Основные концепции - теории соци­ального действия, социальной системы, структурный функционализм - в ме­тодологическом отношении связаны, 1я является базовой.

1я и главная книга «Струк­тура социального действия». Другие: «Социальная система».

Множество теоретиков повлияли на становление взглядов Парсонса - в 1ю очередь Дюркгейм и Вебер. Особенно каса­лось теорий социального действия и структурно-функционального анали­за. Концепции Парето и Маршал­ла - в системном подходе к обществу и его структурам. Влияние, касающееся социокуль­турного развития общества, оказала британская социальная антропология - Мали­новский и Радклифф-Браун. Парсонс определял свою социологи­ческую теорию как синтез 3х направлений: структурно-функционально­го анализа Дюркгейма, теории социального действия Вебера, социальной антропологии Малиновского и Радклифф-Брауна.

Основные усилия на протяжении жизни направлены на создание общей теории действия, которая согласовывалась бы с терминологическим аппаратом и представлениями других наук о поведении сложных систем. Поэтому социологическая теория для него - 1 из частных случаев такого построения, рассматривающим отдельные, хотя и важные стороны социального действия и социальной системы.

Социолог видел социальный мир в понятиях человеческих идей - ценностей, норм, значений. Обращал внимание на организацию человеческих актов в системы дейст­вия. Систему понимал, как совокупность взаимосвязанных частей, несводимых к их сумме. В этом смысле уподоблял об­щество как систему живому организму. Вводя понятия «система» и «функция», пытался ответить на вопрос, поставленный еще Гоббсом: «Как возможен социальный порядок?» Ответ - система стремится к равновесию, сбалансированности ча­стей, сохранению независимости. Свою теорию развивал поэтапно. Периоды развития:

I. Ранний. Теория социального действия -связана с работой «Структура социального действия».Исходная точка размышления - все теории, разработанные в разных социальных контекстах, двигались в 1 направлении, ведущем к теоретическому результату - теории действия.Он взял идеи 4х классиков: Вебера, Парето, Дюркгейма, Маршалла.

Любое социальное действие предполагает наличие: 1 действующего лица (актора), 2 конкретной ситуации, 3 условий действия, состоящих из цели и нормативных предписаний. «Действие - некоторый процесс в системе субъект действия - ситуация, имеющий мотивационное значение для действующего индивида или индивидов». Само действие - самоорганизующаяся система, характеризующаяся наличием символических механизмов регуляции (языка, ценностей и др.), нормативностью (зависимостью от принятых в обществе норм и ценностей), автономностью (независимостью от условий среды). Действия включает минимум «конкретных элементов» - «конкретную цель, средства, условия (включая институциональные правила) и норму, управляющую отношениями между средствами и целью. Это и есть элементарные единицы анализа». В совокупности и взаимосвязи позволяют рассматривать социальное действие как систему.

II этап. Разработку концепции социального действия и общей теории действия продолжает и в работах послевоенного периода, важнейшие - Социальная система (1951) и К общей теории действия (1951). Выделенная им общая модель действия, называемая «единичным актом», подразумевает аналитическую абстракцию, обобщенную модель любого действия человека, взятую в ее сущностных чертах. Эта модель включает:

1 действующее лицо (actor) - человека, наделенного стремлением действовать, имеющего цели и способного описать способы их достижения

2 ситуационное окружение - изменяемые и неизменямые факторы окружения, по отношению к которым направлено действие и от которых зависит. Состоит из определенного числа социальных, культурных и физических факторов, делающих возможным существование действия и ограничивающих пространство выбора. Как индивидуальное действие, образцы поведения человека могут быть описаны как достижение целей на основании сознательных намерений, выраженных в знаковых системах. Однако для совершения действия человеку необходим организм и символическая система (язык описания), которые не могут быть осмыслены на индивидуальном уровне.

1м фактором, выделяемым в ситуационном окружении системы действия, является биологический организм - совокупность биологических характеристик, конституирующих видовое отличие homo sapiens. Эти вдовые характеристики не существуют сами по себе, а проявляются в уникальном сочетании в каждом представителе вида

2м фактором являются культурные системы - символически организованные образцы, основанные на способности человека говоритьи передавать опыт негенетическим путем.

- 2 фактора, делающих возможным, влияющих, придающих устойчивый характер и ограничивающих общую систему действия. Их сосуществование ведет к появлению еще 2 других факторов: личности и социальной системы. В пределах, ограничиваемых, с одной стороны, генетическим кодом, а с другой - культурными образцами, лежит возможность индивидов и групп развивать свою поведенческую систему, структурно независимую от органического строения и культурных систем. Каждый индивид обладает генетически определенным биологическим организмом, усваивает что-то из общей с другими культурной среды. Выделение 4го фактора, оказывающего влияние на социальное действие, связано с тем, что в ситуационном окружении индивида, кроме физических тел и культурных образцов, имеются и другие индивиды. Этот четвертый фактор - социальная система - столь же аналитически независим, как и остальные. Его относительная независимость очевидна, поскольку социальная система призвана отвечать потребности интеграции социальных отношений, подверженных потенциальному стремлению к конфликту и дезорганизации.

4 фактора, обозначенные Парсонсом, оказывают на действие не случайное воздействие. Каждый фактор - структурно организованный и относительно независимый - аналитически выделимый. Все они представляют собой системы действия, влияющие на единичный акт: биологическую, культурную, личностную и социальную. Можно также утверждать, что все они являются следствием развития единичного акта, возникают в процессе его институционализации, каждая из систем удовлетворяет одному из системных условий (пререквизитов).

III этап. AGIL(эйджил)= функциональная парадигма 1953 г.В монографим Парсонса и Смелсера «Экономика и общество» определены функциональные реквизиты систем действия: адаптация (Adaptation), достижение цели (Goal attainment), интеграция (Integration) и латентность (Latency).

Концепция системы берется Парсонсом из общей теории систем, в частности, из работ одного из первых разработчиков системного подхода Берталанфи и основателя кибернетики Винера. Развитие системного подхода связано с необходимостью объяснения возможности сохранения упорядоченного состояния в системах, что противоречило тезису термодинамики о стремлении закрытых систем к росту энтропии (беспорядка). Решением этой проблемы стало введение понятия открытых систем, поддерживающих состояние сложного порядка благодаря отношениям обмена с внешней средой посредством входа и выхода. Системы действия являются открытыми. Поэтому, чтобы продолжать существование (поддерживать порядок), должны удовлетворять 4м системным потребностям: адаптации, целеполагания, интеграции и латентности (Adaptation, Goal Attainment, Integration, Latency). Таким образом, каждая система на более низком уровне представлена 4мя подсистемами, образующимися для удовлетворения 4х системных потребностей, необходимых для продолжения существования системы:

1. Каждая система должна приспосабливаться к своему окружению (Адаптация).

2. Каждая система должна иметь значения (средства) для определения порядка достижения целей и мобилизации ее ресурсов в порядке их достижения (Целеполагание).

3. Каждая система должна поддерживать свое единство - внутреннюю координацию частей - и пресекать возможные отклонения (Интеграция).

4. Каждая система должна стремиться к состоянию равновесия (Латентность - поддержание образца).

Процесс институционализации выступает способом образования подсистем, каждая из которых несет функцию удовлетворения одного из функционально необходимых условий.

Парсонс выделяет уровни системной иерархии, начиная от живой системы, включающей все биологические организмы:

1. Живая система имеет 4 подсистемы:

а) физико-химическая система, состоящая из физических и химических процессов, исполняющая функцию адаптации живой системы к неорганическому окружению;

б) органическая, выполняющая функцию целеполагания живой системы;

в) телическая (трансцендентальная), включающая трансцендентальные условия существования живой системы и выполняющая функцию поддержания образцового существования и снятия напряжения внутри живой системы;

г) система действия - единичный акт - действие, контролируемое решениями (значениями), принимаемыми под влиянием обстановки, исполняющее функцию интеграции живой системы.

2. Подсистемы 4х систем. Для системы действия Парсонс выделяет 4 подсистемы:

а) биологическая система (организм), служащая соединительным звеном между материальным и идеальным мирами - нормами, ценностями, значениями, составляющими мир действия. Выполняет функцию адаптации;

б) система личности. Выполняет функцию целеполагания, формируясь в процессе социализации индивида, направленном на интернализацию ценностей и норм, становится инструментом, посредством которого система действия определяет порядок целей;

в) социальная система. Совокупность ролевых статусов, управляемая нормами, определяющими, какие действия предпочтительны. Выполняет функцию интеграции;

г) культурная система. Совокупность исторического опыта - идей, идеалов, ценностей и т.д. Выполняет функцию поддержания образца, конкретизируя идеи в нормах социальной системы и интернализируя их в системе личности.

3. Подсистемы систем, перечисленных в п. 2.

Для социальной системы:

а) экономическая система. Играет роль связующего звена между социальной организацией и природным окружением. Выполняет функцию адаптации;

б) политическая система. Выполняя функцию целеполагания, включает все формы принятия решений, стандартизации целей и мобилизации ресурсов на их достижение;

в) система социетальной общности. Выполняет функцию интеграции и включает все институты социального контроля;

г) система социализации. Выполняет функцию поддержания образца, включая человека в существующие культурные системы.

Выделение уровней можно продолжать, пока мы не опишем конкретное социальное явление, но мы, вслед за Парсонсом, сосредоточим внимание на 2м и 3м уровнях.

Единичный акт несет в себе 4 подсистемы, развиваемые посредством институционализации; каждая из них порождает свои, развиваемые тем же путем, и т. д.

Подсистемы каждого уровня развиваются для удовлетворения 4х функционально необходимых условий, соблюдение которых способствует выживанию системы.

Еще одной идеей, основанной на разработках теории открытых систем в рамках системного подхода, выступает у Парсонса концепция кибернетической иерархии и информационного обмена взаимодействующих систем и подсистем. Его теория - это теория коммуникации значений - ценностей, норм и т. д., выраженных в форме символов. Отношения между системами и подсистемами и внутри них рассматриваются как обмен информацией - совокупностью символов, вызывающих структурные изменения в принимающей и передающей системах.

Посредством обмена символьной информацией система, с одной стороны, поддерживает интеграцию, а с другой - утверждает собственную независимость, поддерживает границы.

Далее Парсонс обосновывает тезис, что любая система контролируется такой подсистемой, которая обладает большим информационным потенциалом и потребляет наименьшее количество энергии; чем ниже энергетическое потребление системы и выше ее информационный потенциал, тем более высокое место она будет занимать в системной иерархии и тем большее влияние будет оказывать на поведение других подсистем. Среди систем действия наибольшим энергетическим потенциалом обладает система биологического организма - создает условия для протекания действия и оказывает на него наименьшее управляющее воздействие. Система, обладающая наименьшим энергетическим потенциалом - культурная, обладает более высоким контролирующими статусом. Подобная иерархизация систем и постулат о стремлении их к состоянию равновесия делает, в конечном счете, невозможным переход к реальному миру и его результативной организации.

26. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА Р. МЕРТОНАГромов И., Мацкевич А., Семёнов В. Западная теоретическая социология

Роберт Кинг Мертон 1910-2003 Социальная теория и социальная структура, Явные и латентные функции - считал, что функционализм является ключевой формой теоретических суждений об обществе, предполагающих его объективный характер. И в этом смысле функционализм является основным, если не единственным, способом мышления, пригодным для науки социологии как самостоятельной дисциплины.

На концепцию Мертона оказали влияние работы Вебера, Томаса, Дюркгейма и Парсонса, учеником которого он был. Анализируя их взгляды, пришел к выводу, что представление об обществе как объективном, структурированном феномене и его влиянии на поведение индивидов ведет к расширению социологического знания, не решая, конечно, всех проблем.

Из такого предпочтения вытекает тема, являющаяся лейтмотивом большинства его работ - социальной структуры и ее влияния на социальное действие. Уже в своей докторской диссертации (1936), написанной под воздействием «Протестантской этики» Вебера, сосредотачивает внимание на взаимосвязи роста протестантских общин и развития научного знания в Англии XVII, подчеркивая способы, которыми институционализированные структуры (религиозные организации) влияют на изменение деятельности и мировосприятия людей. Под тем же углом рассматривается и бюрократия, как идеальный тип (в веберовском понимании) социальной организации. Отмечая, вслед за Вебером, существенные черты бюрократической организации, утверждая, что она - формальная, рационально организованная социальная структура, включающая определенные образцы действия, соответствующие целям организации, переходит к анализу личности как продукта этой структурной организации. Он считает, что бюрократическая структура требует формирования у индивида определенных личностных черт или беспрекословного следования структурным требованиям. Императивность этих требований приводит к подчинению регулятивам без осознания целей, ради которых установлены. И хотя они могут способствовать эффективному функционированию организации, могут негативно влиять на функционирование, порождая сверхконформизм, приводящий к конфликтам между бюрократом и клиентом, ради интереса которого он действует. Мертон эмпирически исследует влияние социальной организации на личность, чтобы перейти к теоретическому постулированию.

Из эмпирической направленности работ Мертона вытекает его взгляд на социологическую теорию. Его анализ бюрократической организации мало отличается от теоретических построений Парсонса: и там и здесь социальная организация - интегрированная совокупность ролей (нормативных правил и ожиданий), подчиненная целям, которые могут и не осознаваться; формирование образцов действия рационально; структура воздействует на личность, определяя ее черты. Но Мертон не претендует на оригинальность. Он просто утверждает, что анализ Парсонса слишком абстрактен, а потому не применим в исследовании социальных реальностей. Заложенные в нем возможности не работают из-за большого отвлечения от эмпирических феноменов и громоздкой системы отношений между понятиями, лишенной гибкости, вынужденной подстраивать под себя факты. Поэтому своей задачей видит создание теории среднего уровня, которая являлась бы соединительным мостом между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами вроде парсонианской.

Построение такой теории может быть осуществлено на основе последовательной критике широких, неоправданных обобщений предшествующего функционализма и введением новых понятий, служащих целям организации и интерпретации эмпирического материала, но не являющихся эмпирическими обобщениями, не производимыми индуктивно из имеющихся фактов. В задачу критики также входит прояснение основных понятий, поскольку «часто один термин используется для выражения различных явлений, как и одинаковые явления выражаются разными терминами.

1м положением, подпадающим под критику Мертона, является положение о функциональном единстве. Главным условием существования предшествующего функционализма - предположение, что все части социальной системы взаимодействуют гармонично. функциональный анализ постулировал внутреннюю связность частей системы, при которой действие каждой части функционально для всех остальных и не ведет к противоречиям и конфликтам между ними. Однако, такое единство, возможное в теории противоречит реальности. То, что функционально для 1й части системы - дис-функционально для другой, и наоборот. Кроме того, принцип функционального единства предполагает полную интегрированность общества, основанную на потребности адаптации его к внешней среде, что недостижимо в реальности. Критикуя этот принцип, Мертон предлагает ввести понятие дисфункции, которое должно отражать негативные последствия воздействия 1й части системы на другую, демонстрировать степень интегрированности социальной системы.

2е неоправданное обобщение вытекает из 1го - положение об универсальном функционализме. Поскольку взаимодействие частей социальной системы непроблематично, все стандартизированные социальные и культурные формы имеют позитивные функции - все институционализированные образцы действия и поведения - в силу того, что институционализированы - служат единству и интеграции общества, следование этим образцам необходимо для поддержания общественного единства. Отсюда, вс


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.037 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал