Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Максим Максимович Ковалевский 1851-1916 ист, правовед, соц, «Современные социологи».






Рассматривал проблему самоопределения социологии как науки. Объект социологии - общ-во в целом. По поводу предмета, взял за основу определение социологии Конта (- наука о порядке и прогрессе человеческого общества) и заменил порядок на организацию (соц-ая структура или общ-ый строй), а прогресс - на развитие.

Стремился соединить соц. модели Монтескье (социология д. исходить из факта соц-го многообразия) и Конта (из целого и его логики). Но целое не предопределено, склад-ся из фактов, К. предлагал сначала наблюдать ситуацию во всей многомерности, потом формулировать рекомендации. К. работал в рамках сравнительно-исторического метода, что обуславливало полифункциональный анализ, отказ от схематизма и шаблонов.

Основная идея - плюралистической социальной причинности. К. поэтому выступал против однофакторных соц моделей; не различал главных и второстепенных факторов, как делали предшественники; существуют взаимные воздействия, из которых слагается общественная жизнь, факты и явления общежития, все стороны общ. жизни связаны, задача социолога - в раскрытии этого взаимодействия.

Критиковал идею монизма в социологич концепциях, считал проблему выделения фактора, который влияет на всю социальную жизнь, вненаучной. В действительности мы имеем дело не с факторами, а с фактами, из кот каждый связан с массой остальных, их обуславливает и ими обуславливается.

У К. речь идёт о функциональном соц-м взаимодействии, многоканальной причинности. Социология должна отказ от задачи отыскания главнейшего фактора и сосредоточиться на указании на одновременное и параллельное воздействие и противодействие многих причин. Признавал равноправие всех факторов и условий - возможность каждого выступать в качестве независимой переменной. Разработал методологические основы принципа плюрализма в социологии (высказанные ещё Контом и Спенсером).

Принцип плюрализма К. подчеркнул отличие социологии от наук, изучающих не общество в целом, а отдельные стороны общ-ой жизни. В эмпирическом смысле концепция реализуется след. образом: 1 выявляется причина эволюции объекта, 2 обосновывается ее ведущая роль, 3 устанавливается иерархия фактов с т. з. убывания их влияния на общество и его изменения. И это всё в конкретном историческом времени и пространстве.

К. работал в объективном направлении рос социологии, стремился придать ей европейские формы. Плюрализм К. был залогом нового этапа в становлении позитивистской социологии - неопозитивизма. Его учениками: Сорокин, Кондратьев, Тахтарев.

 

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДА, ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА В ТРУДАХ П.Л. ЛАВРОВА, Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО, Н.И. КАРЕЕВА

Субъективная социология (60-70е 19в) - специфическое русское направление в отеч социологии, сложившееся в русле позитивизма (др. названия - субъективная школа, русская социологическая школа). - рассматривало нетрадиционные для того времени темы: духовная жизнь общества, внутренний мир личности, нравственный идеал, ценностные аспекты чел поведения.

Задача социологии: обоснование нравственного идеала и выбор средств практической деятельности (на основе мысли Конта о делении социологии на теоретическую и практическую). Практическая часть - разработка норм поведения и их оценка с т. з. нравственного идеала. Основатели: Лавров, Михайловский. Особенности направления:

1 отличие от позитивистского направления - основывались на идеях Конта + этике Канта и антропологии Фейербаха

2 ярко выраженная рос специфика, связанная с историческим опытом России, её культурными традициями. Теоретики ставили задачу решения проблем рос общества и поиска средств для соц преобразований.

Мировоззренческая основа: идеи русского социализма Герцена, Чернышевского.

Метод. Социальное познание не м б осуществлено без нравственных моментов. Главные компоненты: отношение к человеку, какой он есть в реальности, и законосообразность. Необходимо соединить социологию и историю.

Лавров Пётр Лаврович 1923-1900 Исторические письма. Социология - наука о солидарности сознательных особей. Солидарность - способ связи людей, основа которых - общность привычек, интересов, эмоций, убеждений.

Личность - решающий фактор истории. Лавров исследовал роль личности в историческом развитии человечества. Нормальное состояние общества - наличие протеста личностей против существующих форм общежития - стимулирует развитие. Лавров 1м рассмотрел значительную роль интеллигенции в обществе. Общество - понятие не только научное, но и этическое.

Метод социального познания: необходим новый подход к социальным явлениям, который не повторяет объективных приёмов естественных наук.

Михайловский Николай Константинович 1842-1904 Герои и толпа, Что такое прогресс. Центр - универсальная борьба за человеческую личность. Личность - носитель и движущая сила соц прогресса. М. утверждает самоценность и творческую активность личности, которая д. свободно выбирать свой идеал и в соответствии с ним вмешиваться в ход вещей, придавая движению желаемое направление. Этим обеспечивается соц прогресс. М. утверждал, что надо всестороннее развивать личность, что м. достиг-ся лишь при разделении труда (большее разделение труда между органами человека и меньшее - между людьми).

«Герои и толпа» - положил начало социальной психологии (мех-м подражания)

Общество. Прогрессивное развитие возможно лишь при условии возврата к русской общине, в капитализме - деградацию личности

Метод. Решение - в сопоставлении 2 видов знания - Правды-истины (знание о сущем, получ. с помощью об. методов) и Правды-Справедливости (содержит нравственный момент, предполагает оценочный подход познающего суб. к своему об.). Необходимое условие получения истинного знания - слияние познающего суб. с мыслимым об.

Кареев в13.

 

15. НЕОКАНТИАНСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ: Б.А. КИСТЯКОВСКИЙ, П.И. НОВГОРОДЦЕВ, Л.Н. ПЕТРАЖИЦКИЙ Кукушкина =шпоры прошлых лет

Неокантианство - общеевропейское течение в философии и социологии, зародилось в Германии в конце 60х 19 в. в 90е расцвет. Предпосылки возникновения: критицизм позитивизма и марксизма, измен вследствие развития капиталистич отнош, влияния нац капитализма на все сферы жизни.

Основная идея: для достижения более совершенного состояния общества нужна не утопическая теория роста интеллектуального уровня человечества, а научно обоснованная концепция преобразования общественной системы в соответствии с нов видением цели.

Задача морали: вечно идти вперёд, не задерживаясь ни на чём данном, искать, бороться с собой и вешними препятствиями.

Неокантианство заявило о себе как критическая теория науки, открыто выступает против наивной позитивистской трактовки логики научного знания - научное познание не является просто процессом воспроизведения изучаемых явлений, это сложный процесс творческой деятельности субъекта по экспериментированию и мысленному конструированию объектов познания.

Основа гносеологии неокантианства - принцип¸ согласно кот всё богатство мира, как природного, так и социального, человек превращает с помощью творческой деятельности мышления в схематизированные формы и делает его доступным пониманию.

Основные школы неокантианства на Западе: 1 марбургская (Коген, Наторп) - задача: очищение учения Канта от психологизма и выявление логической структуры науки, 2 баденская (фрейбургская) - Риккерт, Виндельбанд: ориентирована на соц проблематику, изучение явлений духовной жизни и выяснение их специфики по сравнению с природными.

Неокантианская школа в русской соц-ии 90е 19 в. К социологич проблематике 1ми обратились учёные-правоведы - Кистяковский, Новгородцев, Петражицкий. Развивалось направление в русле баденской школы. В России нарастает движение за идеализм: утверждение авторитета духовности, понимаемого как власть души, морали и свободы.

Основные темы исследований - обновление правовых отношений и прав, личность. В центре социологов неокантианского направления - неудовлетворит состояние правосознания в России, главная духовная сила - учёные правоведы.

Кистяковский Богдан Александрович 1868-1920 Социальные науки и право, разделял мир природы и мир культуры. Социальный мир - в нём определяются и устанавливаются цели и способность к планомерному творению добра. Он - часть природы, но это особый мир, сознательная деятельность чел вносит в него разумное начало, гармонию, идею свободы и справедливости. Основополагающее значение принципа плюрализма в методологии, используемого при изучении любых проявлений чел духа. Главная категория соц познания - причинность, связана с категорией долженствования (справедливости, которая включает момент необходимости). Признавал универсальное значение принципа кантианской гносеологии: категории - мысленные образования, необходимые познающему субъекту для упорядочения бесконечного разнообразия мира.

Указал на различие в системе понятий между науками о природе и науками о культуре.

Естественнонаучное знание все задачи решает с помощью категории необходимости, в социологии, соц познании - исследователь нуждается ещё и в идеи справедливости - учитывается оценочный момент. Для получения объективных результатов соц исследования - обращение не к внешним атрибутам соц жизни, а к внутреннему содержанию, основу кот составляет абсолют ный идеал. Высшие ценности чел жизни - нравственный долг и нравственный идеал. Определяющий признак соц реальности - способность индивидов распознавать абсолютный идеал и ставить абсолютные цели.

Сущность права - важнейший общ институт, способный обеспечивать соц дисциплину, составл необх условие правового порядка. Без правового порядка не м.б. достижения внутр свободы личности и ограждения её от посягательств власти. Правовое гос - совершенный тип бытия, обеспеч достижение гармонии между личностью и общ. Право необходимо рассматривать как вечное явление по своей природе.

Новгородцев Павел Иванович 1866-1924 Об общественном идеале. Разработал новый вид мировоззрения - нравственный идеализм. Ввёл в научный обиход новую систему понятий - личность, свобода, долженствование, соц прогресс и нравственный идеал. Личность - предел, к кот. стрем-я нравственный закон, играет решающую роль в реализации долженствования. Как начало идеальное и безусловное, не зависит от конкретных форм общественного устройства; несёт в себе бесконечность возможностей и принципов соц бытия. Обязательное условие сущ личности - свобода. Единственным объектом соц выбора и решений - индивид; смысл любого явления или события может быть постигнут только через индивидуальное бытие, чел ищет спасение в себе, полагаясь на собственные силы.

Принцип общ-й жизни - идея равенства всех людей. Общество - союз равноправных и свободных индивидов, нах-ся во взаимодействии и подчиненных нормам совместн жизни. Существуют и обяз -ти личности перед общ-м: выполнение требований взаимного признания, солидарности, единства. Все люди едины в стремлении к духовной солидарности и любви.

Основа методологии - принцип нравственного сознания, явл-ся источником представлений о добре и зле, правде и лжи. Теория нравственного идеала лежит в концепции прогресса: общ-во стрем-ся не к конечному рез-ту, всегда готово к непрерывному труду. Нравственный идеал вечен и надисторичен, всегда и везде 1 и тот же, в него не входят относительные ценности. Стремление к нему придает смысл общ жизни. Социальное развитие - свободные искания и творчество индивидов.

Петражицкий Лев Иосифович 1867-1931 Очерки теории права. Мировоззренческая основа - новый идеализм. Право - не явление внешнего порядка, - чисто психическая деятельность. Институт права влияет на сознание, вызывая у индивидов определённый настрой, оказывает влияние на процессы формирования норм поведения. Правовые отношения и поведение определяются сознательным отношением чел к исполнению долга и мерой ответственности при совершении поступка.

Теория эмоций: эмоциональная сфера человека имеет активно-пассивную природу. Существует и интуитивное право. В эмоциях - истинные мотивы поведения человека, их надо изучать, чтобы проникнуть в механизм социального функционирования права и судить о возможностях как средства очищения людей от антисоц-х наклонностей.

Каждая правовая система - ступень общественного воспитания. Конечный идеал - господство в обществе действенной любви.

Право разделил на социально-служебное право централизации, функционирующее на основе идеи общ служения, и право децентрализации.

Нравственность обладает императивной природой, право имеет атрибутивно-императивный хар-р. Нравственность - сознание обязанности, право - своего права. Нравственность - проявление субъективных устремлений человека, право - объективные основания поступков. Нравственность в отл от права основана на добровольности, - добровольно принимаемые личностью обязанности, ориентируют чел-ка на самосовершенствование. Для создания социального порядка и жизни мало личного совершенствования с помощью нравственного сознания.

 

16. НЕОПОЗИТИВИЗМ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ НАЧАЛА 20 В.: СОРОКИН П.А., ТАХТАРЕВ К.М., ЗВОНИЦКАЯ А.С. кукушкина+шпоры с прошлого года

Переход к неопозитивизму обозначился, когда к началу 2го десятилетия XX заявили о себе: Сорокин, Тахтарев, Звоницкая и др. Позитивистские принципы изучения общественных явлений подвергались все более жесткой критике. Стала появляться новая терминология, рассчитанная на получение более точных данных о механизмах функционирования общества как целого: «социальное взаимодействие» (Сорокин), «социальное общение» (Тахтарев), «со­циальные связи» (Звоницкая). К этому времени термин «социальное взаимодействие» широко использовался в социологической литературе, однако его интерпретация была различной. Кистяковский вкладывал в него психологическое содержание. Сорокин использовал при исследовании внут­ренней структуры общества, механизмов его функционирования и формирования. Понятия социального взаимодействия и группы становятся ключевыми в социологической тео­рии неопозитивизма, что вызывает пересмотр традиционных категорий обществоведения - «народ», «класс», «интеллигенция», «общественный идеал», широко использовавшихся в позити­вистской литературе. Теперь главной задачей теоретической социо­логии становится поиск ответа на вопрос о природе взаимоотноше­ний между организованной социальной группой и конгломератами: толпой, публикой, коллективом. Неопозитивистский подход разделяли представители русской бихевиористской школы - Павлов, Болдырева, Зелёный, Ленц, отчасти Бехтерев, открываемые ими законы поведения распространяли на соц сферу.

Новое по сравнению с позитивизмом: формирование новых требований научного анализа, совершенствование понятийного аппарата и нахождение средств исследования соц явлений, позволяющих получать более точные результаты. К концу 19-нач20в. в центре внимания социологов - изучение соц структуры, порядка и поведения.

В научном знании: смещение акцента от личности к взаимодействию. Главный объект - чел поведение как транссубъектное явление.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.