Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классический позитивизм в Русской социологии конца 19-н 20 В.
К сер. 19 в. в рус науке и обществе встал вопрос о формировании социологии как самостоятельной дисциплины. Отправной точкой - знакомство научных кругов с доктриной Конта, изложенной в «Курс позитивной философии». Этому также поспособствовали развитые отношения между Россией и Францией - позволили посещать русским лекции Конта (Огарев), присутствовать на встречах с Сен-Симоном (Лунин, Тургенев), доступ к знаниям об этом учении был у Герцена, который выступал его критиком. Главная сила идей Конта - в отказе от теологии и метафизики, создавался настрой на поиск новых путей и средств в изучении общества. В Россию учение проникало также через 1 естественно-научную литературу, среди учёных было много приверженцев позитивистской доктрины - Гумбольт, химик Либих, 2 интерес элиты от Пушкина до Грановского к теориям социалистов-утопистов, в частности к Сен-Симону, 3 интерес студ молодёжи. 1845 журнал «Финский вестник» - статья Майкова - 1й очерк развития общественных наук в Европе. Термин социология не употреблялся, ему соответствовали выражения философия общества, общ философия, общая наука о соц-х явлениях. Так впервые появилось имя Конта в отеч печати. Далее пропагандировал позитивизм журнал «Современник». Позитивизм был в нескольких вариантах: от того, который ближе к религиозному течению до того, который тяготеет к материализму. К главным представителями классического позитивизма в России - Де Роберти, Кареева, Ковалевского. В позитивизме многих привлекало: 1 приемы мышления, 2 способность новых методов преодолеть идеализм. Евгений Валентинович де Роберти1843-1915, Наука и метафизика, единственный из социологов-позитивистов отстаивал право философии на самостоятельное существование, подчеркивал ее важную роль, и роль теории познания в развитии социологии. Выработал свое понимание общества - легло в основу его биосоциальной гипотезы. Социология - наука абстрактная, призвана изучать естественную историю общества. Интересы де Роберти лежали в области теории и истории социологии. Главным предметом социологических исследований - духовное содержание жизни общества, психические и нравственные стороны. Составленная классификация наук основана на деление существующих явлений на неорганические, органические и надорганические. К последним - все проявления общественности как особой формы бытия. Все общественные явления - в виде 4х групп, охватывают все многообразие надорганического: 1 индивидуальные знания, их передача и обмен, 2 общие верования, 3 эстетические категории и чувства, 4 практические идеи. Любые явления и события соц жизни сводятся к этим 4м категориям, между которыми существуют отношения взаимозависимости. Сумма знаний, которой владеет конкретная социальная группа, воздействует на ее верования, философские идеи, в результате формируется идеология - оказывает влияние на развитие искусства, под воздействием которого совершаются преобразования в практической сфере. Итог изменений - качественно но вое состояние общества или смена социального строя. На основе классификации фактов построена концепция социального знания: переход от жизни к общественности посредством преобразования индивидуального опыта в коллективный - расширяясь, набирает силу и побеждает пространство и время; мир становиться нашим представлением о нем, благодаря тому, что общество порождается коллективным опытом и совпадает с ним; для социолога традиция более существенна, чем подражание; конечным продуктом преобразования мира является конечная идея. Участник исторического процесса - социализированная личность, будучи продуктом длительного развития общественности, является двигателем этико-социальной революции. Существенным концептуальным моментом биосоциальной концепции де Роберти - практическая деятельность людей как последняя функция знания в любых его формах. Процесс познания, духовная жизнь людей - основа любых форм социальной жизни. Ученый постоянно подчеркивает свою главную мысль: в духовной деятельности, и прежде всего в процессах научного познания, представлены сгустки социальной энергии, в форме которых в каждую эпоху в спрессованном виде фиксируются достижения предшествующих поколений. Все моменты жизни индивида, группы, общества освещает разум, чем и обеспечивается движение человечества к вершинам цивилизации. Кареев Николай Иванович 1850-1931 рус ист и соц, Введение в изучение социологии. Социология - наука о естественных законах развития общества с т з их проявления в любых сферах жизни людей. Задача социолога - выявление сущностных признаков личности и определение её места и роли в обществе. Общество - система, порождаемая процессами внутренней психологической жизни индивидов и их психического взаимодействия. - агрегат психически взаимодействующих индивидов, наделённых волевым началом, надорганическая среда, сост. из культурных групп, формир. под влиянием привычек, подражания, воспитательных действий, и управляемая с помощью законов, созданных волей и разумом человека. В центре - личность с её проявлениями и взаимоотношениями в обществе. - микрокосм, где приоритетней психический фактор. Любые формы бытия - результат переработки личностью в соотв с её идеалом среды. Личность - исток соц-х изменений. Метод - историческая индукция, преломление приёмов естественных наук в сфере обществоведения. Разделял идею субъективного метода, познающий суб всегда оценивает т з определённого идеала.
|