Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Питирим Сорокин в17.






Тахтарев Константин Михайлович 1871-1925 Наука об общественной жизни. Социология - наука, которая изучает общ. жизнь в целом, общ. явления в их естественных соотношениях и выражающиеся в них закономерности. Наглядное проявление общ. жизни - общение сожительствующих людей. Социология д. обращаться к 3 фундаментальным явлениям социальности: сожитию, общению, человеку. Методы: статистико-социологический.

Общество - самодостаточное сожитие людей, сознающих своё общественное единство, проявляющееся в их самодостаточном общении с целью всестороннего обеспечения жизни. Общение - форма проявления общ-ой жизни. Люди - общественные молекулы, определяют хар-р общения. Самодостаточность личности достигается лишь в сожитии и общении. Сотрудничество - основа общественной связи, имеет место лишь в случае совместного принятия решений большинством членов общества по поводу целей, направляющих общую деятельность. Благодаря разделению труда расслаивается на группы, внутри кот. солидарность укрепляется, но между ними усиливается разобщение.

Социальный процесс - чередование медленного течения (эволюции) и бурных изменений (революции). Образ жизни - удовлетворение чел. потребностей с помощью определённых способов и средств существования.

Существует 5 ступеней общ-го развития: 1 ранняя - охотничий образ жизни, 2 родовое обще6ство, вырастающее из кочевого образа жизни, 3 переход к оседлому и сельскому о.ж., 4 феодальное общество, натуральное хоз-во, перерастающее в сословное, 5 городской образ жизни.

Учение о закономерности общ-ой жизни: социологические законы носят функциональный хар-р. Законы: численность населения опред-ся отношением количества его потребностей к имеющимся средствам удовлетворения, система организации общ-ой власти обуславливается соотношением общ-х сил и определяется соотношением политических учреждений, общественное развитие совершается тем быстрее, чем напряженнее и шире происходит общение соц-х единиц.

Звоницкая Агнесса Соломоновна 1897-1942Опыт теоретической социологии. Суть теоретической социологии - выяснение классификационного признака общественности, анализ методов социологии, её логических и исторических категорий. Изучение отдельных циклов общественности - задача частных соц-х наук.

Видовой признак общества - социальная связь.

Основа человеческой жизни - общение, в рамках кот. формируется культура общества и личность. В развитии личности имеют место 3 момента: 1 приобретение сведений об окр. психологической среде (проективный момент, социализация), 2 обобщение, типологизация полученных сведений (самосознание), 3 предположение о наличии сходных обобщений у др. личностей - согласование совместной деятельности (эффективный момент, система соц-х ожиданий). Закон развития личности - движение второго между 1 и 3.

Эективация (ожидание) - основа кооперации и общения, природа соц. связи. Форма - подражание, изучение кот. позволяет раскрыть структуру общества. Устойчивые формы эективации создают формы соц-го общения, что ведёт к образованию групп. Нарушение ожиданий - преступление. Внутреннее нарушение порождает конфликт между личностью и обществом, нарушение всей группой - социальный кризис. Социальная связь обладает симпатией - сходное отношение к себе и к др.

17. П.А. СОРОКИН: РОССИЙСКИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА. РОЛЬ СОРОКИНА В РАЗВИТИИ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ ЗБОРОВСКИЙ Г.Е. «ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ»

Сорокин 1889-1968 свою жизнь подробно описывает в автобиографическом ро­мане «Дальняя дорога». «Преступле­ние и кара, подвиг и награда», «Общедоступный учебник социологии», «Система социологии».

Родился в селе Ту­рья, на территории нынешней Республики Коми. Образование получил в двухклассной школе, затем в учительской семинарии.

1907 - отправился в Петербург, поступил в Психоневрологический институт на единственную в стране кафедру социологии, которую возглавлял Ковалев­ский, затем де Роберти. Затем специализировался в области права у Петражицкого в Петербургском университе­те, где и начал преподавать с 1915.

После Февральской революции сотрудничал с Временным правительст­вом, работал личным секретарем у А.Ф. Керенского. По совету Сорокина Керенский вводит преподавание со­циологии в качестве обязательной дисциплины во всех российских университетах. После Октябрьской революции трижды арестовывался.

В 1920 становится деканом организованного им факультета общественных наук в Петроградском университете. В 1922 в апреле, ученый совет проголосовал за присуждение ему степени доктора социологии - стал 1м доктором социологии в истории отечественной науки. В конце 1922 его выдво­рили с группой деятелей науки и культуры из России. Оказался в Германии, Чехословакии, затем (с осени 1923) в США. Поэтому в творчестве Сорокина выделяются 2 периода - российский и американский.

Российский период творчества. Общество - «совокупность людей, находящихся в процессе общения», феномен социального - в «связи, имеющей психическую природу и реализующейся в сознании индивидов». Социология призвана изучать общие, универсальные черты и формы такого взаимодействия. Простейшая модель социального явления - взаимодействие 2х индивидов. Во всяком явлении взаимодействия есть 3 элемента: индивиды, их акты (действия) и проводники (средства, которые используются во взаимодействии). Разновидности взаимодействия:

1 взаимодействие 2х; 1го и многих; многих и многих

2 взаимодействие сходных и несходных

3 одностороннее и двустороннее, длительное и мгновенное, организованное и неорганизованное, солидарное и антагонистическое, сознательное и бессознательное.

Причины возникновения, сохранения и распада коллективных единств:

1 космические или физико-химические

2 биологические

3 социально-психические.

Социология - наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных, выступает как теория социального поведения, основанного на механизмах рефлекторного типа (акциях-реакциях); вся социальная жизнь - бесконечная цепная реакция таких акций-реакций, взаимодействие которых лежит в основе исторического процесса. Выделял 3 основных типа акций-реакций:

а дозволенные действия - должные реакции

б рекомендуемые - награды

в запрещенные - кары.

Основные идеи в работе «Система социологии»: социология изучает явления взаимодействия людей, с 1 стороны, и явления, возникающие из этих процессов взаимодействия, - с другой. Задачи социологии - ответы на вопросы: 1 какие явления социология изучает; 2 почему эти явления для своего исследования требуют создания специальной дисциплины; 3 каково взаимоотношение социологии с другими научными дисциплинами, в частности науками социологическими.

Позиция умеренного бихевиоризма. Социология должна стать безоценочной, объективной наукой.

Принципы построения социологии: 1 должна строиться и развиваться по типу ес­тественных наук. 2 изучать только те явления, которые поддаются наблюдению, проверке и измерению. 3 опи­раться только на факты и в этом смысле отказаться от всякого философство­вания. 4 идею монизма следует заменить и признать необходи­мость плюрализма в социологии. 5 отказаться от нормативизма в социальном познании. Все эти принципы были направлены против неокантианства в социоло­гии и знаменовали утверждение основных идей неопозитивизма. Исходная единица социологического анализа - социальное взаимодействие.

Разграничивал теоретическую и практическую социологию. Теоретическая подразделяется на:

1 социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и сложных социальных единств, образованных комбинацией простейших социальных явлений

2 социальную механику, изучающую процессы взаимодействия людей и сил, которыми оно вызывается и определяется

3 социальную генетику, задача - дать основные исторические тенденции в развитии общественной жизни.

Практическая - изучает явления человеческого взаимодействия с точки зрения должного и включает социальную политику.

Роль в развитии социологии:

1 Серьезное значение придавал подготовке кадров социологов-профессионалов

2 Ознакомление с основами социологического знания населения

3 Пересмотрел основания классической позитивистской доктрины

4 Сформулировал принципы неопозитивизма в отечественной социологии

5 Сформулировал в 1920 понятия социальная стратификация и социальная мобильность, любви и альтруизма (огромное влияние на всю мировую соц. и филос. мысль)

6 Участвовал в процессе институционализации социологии. Создал кафедру социологии в Петроградском Университете, создал 1й в России социологический факультет

7 Был автором 1х учебников по социологии; составителем программ учебных курсов по социологии

8 Основал социологическое научное издание - сборник Новые идеи в социологии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.