Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вещи, известные каждому






Все участники социального взаимодействия по­лагают в качестве само собой разумеющегося, что существуют «вещи, известные всем». Гарфинкель обозначает такое знание термином «общее знание» (common-sense knowledge). К нему относятся «об­щественно одобряемые способы поведения- в обще­стве, известные любому порядочному человеку».3 Запас знания, «известный человеку наряду с други­ми людьми», по Шюцу, ни в коем случае не явля­ется выводным знанием. Этнометодология стремится показать, каким образом в повседневной жизни мы методически обращаемся к общему запасу знания и демонстрируем тем самым себе и другим объек­тивность мира. Это нелегкая задача, так как выше-


 

 

Этнометодология о методах...

названные демонстрации проходят на фоне воспро­изводства социальной реальности, скрытой за все­общей «естественной установкой» по отношению к этой реальности.

Обычно мы полагаем, что мир таков, каков он есть, и что он для всех одинаков. Естественная уста­новка не допускает сомнений в реальности соци­ального мира. Ее фактичность доказывается наши­ми действиями, которые, как правило, протекают так, как мы того ожидали. Мы хорошо знаем реаль­ность и знаем, что все также хорошо ее знают.

К социально одобряемому поведению в обществе, упомянутому Гарфинкелем (лучше было бы сказать «социально признанному поведению»), относится не только определенное содержание здравого смысла (common sense), но и определенные принципы обра­щения с общим запасом знания данного общества. Таким образом, каждому известно, что события иден­тифицируются как события определенного класса. Так как уже имеется схема такой идентификации, переданная всем в процессе социализации, Ego мо­жет ожидать, что Alter идентифицирует события таким же образом и исходит из того, что Ego делает это таким же образом. Таким путем создается «об­щая система универсальных значимых символов»1, несомненный здравый смысл «восприятия ситуаций, людей и объектов».2 Мы молчаливо опираемся на этот здравый смысл. «Пересмотр общего запаса зна-


1 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 226.

2 Ibid. P. 228.

3 Ibid. P. 189.


1 Mead G. Geist, Identitat und Gesellschaft. S. 320, Anm. 15.

2 Legnaro A. Wenn einer neben dem common sense her-lauft. Zum Beispiel Till Eulenspiegel // Kdlner Zeitschrift fur Soziologie und Sozialpsychologie. 1974. H. 3. S. 631.


152 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

ния происходит — если вообще происходит — лишь поверхностным образом и лишь тогда, когда возни­кают проблемы. Как правило, от этого по возмож­ности воздерживаются».1 Нам этого не требуется, и мы этого не делаем, поскольку иначе действия в мире повседневности стали бы проблематичными. Мы постоянно подтверждаем друг другу, что мир повседневности является несомненным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.