Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Постулат взаимозаменяемости точек зрения






Объяснение того, почему возможность понимания других людей кажется нам само собой разумеющейся, связано с общим тезисом Шюца о взаимозаменяемости перспектив. Шюц вводит две идеализации, которые определяют наши действия в естественной установке мира повседневности: идеализацию о «взаимозаме­няемости точек зрения» и идеализацию о «совпаде­нии систем релевантностей». В первой идеализации содержится допущение, что другой, будучи на моем месте, видел бы мир в такой же перспективе, что и я; и наоборот, я видел бы вещи в его перспективе, будучи на его месте. Во второй идеализации я до­пускаю, что различия в воззрениях и истолкова­нии мира, которые возникают из индивидуальных биографий, являются в принципе нерелевантными. Мы действуем и понимаем друг друга так, как буд­то мы судим о вещах на основе одинаковых крите­риев. Шюц подытоживает оба допущения в общем тезисе о взаимозаменяемости перспектив.1

Люди вступают в отношения друг с другом на фоне уверенности в выполнении конститутивных

1 Schiitz A., Luckmann T. Strukturen der Lebenswelt. Bd. I. S. 74.


 

 

Этнометодология о методах...

ожиданий. Оба допущения дают нам уверенность, что другой будет действовать так, как нам это уже известно на собственном опыте. Так оно и есть на самом деле до тех пор, пока мы не столкнемся с иным образом действий.

Эти идеализации А. Сикурел назвал базисными правилами, благодаря которым люди в состоянии из­влекать из явлений релевантную информацию и «вы­рабатывать» новый опыт.1 Последнее особенно важ­но, так как люди тем самым вырабатывают через вза­имодействие то, что является общезначимым. Таким образом, идеализации подвергаются взаимному кон­тролю, а базисные правила представляют собой пра­вила интерпретации. Они «снабжают действующего постоянно меняющимся слепком с социальной струк­туры, который позволяет ему приписывать окружа­ющему миру объектов определенное значение».2

Описанные Шюцем идеализации взаимозаменя­емости точек зрения и совпадения систем релевант­ностей обеспечивают доверие между людьми в по­вседневных действиях.3 Гарфинкель дополняет эти идеализации социального мира двумя новыми, а именно: «ожиданием того, что знание о состоявшем­ся взаимодействии превращается во взаимно усво-

1 Cicourel A. Basisregeln imd normative Regeln im Pro-zeB des Aushandelns von Status und Rolle // Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Bd. 1. S. 170, 171.

2 Ibid. S. 172.

3 Garfinkel H. A conception of, and experiments with trust as a condition of stable concerted actions // Harvey (Hg.) Motivation and social interaction. New York, 1963. P. 188f.


150 X. Абельс. Интеракция, идентичность, презентация

енную схему коммуникации», 1 и «ожиданием и до­пущением, что общеизвестные вещи являются под­линной основой действия в реальном социальном мире».2 Это будет уже четвертым ответом на во­прос, почему в повседневной жизни мы уверены, что можем понимать друг друга: очевидно, что есть вещи, известные каждому.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.