Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Православный альфа-курс впервые апробирован в Москве




В ноябре-декабре 2006 года в Москве впервые проходил православный Альфа-курс – это первый опыт использования в Русской Православной Церкви миссионерской методики, ориентированной на неверующих людей и созданной в традиционном крыле Англиканской церкви.

В РПЦ интерес к «Альфе» впервые проявился в 2004 году, когда «Альфа»- конференцию в Лондоне посетил митрополит Минский и Белорусский Филарет, Председатель Богословской комиссии РПЦ. В 2005 году там же побывал архиепископ Иоанн (Попов), руководитель Миссионерского отдела РПЦ. Он одобрительно отозвался об «Альфа-курсе» и в апреле 2006 года пригласил игумена Евмения (Перистого), чтобы возглавить православный «Альфа-проект» при Миссионерском Отделе РПЦ.

Началу Альфа Курса предшествовала конференция, которая прошла в октябре: гости из Англии вместе с игуменом Евмением рассказывали представителям епархий РПЦ об Альфе. Как и следовало ожидать, у курса сразу появилось как горячие сторонники, так и не менее рьяные оппоненты - подозрение вызывало протестантское происхождение методики само по себе. О.Евмений и его помощники аргументировано констатировали тот факт, что Альфу вполне можно использовать для православной миссии, наполнив ее форму православным содержанием.

По приглашению ведущих Альфы, в один из декабрьских вечеров я отправилась на Серпуховку, в Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Руководитель этого отдела – протоирей Димитрий Смирнов благословил первый, экспериментальный Альфа Курс, и предоставил зал для еженедельных встреч группы.

На Альфа Курс приходят по принципу «друзья приглашают друзей», не по рекламе, не по объявлению. От организаторов я слышала, что на первую встречу пришло около 40 человек; лишь несколько из них отсеялись к концу. Это была взрослая группа - в основном, «те, кому за 30». По словам игумена Евмения, они условно представляют 3 категории: это, во-первых, неверующие; во-вторых, люди «первого этапа обращения» -- те, кто иногда ходит в церковь, но неосознанно; а третья группа – «зашедшие» в церковь и получившие там разного рода «травмы»: жесткую реакцию священника, грубость прихожан и т.д.

На предпоследнюю встречу в зале собралось человек 60-70 примерно одного возраста – этот один из принципов Альфы: участники Альфа-курса и члены команды должны быть из одной возрастной категории. В команде 25 человек - это прихожане разных московских храмов, некоторые сотрудники группы тюремного служения при «Военном» Синодальном отделе; далеко не все из них вначале были знакомы между собой. Команда начинает готовиться к проведению Альфа-курса за несколько месяцев. О.Евмений рассказывает, что члены команды постепенно узнают друг друга, учатся ораторскому мастерству, распределяют и готовят темы встреч.



В Альфа-курсе - 15 тем определены. Начинается курс с темы «Христианство: мрачное? ложное? несовременное?», затем «Кто такой Иисус Христос?», « Зачем Иисус умер?», «Как я могу быть уверенным в своей вере?», «Зачем и как нужно читать Библию?». Следующие встречи посвящены темам о Святом Духе, противостоянии злу, молитве. Тема Церкви обсуждается последней.

Итак, часть женщин из команды готовили и накрывали ужин. Вечерняя трапеза – традиционное и непременное для Альфы начало встречи. Люди приходят вечером после рабочего дня, и заботливо приготовленный простой ужин (макароны и постный салатик) располагает к общению. «Какое же русское застолье без горячительных напитков!» - этот риторический вопрос некоторых скептиков я адресовала игумену Евмению. Он объясняет: «Альфа не предусматривает спиртного за трапезой. Считается, что у нас в России и вообще у северных народов людям трудно почувствовать себя открыто и свободно в общении, если нет стопки… Одна из задач Альфы - научиться общаться глубоко, по душам, в естественном состоянии сознания. Ведь если какие-то идеи мы «пропихнули» человеку в нетрезвом состоянии, они не будут «работать» в нем в трезвом состоянии.

За каждым столом – человек 8-10, участники и члены команды вперемежку. Мужчины, не стесняясь, просят добавки. Видно, что многие уже хорошо познакомились, расположены друг к друг. Вполне по домашнему чувствуют себя и гости. Во время трапезы просматриваются приготовленные заранее на листочках фрагменты из Апостольских посланий и из свв.отцов, подобранные к теме встречи.



Трапеза окончена. Теперь 2-3 христианские песни под гитару, чтобы подготовиться, настроиться на восприятие и обсуждение сложной темы, сегодня это тема: «Исцеляет ли Бог сегодня?» Несколько вводных слов к теме произносит игумен Евмений, задает направление мыслей, говоря об исцелении не только тела, но и души, и духа; обращая внимание участников на глубокую связь однокоренных слов: цель – целостность – исцеление, на то, Кто является Источником исцеления.

Потом на месте ведущего оказывается Наталья – миловидная женщина средних лет. Уже более 10 лет она является прихожанкой одного из московских храмов. В команду Альфы попала «случайно», через друзей (говорит, улыбаясь – «какие уж случайности для верующего человека!») Эту тему готовила именно она: в руках – Библия, необходимые цитаты из свв. Отцов. На стене заранее развешены пара плакатиков, на которых схемы по теме, которые «оживают» по мере рассказа. Наталья начинает сразу с библейской Книги Бытия, затем вспоминает вместе со слушателями случаи исцеления из других ветхозаветных книг, пересказывая их своими словами, иногда – цитируя или близко к тексту. Потом речь заходит об исцелениях в Евангелиях: о кровоточивой жене, о воскрешении дочери Иаира ведущая тоже рассказывает, а не читает. К месту – и истории чудесных исцелений, произошедших по молитвам русских святых: святителя Алексия, митрополита Московского, св.прав. Иоанна Кронштадтского и других. Это не похоже на лекцию: Наталья ведет свою тему «интерактивно», общаясь со слушателями как с собеседниками, задавая вопросы, размышляя вместе с ними, обращаясь к их опыту.

Каждую тему ведет новый член команды, и это очень важно в Альфе. «Альфа не заклинивается на харизматических личностях – это продумано: каждую тему готовит кто-то один, но обсуждается она всеми. Таким образом люди приходят ко Христу, а не к вдохновенному батюшке», - поясняет игумен Евмений. Сам-то он здесь точно не солирует.

Чтобы подготовить такую встречу, команда собирается накануне, слушает ведущего, которому надо «почувствовать обратную связь»: не слишком ли сложно, не перегружено ли изложение«богословски». Ведущие стараются не использовать церковно-славянизмы, приводить примеры не только из жизни древних подвижников, а из жизни современных людей. «В некоторых случаях нам очень хочется сразу сказать, как надо, как «правильно», но мы выносим многие задаваемые вопросы на обсуждение, они дискутируются, члены группы сами ищут решение…» -- рассказывает о.Евмений.

Видимо, не случайно тему исцелений выбрала именно Наталья – в ее жизни тоже был случай чудесного исцеления ее маленького сына от тяжелой болезни. Рассказывая об этом, она подчеркнула веру в силу молитвы, молитвенной поддержки: за Ванечку непрестанно молилось множество людей. Кажется, столь искренний рассказ о личном опыте произвел сильное впечатление на участников группы.

Пара песен после рассказа Натальи помогает снять эмоциональный накал сопереживания. В это время разносят чай и печенье, и начинается обсуждение темы в малых группах – за столами. В беседе в более узком кругу предлагается рассказать об известных собеседникам случаях исцеления, задать друг другу вопросы, поделиться сомнениями. За каждым столом вместе с участниками – 2-3- члена команды, которые ненавязчиво направляют обсуждение. О.Евмений пьет чай за нашим столом. К нему, конечно, множество вопросов, он отвечает, но просит поделиться своими соображениями и наблюдениями участников встречи. Во время обсуждения в зал заглядывает о.Димитрий Смирнов; бывает на встречах и сотрудник «Военного» отдела о.Александр Добродеев, ему тоже важно, как пойдет это начинание..

Обсуждение темы так захватывает участников, что организаторам трудно уговорить их закончить встречу в положенное время.

Видимо, пока рано подводить итоги первой православной Альфы. Для стороннего наблюдателя удивительно уже то, что несколько десятков взрослых, семейных, работающих людей раз в неделю находят время, которого всегда катастрофически нет, и на целый вечер приезжают на Серпуховку, и не могут разойтись…

«Мы не знаем, сколько участников первой группы захотят прийти в церковь. Члены команды -- новые друзья, которых они обретают в Альфе, становятся для них, -- считает отец Евмений, -- доброжелательными «гидами» по церковной жизни, и вслед за ними легче переступить порог храма». «Чаще воцерковление походит у нас по другой схеме, --размышляет он, - сначала человека резко бросают в гущу норм, запретов и установлений, а потом – в лучшем случае он начинает выплывать под страхом смертного греха, а в худшем – отворачивается от церкви. Альфа играет роль своеобразной « шлюзовой зоны» между миром и церковью. Но не все наши ожидания оправдываются. Был один из пришедших на первую Альфу, который сразу разочаровался: почему, говорит, у вас тут сразу не крестятся, не молятся, не поют по-церковному? А мы ему объясняем: да у нас тут еще «детский садик», самая первая ступень.

Говоря о практическом применении Альфы, игумен Евмений отмечает: «Работа по Альфа-курсу открывает нам мудрость и продуманность этой методики. Бывает, приходят люди с резким критическим настроем по отношению к вере, церкви, клиру. Этот настрой уходит, потому что они видят открытых, любящих, адекватных православных людей, которые не переубеждают, не говорят, «как надо», а свидетельствуют о своем личном опыте… Альфа – это средство, с помощью которого создается пространство любви к Богу и друг ко другу, где пришедшие могут найти тех, на кого можно опереться, за кого можно держаться в церковной жизни. Как результат – наша группа не растерялась, к концу мы подходим почти в полном составе».


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2019 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал