Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейная педагогика как отрасль педагогической науки.






Семейная педагогика как отрасль педагогической науки.
Все отрасли педагогики роднит предмет изучения (сущность воспитания). Но каждая из отраслей современной педагогики изучает сущность воспитания под своим углом.
Существуют 2 ветви воспитания в семье: 1) в семье; 2) в общественных учреждениях.
В семейном воспитании превалирует эмоциональный компонент, а в общественном рациональный. Рубенштейн отметил, что общественному воспитанию не достаёт теплоты и ответственности семьи " всегда присутствует доля рассудочности и холодности".


Отличия

д/с Семья
цель
Носит объективный х-ктер, поскольку подчинена заказу общества; цели, принципы, содерж.воспит. имеют научную базу. Носит субъективный х-ктер, в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким он хочет видеть своего ребенка; цели, принципы, содерж.воспит. носят имплицитный х-ктер (не сформированный, зависит от причин).
Методы воспитания Отличаются по своему набору, содержанию, сущности, эффективности воздействия на ребенка.
Заранее продумываются методы воспит., отличаются большей научной обоснованностью, целенаправ., планомерностью. Отсутствует печать преднамеренности; естественность, обращенность к конкретному ребенку. Песталоцци отмечал, что «семья учит жизни при помощи живого, жизненно нужного, а не придуманного», т.е. складывается своя индивидуальна воспит.система.
Х-ктер доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания
Институционально-ролевой, т.е. определяется ф-циональными обязанностями педагога. Отношения выстраиваются педагог-ребенок, педагог-дети, педагог-родители, педагог-коллеги – эти отношения фиксированные. Носит неформальный х-ктер, строится на контактах «лицом к лицу», нет жестко задуанной системы отношений, степень тесноты контактов зависит т отношения родства, любви, доверия и т.д.

Названные отличия необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.
Область семейного воспитания менее изучена, по сравнению с общественным воспит. Это связано с целым рядом причин:
1. Долгие годы политика государства была ориентирована на общественное воспитание, что принижало роль семьи, как соц.институра.
2. Семья – это сложное образование в истории человечества, имеет много ф-ций, поэтом изучение семейного воспитания невозможно автономно в рамках одной педагогики: необходим комплексный метод.
3. Семейная жизнь и домашнее воспитание – это тайна за семью печатями.
4. Изучение семьи требует разработки и применения на ряду с традиционными и иных методов.
Причины появления семейной педагогики:
1. В отечественной и зарубежной педагогике накоплен большой опыт семейного воспитания и его можно заложить в теоретич.основы семейной педагогики. Как отдельная отрасль у семейной педагогики есть свой объект и предмет изучения. Объектом семейной педагогики явл.состояние и основные тенденциии развития семьи, как воспитательного института. Предмет изучения – сущность, механизмы воспитания на становление личности ребенка.
2. Назрела необходимость в интеграции, как научных знаний о семье, так и методов изучения в раках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи – «фамилистика».


Семейная педагогика – это отрасль педагогич. науки, выделенная по институциональному признаку (семья), это наука о воспитании в семье.
Справедливо заметил Соловейчик, что семейная педагогика не предписывает как жить и каким быть, а исследует при каких обстоятельствах с детьми будет все хорошо и при каких непременно возникнут трудности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.