Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Важность и особенности логических переходов в загородных экскурсиях
Содержание материала любой экскурсии, форма преподнесения экскурсионного материала и показ объектов, должны строиться на основе требований логики - науки о законах и формах, в которых протекает человеческое мышление. Эти законы должны найти отражение в экскурсионном рассказе, построении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа. К числу логических законов относятся: определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. Логическая форма - структура, строение мыслей. Логические приемы - сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение. Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зрительный мостик между зрительными объектами и словесно излагаемыми основными вопросами и подтемами. Содержание логических переходов между одними и теми же памятниками в экскурсиях на разные темы различно. Так происходит потому, что каждый раз рассказ ведется об иных исторических событиях, а логический переход, являясь частью рассказа, отражает его содержание. Те части логического перехода, что служат " мостиком" от одного памятника к другому, независимо от темы во всех экскурсиях идентичны. Значение логических переходов в экскурсиях велико. Предваряя содержание очередной подтемы, вызывая нужные эмоции участников экскурсии, такие переходы создают необходимые условия для лучшего усвоения подтем и целостного усвоения всей темы. В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с помощью понятий: - подчиненных, когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.; - тождественных, когда от рассказа о лесных массивах в природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны; - противоположных, когда совершается переход от той части экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы " Ясная Поляна" под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и мировой культуры; - соотносительных, когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой посвящается дальнейший рассказ экскурсовода; - соподчиненных, когда логический переход делается от характеристики одного события, например, боевых действий одного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва). Все эти варианты логических переходов используются между подтемами с целью объединения материала в единое целое. Кроме того, при подготовке контрольного текста и методической разработке экскурсии ставится задача - связать между собой отдельные составные части подтем, в особенности основные вопросы, входящие в подтему. Такая логическая связь способствует более глубокому раскрытию подтемы. 42. Городские обзорные экскурсии – один из типов арх. экскурсий. Городские экскурсии можно разделить на три типа: тематические, обзорные одноплановые (исторические, архитектурные, литературные) и обзорные многоплановые. Обзорная многоплановая экскурсия даёт общее представление о городе, затрагивает несколько подтем и разрабатывается одна для каждого города. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Городские обзорные экскурсии - самые посещаемые. Они проводятся для всех категорий экскурсантов и требуют дифференцированного подхода к аудитории. Для взрослых и школьников, учителей и местного населения и приезжих городская обзорная экскурсия должна иметь несколько вариантов текста и методической разработки, отличающихся объёмом материала, степенью его сложности и числом включённых объектов. Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических. За короткий срок, обычно 3 часа, экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида. Все обзорные городские экскурсии имеют цель показать экскурсантам роль города в истории Родины, познакомить их с наиболее яркими достопримечательностями города, рассказать о выдающихся страницах его истории, культуры, науки. Всё в городской обзорной экскурсии должно быть подчинено этой цели: отбор объектов, подбор материалов при написании текста, отрывки из литературных источников и документов, предназначенные для цитирования, иллюстрации «портфеля экскурсовода» и другое.Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток. 43. Особенности обз. Городскихэкск.: стр-ра и сложность проведения. Разделяются на три типа: 1) тематические экскурсии 2) обзорные одноплановые 3) обзорные многоплановые. Все обзорные городские экск. схожи по стр-ре: каждая из них состоит из ряда подтем, в кот.раскрываются различные стороны жизни города (возникновение города, история роста и застройки, особенности планировки). Выбор из множества подтемосновных, обязательных - сложная задача. В жизни города необходимо выделить именно те стороны, которые оказали решающее воздействие на его историческое развитие. Но в каждом городе имеется 1 или несколько тем, кот.отличает его от др. городов, создают только ему присущее лицо. Многоплановый характер гор.обз. экск. определяет многообразие объектов показа. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов, памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий. В обзорных городских экскурсиях события излагаются крупным планом. Это даёт общее представление о городе, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нём до сегодняшнего дня и перспективы развития.В содержании обзорной экскурсии следует верно соблюсти соотношение местного и общегосударственного материалов. История города, достижения области должны показываться в неразрывной связи с историей всей страны. Городскую обзорную экскурсию практически невозможно построить в хронологическом варианте, она создаётся по тематико-хронологическому или тематическому принципу. Планом городской обзорной экскурсии нередко предусматривается посещение музея. Это делается в том случае, когда зрительный ряд на улицах города недостаточен или мало, выразителен.Не менее важным вопросом явл. распределение времени для ознакомления с достопримечательностями. Время, отведенное на осмотр той или иной музейной экспозиции не должно превышать 30-40 мин. Правомерно включение в городскую обзорную экскурсию посещения мемориальных, художественных, тематических музеев. Время, отводимое на их осмотр, не должно превышать 15-25 минут. Одна из особенностей городской обзорной экскурсии - постоянное, крайне динамичное её обновление, так как город развивается, в нём появляются новые современные здания, учреждения науки и культуры, спортивные сооружения и т.д. При создании гор.обз. экск. отдается предпочтение тем подтемам, кот. определяют лицо города. Экск., в кот.отражаются современность, подразделяются на 3 гр.: 1) экск., полностью посвященные показу современности2) экск., в кот. современный материал включен частично 3) экск., посвященные историческим событиям, архитектуре, искусству, общественным и государственным деятелям минувших эпох. При отборе объектов для обзорной экск. необходимо вкл.: 1) объекты, имеющие непосредственное отношение к теме 2) наиб.типичные и полно раскрывающие подтему объекты, т.е. главные критерии явл. степенью их информативности 3) объекты, отличающиеся подменностью. Не следует вкл. объекты, представляющий значительный интерес, но располагаемые далеко от основного маршрута. Структура гор.обз. экск. обычна: - при проведении обз. экск. широко применяется индуктивный метод изложения материала; - методические методы показа и рассказа в обз. экск. разнообразны; - из приемов показа чаще используется предварительный осмотр; - экскурсионный анализ; - прием зрительной реконструкции применяется реже; - прием сравнения. 44.Природоведческие экскурсии: функции и объекты показа Естественные природные ландшафты представлены на 55% территории Беларуси Природоведческие экскурсии традиционно являются одними из наиболее массовых и востребованных на туристском рынке, однако богатый ресурсный потенциал их развития в Беларуси в настоящее время используется недостаточно эффективно. Функции природоведческих экскурсий: -расширяют географический кругозор -содействуют распространению естественнонаучных знаний -воспитывают любовь к родному краю и его природе -формируют ответственное отношение к проблеме охраны природы Объекты показа: -разнообразные объекты живой и неживой природы А) лесные массивы, парки Б) отдельные представители животного и растительного мира и их сообщества -водоемы, различные формы рельефа -природные явления А) восход и заход солнца Б) приливы и отливы В) движение волн Объекты природоведческих экскурсий в городах: -городские парки -скверы -водоемы -рельеф -птицы в городе -экология города. По содержанию природоведческие экскурсии бывают обзорными и тематическими. Тематические подразделяются на: геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические. Обзорные экскурсии: -обзоные экскурсии предполагают общее знакомство с природным комплексом региона -их основная задача – составить целостное представление о лнадшафтах местности -раскрывают в тесной взаимосвязи все основные компоненты природного комплекса: 1. геологическое строение 2. рельеф 3. климат 4. гидрографическую сеть 5. почвенный покров 6. растительный и животный мир При этом обязательно следует отметить: -экологические проблемы региона -указать конкретные меры, которые предпринимаются (планируются) по охране ландшафтного и биологического разнообразия и рациональному использованию природных ресурсов.
|