Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Виды и особая роль наглядных пособий природоведческих экскурсий.
Не всегда в природоведческой экскурсии объекты или природные явления можно показать в натуре: мы слышим пение птиц, но их самих не видим, нельзя летом увидеть весенний разлив реки. В этих случаях используются наглядные пособия: натуральные (гербарии, коллекции семян, минералов), изобразительные (репродукции картин художников-пейзажистов, рисунки, фотографии растений, рыб, птиц и т.д.), звуковые (записи голосов зверей, пения птиц), а также магнитофонные записи музыкальных произведений, стихов о природе в исполнении мастеров искусств.Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.Эффективен и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к экспонату из " портфеля". Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменился экологический объект который они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.Важным резервом повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры и др. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий. Для показа несохранившихся памятников природы используются диапозитивы и диафильмы. Эпидиаскоп также позволяет проецировать на небольшой экран, установленный в передней части салона автобуса (на кабине водителя), карты-схемы, копии документов, рукописей, фотографий, художественные открытки.
49.Природно-культурные объекты в тематических экскурсиях и путевой информации. Объекты показа: -разнообразные объекты живой и неживой природы: А) лесные массивы, парки; Б) отдельные представители животного и растительного мира и их сообщества -водоемы, различные формы рельефа -природные явления: А) восход и заход солнца; Б) приливы и отливы; В) движение волн Объекты природоведческих экскурсий в городах: городские парки, скверы, водоемы, рельеф, птицы в городе, экология города. Принципы отбора объектов экскурсионного показа: -Общий: исходить из требования наиболее полного раскрытия темы экскурсии -из широкого разнообразия природных объектов выделить те, которые отражают типичные характерыне черты местного природного ландшафта -либо обладают чертами уникальности -характеризуются наибольшей познавательной ценностью. -предусмотреть показ объектов, которые позволяют привлечь внимание экскурсантов к вопросам охраны природы и рациональногоиспользвоания природных ресурсов -включить наиболее живописные участки природного комплекса, чтобы экскурсия вызывала яркие эмоции, приносила участникам эстетическое удовольствие, вызывала стремление оберегать, охранять увиденную красоту природы. -с учетом природоохранных ограничений, в маршруты массовых природоведческих экскурсий не следует включать посещение особенно хрупких и уязвимых элементов экосистемы. 50.Методика проведения природоведческой экскурсий: приемы показа и рассказа. По содержанию природоведческие экскурсии бывают обзорными и тематическими. Тематические подразделяются на: геологические, геоморфологические, гидрологические, ботанические, зоологические. Обзорные экскурсии предполагают общее знакомство с природным комплексом региона. Их основная задача – составить целостное представление о лнадшафтах местности. Раскрывают в тесной взаимосвязи все основные компоненты природного комплекса: 1. геологическое строение; 2. Рельеф; 3. Климат; 4. гидрографическую сеть; 5. почвенный покров; 6. растительный и животный мир. При этом обязательно следует отметить: -экологические проблемы региона, -указать конкретные меры, которые предпринимаются (планируются) по охране ландшафтного и биологического разнообразия и рациональному использованию природных ресурсов. В Беларуси богатым природным потенциалом естественных ландшафтов обладают: -Березинский биосферный заповедник; -4 национальных парка; -99 заказников республиканского значения (29 ландшафтных, 52 биологических, 18 гидрологических). -414 заказников местного значения. Беловежская пуща -это уникальный реликтовый лесной массив… Сеть природоохранных территорий Беларуси имеют высокий международный статус рамсарских угодий (то города Рамсар, Иран, где в 1971 г. была принята международная Конвенция…). Рамсарские угодья - это места обитания или сезонных остановок на пути массовых миграций многочисленных видов птиц. -Заказники: Средняя Припять, Споровский, Ольманские болота, Болото Дикое, Освейский, Котра, Ельня. Экскурсовод должен знать и доходчиво разъяснить группе особенности различных типов посещаемых ООПТ. При посещении национальных парков целесообразно отметить гармоничное сочетание природоохранных и рекреационных функций. 4 функциональные зоны национального парка: Заповедная, Регулируемого использования, Рекреационная, Хозяйственная Маршруты в пределах ООПТ: -подготовлены к показу -на них предусмотрены: А)смотровые площадки Б)обзорные вышки В)информационные стенды Г)места для отдыха Надо, чтобы маршрут обзорной природоведческой экскурсии: -при строгом соблюдении природоохранных норм и требований безопасности предоставлял зрительную основу для раскрытия темы. -позволял дать исчерпывающую характеристику наиболее типичных особенностей ландшафта. -кроме типичных черт местного ландшафта, целесообразно включить в маршрут показ отдельных, уникальных объектов, вызывающих повышенный интерес аудитории: криница, многовековое дерево, крупный валун, редкие формы рельефа и т.д. При организации кратковременного отдыха на природе: -следует по возможности использовать заранее определенные и обустроенные для этого места -представляется неуместной организация шумных игровых программ, чрезмерно громкая музыка среди уголков дикой природы, тем более вблизи заповедных участков.
51.Вопросы топонимики в природоведческих экскурсиях. Краеведы давно признали топонимику обязательным элементом природоведения. Изучая край, необходимо обращаться к географическим названиям, которые могут рассказать много интересного о прошлом и настоящем изучаемой местности и служить превосходным дополнением к сведениям, получаемым иным путем. Турист, готовясь к путешествию, как правило, знакомится с предстоящим маршрутом: читает географическую и историческую литературу, изучает путеводители, карты, схемы, отчеты предшественников. Все это нужно. Но горизонт туриста существенно расширится, если он, кроме этих источников, обратится и к топонимике, постарается осмыслить географические названия по маршруту похода и увязать извлеченную из них информацию с данными, полученными из других источников. Объем и сложность топонимической подготовки к маршруту зависят прежде всего от степени топонимической изученности территории и от обеспеченности доступной туристам топонимической литературой — популярными сводными работами, словарями. 52.Музейная экскурсия: профили музеев и специфика экскурсий. Одна из основных форм экскурсионного обслуживания – музейная экскурсия, экскурсия с использованием музейной экспозиции. Музейная экскурсия имеет ряд преимуществ: 1) подобная экскурсия опирается на подлинник; 2) процесс экскурсионного обслуживания проходит в залах музея, являющихся наиболее органичной средой для восприятия музейного памятника. Анализ экскурсионного объекта в музейной экскурсии значительно отличается от анализа на традиционной городской экскурсии. Основные формы анализа музейного памятника: 1) общий, или развернутый анализ (всестороннее рассмотрение экспоната, с целью раскрытия его структуры, идеи и содержания); 2) сравнительный анализ (одновременный анализ двух и более объектов); 3) комплексный анализ (предполагает показ экспозиции музея крупным планом, детальное рассмотрение наиболее характерных экспонатов); 4) «фрагментарный» анализ (предполагает выделение из музейной экспозиции или из отдельного экспоната определенного элемента, который становится объектом анализа). Профили музеев: 1) Исторические: общеисторические (по эпохам, периодам); военно-исторические; археологические; этнографические; историко-культурные; монографические (по истории отдельных учреждений или посвященные историческим деятелям) и др; 2) Естественнонаучные: геологические; минералогические; биологические; зоологические; палеонтологические и др. 3) Искусствоведческие: художественные; музыковедческие, театроведческие и др. 4) Архитектурные: историко-архитектурные; по истории городов; по архитектурному музею-памятнику; по архитектурному ансамблю-музею; по историко-архитектурному музею-заповеднику; по музею под открытым кебом; монографические экскурсия и др; 5) Литературные: историко-литературные; литературно-монографические; 6) Технические: по истории техники; научно-технические; производственные и др.
|