Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Свободные и несвободные словосочетания
По степени смысловой спаянности компонентов словосочетания делятся на синтаксически свободные и несвободные (нечленимые, цельные). Свободное словосочетание — это результат свободного соединения говорящим двух знаменательных слов. Каждое из слов, образующих свободное словосочетание, обладает полноценным лексическим значением, причём в свободных словосочетаниях грамматически главное слово является главным и по смыслу, а зависимое конкретизирует, уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении выполняет самостоятельную синтаксическую функцию, является отдельным членом предложения. Синтаксически цельные словосочетания — это словосочетания, в которых грамматически зависимое слово оказывается главным по смыслу. Главное слово таких словосочетаний является семантически (информативно) недостаточным, обязательно требует конкретизатора, и в результате цельные словосочетания в предложении выступают как один его член. Существует несколько моделей синтаксически несвободных словосочетаний. 1. Количественно-именные словосочетания; главное слово в них обозначает количество (число, объём) и не имеет предметного значения, зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг и т. п. 2.Словосочетания со значением избирательности; главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом из: один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят. 3. Словосочетания с метафорическим значением: главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета: серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, «пламень уст» (С. Есенин), «листьев медь» (С. Есенин), «костёр рябины» (С. Есенин). 4.Словосочетания со значением неопределённости; главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый. 5.Словосочетания со значением совместности (называют равноправных участников совместного действия); главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом с: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Примечание: Следует отметить, что словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. в Твор. п. с предлогом «с», являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое имеет форму множественного числа. Ср.: Мама с дочкой готовили обед. — Отец с сыном пошёл в зоопарк. Николай с Денисовым ходили по залам (Л. Толстой). — Элен вместе с Наташей опять вошла в гостиную (Л. Толстой). 6. Контекстуально цельные словосочетания (цельность возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания): Умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами, человек высокого роста. 7. Словосочетания со вспомогательными глаголами и глаголами-связками (а также другими частями речи, играющими роль вспомогательного компонента) в составных сказуемых: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой. Был роста трех аршин и трех вершков – составное именное сказ; прямая линия – цельное словосочетание, метафорическое значение; фаршированная голова, Был столь малого роста, не мог без слез видеть – глагольные фразеологизмы. 2. Что такое сатира, сатирический пафос (дайте определение)? Какие явления русской жизни подвергаются Салтыковым-Щедриным сатирическому осмеянию в данном фрагменте (и в романе в целом)? Что такое пародия? Какие сочинения (исторические, литературные) получают пародийное переосмысление в данном отрывке? Кто в этом отношении был его литературным учителем?
САТИРА (латинское satira; от более раннего satura – букв. «паштет, фарш, смесь, всякая всячина»): 1). Определенный стихотворный лиро-эпический малый жанр, сложившийся на древнеримской почве (в творчестве поэтов-сатириков Невия, Энния, Луцилия, Горация, Персея, Ювенала и др.) и возрожденный в 17–18 вв. литературой классицизма (сатиры М.Ренье, Н.Буало, А.Д.Кантемира и др.). История и поэтика этого жанра изучены литературоведением достаточно полно. 2). Другой, менее определенный, смешанный жанр литературы, возникший в конце 3 в. до н.э. в творчестве греческого философа-киника Мениппа из Гадары. Название сатирического сборника, составленного римским ученым Варроном (116–27 до н.э.), закрепилось как определение этой разновидности жанра – Мениппова сатира. В менипповой сатире (Апоколокинтосис (Отыквление) Сенеки, I в., роман Петрония Сатирикон, I в., и др.) сочетаются стихи и проза, серьезное и комическое. 3) Особая, свойственная всем литературным жанрам, форма художественного отображения действительности – обличение и высмеивание отрицательных, внутренне превратных явлений жизни. Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. Паро́ дия — произведение искусства, намеренно повторяющее характерные черты другого, обычно широко известного, произведения или группы произведений, причём в форме, рассчитанной на создание комического эффекта.
ПАРОДИЯ — вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее роль разнообразны. Она разоблачает враждебный класс, компрометируя его лит-ру, всю его стилевую систему, или исправляет и очищает лит-ру своего класса от чуждых влияний или пережитков. В обоих случаях П. есть вид сатирического разоблачения. Иногда П., направленная на отдельные мелкие и более «невинные» недочеты своей лит-ры, становится более мягкой, и ее сатирический характер перерастает в 4 юмористический. В литературе упадочной, вырождающейся в эстетское развлекательство, и П. вырождается до П.-шутки, близкой к стилизации. Таким обр. в истории лит-ры функция П. очень различна: от П.-шутки до П., игравших боевую, активную роль в классовой борьбе на лит-ом фронте. Как и всякая сатира, П. разоблачает противника смехом. Ей всегда присущ момент комического. Она доводит до абсурда, комически, обессмысливает враждебный стиль или недостатки своей лит-ры. П. и строится обычно на контрасте пародируемого и своего стиля. Пародии могут создаваться в различных жанрах и направлениях искусства. Вероятно, наиболее распространены литературные пародии, как прозаические, так и поэтические. Широко известны кинопародии — фильмы, пародирующие либо определённые, широко известные кинофильмы, либо целые поджанры кино. Комизм пародии достигается обычно использованием комбинации достаточно стандартных методов, наиболее распространённые из которых: Гиперболизация.. Смещение контекста. От пародийных отличают пародические произведения, в которых тоже используется чужое произведение, но целью подражания оно не является, а получившееся произведение имеет утилитарное назначение (например, переделка лирического произведения " к дате"). Явления, кот пародируются (нет прямолинейных отсылок): 1) ассоциации с женским правлением 18в.; 2) насмешка над манерой гордится древностью своего происхождения (Баклан) 3) польская интервенция, заговоры 4) правитель-тиран, правитель-военный (Павел I, Аракчеев) 5) имитация правит-ой деятельности («Потемкинские деревни») 6) летопись, историческая монография 7) готовность рус народа принимать любого правителя, любить его 8) пристрасти рус-х к западу (фр, нем) 9) бездушный, жестокий административный аппарат, автоматизм 10) сентиментализм, романтизм (Г р у с т и л о в) Пародия на истор-е сочинения: Костомаров, Соловьев, Кавелин, Чичерин, Пыпин Рабле, Сервантес, Свифт Учитель Гоголь (Мертвые души), но соц-полит, а не быт 3. Структура и содержание раздела «Словосочетание» в школьной программе. Цели изучения. Произведите синтаксический разбор одного словосочетания из текста (на выбор) сначала как образец для пятиклассника, а затем – для восьмиклассника. В ШКОЛЕ. Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос. Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках. Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.). Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него. Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу. 5кл: понятие словосочетание Виды по значению(соч и подч), главное и завис-е слово. Умение находить словосочетания. 8кл: повт 5 кл + способы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Синонимия словосочетаний (девушка из города, городская девушка). Синтаксическая функция словосочетаний. Цельные словосочетания. Цели изучения: 1) умение отличать словосочетания от? 2) умение находить словосочетание 3) умение определять вид связи 4) умение определять синтаксическую функцию компонентов Разбор словосочетания. Лакомился лягушками 5кл: 1) выделить из предложения; 2) опредилить вид по значению 3) найти главное и зависимое слово 4) определить части речи: гл и сущ 8кл: 1)-3) как и в 5кл 4) указать стороение гл+сущ в Тв.п. 5) вид связи: управление 6) определить синтаксическую функцию компонентов 4. Формирование понятия о сатире в школьном курсе литературы. Подготовьте план урока о жанре романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Покажите десятиклассникам приемы сатиры, использованные автором в характеристиках градоначальников (вопросы, комментарии, сопоставление и т.д.)? 5. Сатира - поэтическое обличение текущей действительности: таково наиболее полное определение той многообразной литературной формы, которую обиходная речь, а за нею иногда и теория, называют сатирой. Определение это слишком широко: оно переносит на весьма обширную область литературного творчества название, первоначально свойственное вполне определенной и ограниченной форме. 6. Объектом пародирования здесь являются тексты древнерусской литературы, и в частности “Слово о полку Игореве”, “Повесть временных лет” и “Слово о погибели земли Русской”. В романе «История одного города» Щедрин отражает наиболее ужасные стороны жизни русского общества. В своем произведении писатель не напрямую рассказывает о проблемной ситуации в нашей стране. Не смотря на название за образом народа города Глупова, где проходит жизнь главных героев, скрывается целая страна, а именно Россия. 7кл «Повесть о том, как 1 мужик двух генералов прокормил» Особенности создания сатирического образа. Сатира и гротеск Урок: «Жанр Истории Одного города» 1. Общая характеристика произведения учителем: обличение, сатира на устройство гос. Системы; вскрытие пороков гос и соц жизни 2. Задания учащимся: Опредеоить жанр «Истроии..» пародия на летопись, сатирические очерки, сатирический роман 3. вводится понятие романа-антиутопии. Связь со спецификой приема сатиры в отл от юмора. Приемы сатиры в изображении градоначальников: гротеск, гипербола, говорящие фамилии, сарказм
|