Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет № 15. 1. Система согласных фонем






1. Система согласных фонем. Позиционное изменение звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости). Для иллюстраций используйте материал данного текста.

2. Предложите методику анализа данного стихотворения в десятом классе: формулировка темы урока, цель, задачи, вопросы и задания, обучение выразительному чтению, раскрытие мыслей и чувств лирического героя. Реализуйте при построении урока принцип анализа лирического произведения в единстве содержания и формы.

 

1. В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [С [б'], [п], [п1], [в], [в'], [ф], [ф'] [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т] [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х! [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], Ш.[т'].



Согласные звуки русского языка могут характеризоваться по двум основным признакам: 1) по участию голоса и шума в их образовании; 2) по наличию или отсутствие «смягчения».

< Система согласных фонем в русском языке (консонантизм)>

В русском языке существует 39 согласных фонем: < п, п’, б, б’, ф, ф’, в, в’, м, м’; т, т’, д, д’, ц, с, с’, з, з’, н, н’, л, л’; ш, щ, ж, ж’, ч, р, р’; j; к, к’, г, (г’), х, (х’), () ( ’)>. (В круглых скобках поставлены «потенциальные» и факультативные фонемы, о них см. дальше).

Все они встречаются в одной позиции: тропа – торопя – люба – любя; графа – графя – трава – травя; тома – томя; лета – летя – вреда – вредя – лица; голоса – голося – гроза – грозя; вина – виня; вела – веля; греша – треща – ежа – визжа – крича; гора – горя; моя; строка – ткя (дееприч.) – строга – суха.

Законы позиционных чередований таковы:

1. Звонкие замещены глухими на конце слова и перед глухими: зубы – зу [п], морозы – моро [с], пробок – про [п] ка, нарезать – наре [с] ка.
Глухие позиционно замещены звонкими перед звонкими (кроме [в], [в’]): просить – про [з’] ба, отец – оте бы, алчет – ал [дж’] ба, например: Алчбы и горя бедное дитя (Н.А. Некрасов).
Таким образом, для всех согласных, парных по звонкости-глухости, сильная позиция (позиция различения) – перед гласными, сонорными и [в – в’], ср.: тон – дон, тлеть – длить, твой – два.

2. Твердые зубные (кроме [л]) перед мягкими зубными (кроме [л’]) и мягкими губными позиционно замещены мягкими зубными: мост – мо [с’т’] ик, узда – у [з’д’] ечка, романс – о рома [н’с’] е; спать – [с’п’] и, язвлю – я [з’в’] ат. Замена твердых зубных на мягкие перед мягкими губными в современном языке факультативна, только в некоторых словах обязательно произношение мягких зубных в этой позиции (разве, сидмя сидит и др.).
Мена мягких зубных на твердые перед твердыми зубными: конь – конский, конный, кость – костный, грязь – грязный и т.п. – не является в современном русском литературном языке фонетически позиционной; ср.: июньский, день-деньской. Эти мены обусловлены морфологически, все они в той или иной степени грамматикализованы.
Твердые губные позиционно замещены мягкими перед мягкими губными: бомба – бо [м’б’] ить, рифма – о ри [ф’м’] е. Эта замена в современном языке факультативна; только в некоторых словах обязательно произношение мягких губных в этой позиции (ревмя ревет, вместе).
Перед [щ, ч] твердое [н] замещено мягким: женский – же [н’] щина, тонко – уто [н’] ченный.
Перед [j] твердые согласные позиционно замещаются парными мягкими; эта замена факультативна: побои – бьют, обоймет – объял.
Мягкие губные перед всеми согласными (кроме йота и мягких губных) позиционно замещены твердыми: славить – славлю, губить – гублю, славен – славный, злобен – злобный, восемь – восе [м] сот, рубец – рубца, немец – немца, наземь – земщина и т.д.
Таким образом, для всех согласных, парных по твердости-мягкости (кроме < л – л’>) сильная позиция – перед гласными, на конце слова, перед [к, г, х], перед твердыми губными. Фонемы < л – л’> во всех окружениях находятся в сильной позиции.

3. Свистящие (зубные) перед шипящими (передненебными, кроме < р – р’>) позиционно замещены шипящими: с ним – с чем (= [ш’ч’ем] или [ш’ем]), с любовью – с жаром, распустить – расчесать (=[ръш’ч’еисат’] или [ръш’еисат’]. При этом смычные после фрикативных могут замещаться фрикативными: < с+ч> = [ш’ч’] или [ш’]; примеры приведены.

Неслоговые сонорные позиционно замещены слоговыми в положении без контакта с гласными: в сонме – сон(м)

Перед < э> твердые согласные замещены в огромном большинстве слов мягкими: трава – в траве, беда – в беде, умный – умнее, серый – серее, розовый – розоветь, бледный – бледнеть. Не заменяются мягкими в этом положении только [ж, ш], но < к, г, х> представлены звуками [к’, г’, х’].
Мена согласных перед < э> в современном русском языке не является фонетически позиционной. На стыках корня (или основы) с аффиксами она грамматикализована (и мена твердых на мягкие является морфологически позиционной); см. приведенные примеры. Таким образом, формы в траве, в беде 1; умнее, серее ; розоветь, бледнеть образованы аффиксами и чередованием фонем перед ними (ср. глядеть – гляжу и под.). Внутри морфем: лето, тень, делать – мягкость согласных перед < э> фонематична.
Это необходимо признать, потому что:

1. В современном русском литературном языке существует обширный класс слов, вполне усвоенных и часто использующихся в бытовой речи, с устойчивым «твердый согласный + [э]»: энергия (Петру Петровичу э [нэ] ргии не занимать), а [тэ] лье, нэп, нэпманша, Фи [дэ] ль, Ни [нэ] ль.

2. Нет смягчения перед < э> на стыках морфем, если отсутствует грамматическая модель такого смягчения: разэдакий, разэхался, подэтаж и пр. Все это свидетельствует о том, что чередование «твердый не перед < э> – мягкий перед < э>» перестало быть фонетическим. Следовательно, надо признать позицию твердых – мягких перед < э> сильной для современного литературного языка.

Среди перечисленных 39 согласных фонем есть потенциальные.

Фонемы < к, г, х> в одних позициях представлены звуками [к, г, х] (перед согласными, перед < а, о, у>, на конце слова), в других – звуками [к’, г’, х’] (перед < и, э>). Следовательно [к, к’] не встречаются в одной позиции, так же [г, г’] и [х, х’]; различие между ними обусловлено позиционно. Если это заключение верно, т.е. охватывает все факты языка, то следует сделать вывод, что [к, к’], [г, г’], [х, х’] представляют фонемы < к, г, х>; нет фонем < к’, г’, х’>.

Указанная закономерность нарушается только формами: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте, ткя. Этих пяти единиц, однако, достаточно, чтобы признать существующей фонему < к’>; ср.: кот – ткет; [к, к’] здесь встречаются в одной позиции – перед [о] и служат полноценными различителями слов. Наличие какой-либо фонемы в сильной позиции только у небольшого числа «фонетических оболочек» не влияет на ее фонематическую правоспособность. Таким образом, единица < к’> должна быть введена в число актуальных фонем русского литературного языка.

Фонемы же < г’, х’> могут быть в сильной позиции только в новообразованиях типа: берегя, жгя, жерехёнок и т.д. Такие образования вполне возможны в разговорном стиле литературной речи, но не упрочились в ней. Поэтому фонемы < г’, х’> считаются потенциальными.

Фонема < > встречается в словах с богом, богу (= [боgу], бога и некоторых других; но всюду она необязательна и может быть заменена фонемой < г>. Ее надо считать факультативной (то же надо сказать и о фонеме < ’>).

Фонема < щ> произносится [ш’], т.е. как долгое мягкое [ш]: и [ш’] у, [ш’] ука Ґ. Но литературно и другое произношение: и [ш’ч’] у, [ш’ч’] ука . При последнем типе произношения, проведенном последовательно, нет необходимости вводить в систему согласных фонему < щ>; сочетание [ш’ч’] может быть квалифицировано как < сч> или < зч>. Ср. систему морфологических чередований: крутить – кручу, гостить – гощу; при произношении [гаш’ч’у] в обеих парах надо видеть одинаковое чередование < т’/ч>: < гост’и – госчу>; см. выше пятый тип позиционных чередований (мена свистящих на шипящие перед шипящими). В формах треск – трещать при том же произношении налицо чередование < к/ч>, ср. мука – мучать.

Так же и фонема < ж_> реализуется звуком [ж_’] или [ж_]; оба произношения литературны: е_’] у и е_] у, ви_’] ать и ви_] ать. В формах ездить – езжу, визг – визжать следует усматривать чередование < д’/ж>, как в ходить – хожу, и < г/ж>, как в друг – дружить; при этом < зж>, естественно, реализуется сочетанием
[жж] = [ж_].

По аналогии с указанными случаями рассматриваются случаи с [ж] и [ш’ч’] в словах, где нет морфонологических чередований (дрожжи, дожди, размозжить, щука, щедрый). Отсюда следует, что при указанном типе произношения нет основания учитывать фонемы < щ, ж_>.

Напротив, если в произношении есть звук [ж’], то морфонологические чередования должны квалифицироваться по-другому: в формах ездить – езжу, визг – визжать чередуются < зд’> – < ж_>, < зг> – < ж_>. Параллельно этому должны рассматриваться чередования гостить – гощу, искать – ищу. Следовательно, наличие [ж_’] заставляет признать для данной произносительной системы существование фонем < щ–ж_>.

Так как последовательное во всех звуковых оболочках произношение [ж_] (не [ж_’]) у любого говорящего встречается сравнительно редко, фонемы < щ, ж> считаются актуальными.

39 согласных фонем, как видно из предыдущего описания, представлены следующими звуками (см. таблицу 3).

Согласные [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’] являются сонорными; остальные шумные. < Таблица 3>

22 фонемы составляют 11 пар поглух-звонк-ти, ост. 13 фонем – внепарные по этому признаку. 34 фонемы сост. 17 пар по тв-мягк., 1 фонема внепарная по обоим пр-кам.

Отблеск [одбл’ьск] ассимиляция по звонкости, регрессивная

Робкое ро[п]кое ассимиляция по хлухости, регрессивная, неполная, Контактная.

Ряд- ря[т]- оглушение звонкой согл. на конце.

 

2. Какие особенности данного стихотворения указывают на то, что оно может быть отнесено к произведениям «чистого искусства»? Дайте характеристику используемых в нем тропов, звукописи, цветовой палитры.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.