Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международное сотрудничество как средство развития отечественной системы гражданского образования






Интеграция отечественного образования в мировое образовательное пространство требует изучения общих основ социального взаимодействия в странах Западной Европы и США, накопленного ими опыта организации гражданского воспитания, поиска путей, способов использования его в отечественной системе образования. Обращение к зарубежному опыту важно не для механического заимствования тех или иных идеологических доктрин, педагогических систем, а прежде всего, для стимулирования естественных процессов взаимообогащения духовных ценностей разных народов, обмена педагогическими технологиями. Такое взаимодействие требует научного обоснования педагогической целесообразности заимствования тех или иных достижений зарубежного опыта, допустимых пределов ориентации на иные социальные и идеологические ценности, выявления общего и особенного в оценке отечественного и зарубежного опыта воспитания гражданственности, патриотизма.

Социально-исторические и социально-психологические различия оказывают значительное влияние на характер взаимодействия педагогического опыта США и России, однако не исключает возможности для конвергенции и интеграции.

Общим основанием для использования зарубежного опыта воспитания гражданственности является общность понимания необходимости гражданского образования для обеспечения социальной стабильности. «Дать образование и не внушить моральных принципов, - подчёркивал американский президент Т.Рузвельт, - значит воспитать ещё одну угрозу обществу». Обращение к опыту гражданского образования в США целесообразно не только на теоретико-концептуальном, но и практическом уровнях: особенно важно обратить внимание на технологии социального научения, правового просвещения, вовлечения в работу общественных организаций, использование социального партнёрства, на интерактивные технологии, организацию социальных практик, технологию социального проектирования.

Инновационные образцы формируются не путём прямого переноса зарубежного опыта, а путём достижения нового качества за счёт соприкосновения с иными идеями, мыслями, представлениями, взглядами. Интеграция в зарубежное образовательное пространство – процесс не одномоментный. Поэтому для оценки степени интегрированности вуза в совместную с зарубежными партнёрами научно-образовательную деятельность целесообразно выделить уровни интеграции.

Первый уровень -международные культурно-образовательные контакты. Для этого уровня характерно отсутствие целостной системы партнёрского взаимодействия. Такое взаимодействие, имеющее эпизодический характер, выражается в обмене преподавателями, аспирантами, в приглашении иностранных специалистов, в совместном участии в конференциях, семинарах.

Второй уровень - научно- педагогическая и образовательная кооперация: разработка международных программ; конструирование новых технологий; проведение совместных исследований; обучение иностранных студентов.

Третий уровень - международное стратегическое партнёрство: контрактные обязательства, взаимное признание дипломов, создание международной сети вузов-партнёров, совместное выполнение проектов, имеющих грантовую поддержку. Цели международных контактов - повышение качества подготовки специалистов, обмен новыми технологиями.

Особенно актуален зарубежный опыт применения технологий включения молодёжи в социально значимые виды деятельности. В настоящее время сотрудничество в области гражданского воспитания учащейся молодёжи с зарубежными университетами, общественными организациями осуществляется преимущественно на уровне встреч, совместных обсуждений проблем. Одним из примеров может служить совместная встреча представителей Кубанского университета, общественных организаций, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае с учителями из штата Алабама (США), которые посетили край с ответным визитом по программе Американских советов по международному образованию «Партнёрство в образовании». В рамках этого проекта были организованы поездки и встречи в Вашингтоне, Филадельфии, Портленде с коллегами из некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой и развитием гражданского образования в США. Другим примером может служить совместный проект Красноярского Центра развития образования и Университета штата Гавайи (США) по разработке новых образовательных технологий и методических материалов по гражданскому воспитанию. Такие проекты стали стимулом для проведения внутрироссийских встреч и обсуждений. Так, на встрече, организованной Научно-исследовательским институтом развития образования (Москва) на тему «Гражданское образование в современной российской школе» обсуждались вопросы проектирования системы, поиска новых технологий формирования гражданских компетенций: готовности применять самостоятельные решения, опыта коммуникативного взаимодействия. Признавая педагогическую значимость компетентностного подхода, основанного на приоритетной роли активных и интерактивных форм и методов обучения, особое внимание участники обсуждения уделяли информационным и тренинговым технологиям как альтернативы репродуктивным моделям гражданского образования. Вопросам развития технологий проектного менеджмента был посвящён семинар, проведённый в Томском политехническом университете Фондом Конрада Аденауэра. Продолжением семинара стала стажировка преподавателей в Университете Карлсруэ (ФРГ).

Активно включился в работу по развитию международного сотрудничества и Северо-Кавказский федеральный университет. Руководство университета приняло участие в специализированной деловой программе «Эффективное управление высшими учебными заведениями. Опыт США». Основная цель визита – изучение опыта и установление деловых контактов с вузами США, такими, как Университет Нью-Йорка, Колумбийский университет, Университет Вильяма и Мэри, Университет Джорджтауна и другие – всего более десяти высших учебных заведений профессионального образования. У каждого из этих вузов есть свои достижения и традиции в образовании, науке, творчестве, в социальной работе, студенческом братстве и многих других областях университетской жизни. В рамках деловой программы делегация СКФУ посетила ряд ведущих университетов США, приняла участие в деловых переговорах, а также в дискуссиях по вопросам науки и образования. Международные связи университет реализуется через заключение договоров о сотрудничестве с иностранными партнёрами по ряду согласованных, представляющих взаимный интерес для обеих сторон направлений. Сейчас идёт работа по согласованию приоритетных направлений сотрудничества, в том числе рассматриваются вопросы об организации стажировок, приглашении в СКФУ американских профессоров для чтения лекций. Например, заключён договор о сотрудничестве с расположенным в столице США Университетом Джорджтауна – одним из самых известных в США международных исследовательских университетов. Университет, работающий по программе «Международные отношения», имеет интернациональный характер, так как открыт для преподавателей и студентов из разных стран. Для преподавания приглашаются конгрессмены, известные политики, дипломаты, спичрайтеры первых лиц. В университете есть Центр изучения России и Восточной Европы, образовательные программы которого уже реализуются в Москве на базе Академии госслужбы. Получает распространение в отечественной практике применение технологии кейс-менеджмента (работа со случаем).Особую актуальность данная технология приобрела в процессе реализации Проекта работы с молодёжью группы риска (в основу данного проекта положены элементы успешной модели канадской провинции Онтарио). Проект «Молодёжь группы риска», отмечают исследователи, значительно повысил способность российских партнёров в пилотных регионах проводить важные изменения. Мероприятия, проводимые на основе использования инструментария канадского опыта, послужили поддержкой для участников проекта при развитии ими систем кейс-менеджмента, адаптированных к местным условиям, так как системы эти лучше скоординированы и более ориентированы на права и потребности несовершеннолетних[Модели ювенальной юстиции в России: достижения и перспективы развития / А.Автономов, Б.Альтшулер, Г.Боукетт, Р.Лутес. – М., 2009].

В рамках Российско-Американской программы сотрудничества институтов гражданского общества представителями Северо-Кавказского федерального университета, Движения добровольцев Ставрополья и Университета Орегоны (США) был разработан проект «Обмен студенческими стажировками с целью защиты детства». Основная идея данного проекта заключается в разработке и продвижении специализированных стажировок для студентов через сотрудничество между университетами, а также эффективно работающими государственными и неправительственными организациями России и США. Особенность проекта заключается в том, что в программах обмена могут принимать участие студенты, работающие в области защиты детства. У студентов была уникальная возможность участвовать в групповых дискуссиях, присутствовать на занятиях американских преподавателей колледжа образования Университета Орегона (г. Юджин) на следующие темы: «Global education and educational Technology», «Presentation on Alcohol and Drug Addiction», «Early Child Development and Head Start Program» и другие. Кроме того, будущие социальные работники могли поучаствовать в групповых дискуссиях на предмет улучшения работы с детьми группы риска.[https://www.ncfu.ru/index.php? newsid=4405 ]. В качестве ответного мероприятия группой специалистов из штата Орегон на базе СКФУ был проведён обучающий семинар «История, современное состояние и инфраструктура защиты детства в штате Орегон, США». В работе семинара целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие актуальные направления: «Разработка программ сервисов для детей и их семей с учётом их сильных сторон», «Общественно-государственное партнёрство в области профилактики детского насилия», «Стратегии реабилитации несовершеннолетних правонарушителей», «Работа центров оказания услуг подросткам в штате Орегон».

Важным средством позиционирования СКФУ в мировом образовательном пространстве является участие в международных конкурсах. Например, на престижном конкурсе «Наука и образование», итоги которого были подведены на Оксфордском саммите лидеров в Великобритании, научная библиотека СКФУ получила международное признание. Организатором конкурса, который проводится среди университетов мира по 10-ти номинациям, является Клуб Ректоров Европы. Его цель – продвижение лучших учебных заведений, образовательных программ, стимулирование успеваемости, творческой и социальной активности преподавателей и студентов, содействие в реализации инновационных проектов.

Значительные возможности для овладения гражданскими компетенциями российским студентам предоставляют международные программы: программа Фулбрайт, программа «Актуальные вопросы развития современного общества в рамках «Акта в поддержку свободы», программа для региональных исследователей. В распространении демократических ценностей, опыта международного сотрудничества в области культуры, образования немалую роль играют общественные организации. Например, Ассоциация Американских советов по международному образованию (АСПРЯЛ/ АКСЕЛС), являясь неправительственной некоммерческой организацией, ориентирована на повышение качества образования, организует обучение российских специалистов, студентов в ведущих университетах США. После окончания обучения и возвращения из США они продолжают работу в самых различных областях (банковское дело и финансы, консалтинг, образование, управление, журналистика, библиотечное дело и информатика, общественная деятельность)[ 48,) Докторов Г. Знакомьтесь: АЙРЕКС // Международное сотрудничество.-1998.-№1.- С.18-22]. Благодаря неправительственной некоммерческой организации АЙРЕКС несколько тысяч наших соотечественников (предпринимателей, юристов, государственных служащих, журналистов, общественных деятелей) получили возможность пройти стажировку в США. АЙРЕКС поддерживает такие образовательные программы, как Программа обмена в области планирования учебного процесса, Конкурс совместных проектов в области библиотечного дела и информатики, компьютерных коммуникаций, Бизнес для России, Программа выпускников и другие.

Усиление взаимодействия различных общественных, имеющих неполитический, некоммерческий характер отечественных и зарубежных организаций является одним из эффективных путей интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство, в частности, в области гражданского образования молодёжи. Россия и США, как и другие страны мира, могут искать совместные ответы на требования глобализации, вызовы новых экономических, социальных, научно-образовательных реалий, вырабатывать новейшую образовательную философию и политику, в центре которой стоит человек, ищущий способы гармонизации своих отношений с обществом. Различия в образовательных системах зарубежных стран обусловлены различными типами культурно-исторических традиций, образом жизни, ментальностью. Американская система образования, в частности, ориентирована на практическую подготовку человека, она децентрализована и более демократична, а студенты и преподаватели отличаются мобильностью, социальной активностью.

В опыте зарубежных университетов есть немало положительного, что может быть с пользой внедрено в жизнедеятельность российских вузов. Например, в США более заметную роль, по сравнению с отечественным образованием, в организации обучения играют общественные организации. Вовлечение в орбиту отечественного образования воспитательного потенциала общественных организаций – хороший ресурс для повышения качества гражданского образования в России.

Таким образом, российские студенты, принимая участие в совместных с зарубежными вузами образовательных проектах, приобщаются к социально ценным достижениям, накопленных зарубежными вузами за долгую историю их демократического развития.

Значительные трудности, препятствующие эффективному применению достижений зарубежного опыта гражданского воспитания в отечественной педагогике, связаны с социально-историческими особенностями российской ментальности: недооценка собственной роли в развитии гражданского общества, социальная пассивность, низкий уровень правовой культуры, патернализм, самоограничения и коммуникативные барьеры. Серьёзными препятствиями также являются грубейшие нарушения в российском государстве прав человека, академических свобод в результате монополизации власти административными, правоохранительными органами, органами законодательной власти (в ряды которых могут попадать, особенно в регионах, далеко не лучшие наши сограждане); замкнутость политической элиты, родимыми пятнами которой являются конфликт интересов, низкий уровень общей и духовно-нравственной культуры; гражданский саботаж и коррупция; политическая индифферентность населения. По этим причинам в России невозможно решить задачу формирования гражданской культуры посредством искусственного синтеза элементов традиционной российской культуры и культуры демократической, доминирующей в западноевропейской цивилизации. Вместе с тем в основных своих качествах зарубежный опыт не противоречит главным потребностям российского общества. Подтверждением этому может служить, например, международная конференция-встреча экспертов «Потенциал и возможности социального развития Северо-Кавказского региона», состоявшаяся в СКФУ. Среди её участников – представители научного сообщества, общественных организаций Европы и России: консультант Центра социальных инвестиций Гейдельбергского университета Рюдегер Кнуст, руководитель программы лекторов фонда имени Роберта Боша Сибил Кесслер, представители российских деловых кругов. Главной задачей конференции был обмен опытом организации добровольческого движения между европейскими странами и Северным Кавказом.

Несмотря на имеющиеся недостатки, новые формы развития социальной инициативы, гражданских компетенций продолжают распространение среди российской молодёжи. В конце ХХ века работу в России начала студенческая программа «Дебаты». Данная программа ориентирована на повышение мотивации студентов на участие в активном, свободном, открытом и критическом обмене идеями, рассчитана на формирование умений убеждать других людей при помощи содержательной аргументации. Посредством «дебатов» студенты развивают свою способность выражать личное мнение и, встречаясь и обсуждая важные проблемы, приобретать уверенность в себе. Программа «Дебаты», призванная создать своего рода форум для обсуждения спорных проблем в спокойной и содержательной манере, также предполагает обучение преподавателей в качестве тренеров, владеющих возможностями использования технологии «Дебаты» в учебном процессе. Однако, несмотря на средний уровень внутренних стандартов программы «Дебаты», квалификация многих педагогов не соответствовала установленным международным критериям IDEA. Большинство тренеров и координаторов клубов, а также студентов осваивало дебатные форматы поверхностно, формально, зачастую лишая программу всех своих положительных сторон. Методы работы многих преподавателей в школьных и университетских клубах являлись безнадежно устаревшими, неадекватными современным требованиям, предъявляемым к дебатам. Тем не менее, с 2005 года в России наблюдаются признаки возрождения программы «Дебаты» на новом уровне — региональном. Например, в Санкт-Петербурге возрожден один из старейших турниров в Комарово, а представители местного дебат-центра с 2005 года активно участвуют в международных студенческих и школьных турнирах IDEA. В Новосибирске регулярно проводятся «Школы парламентских дебатов» и «Кубок Сибири», В Москве создана «Лига Чемпионов», проводящая дебаты на регулярной основе. [45) Международная образовательная ассоциация «Дебаты». –

HYPERLINK “https://cyclowiki.org/wiki/” ].

В настоящее время существуют более 40 университетских сообществ «Дебаты», из которых около 20 находятся в Москве и Санкт-Петербурге, что явно отражает необходимость расширения программы «Дебаты» в высших учебных заведениях в регионах. В 2009-2012 гг. в России движение «Дебаты» переживает активный рост. Однако создаваемые в последнее время “лиги” и “федерации” дебатов ставят в основном цели интеграции молодежи в рамках дебатов, проведение тренингов первого уровня для новичков. Всё это позволяет предположить, что в настоящее время, учитывая размеры страны, по-видимому, преждевременно создавать централизованную программу университетских парламентских дебатов в России. IDEA предлагает развитие механизмов обеспечения высокого качества как уже действующей программы «Дебаты», так и в процессе создания новых отделений и клубов в регионах. Очень важная роль принадлежит организаторам дебатных мероприятий. Не всякий хороший оратор может быть хорошим тренером: для качественного обучения дебаттренера нужна специальная подготовка. Поэтому ведущим механизмом могут стать различные формы взаимодействия тренерского/экспертного сообщества в России и за рубежом с целью обмена опытом, методической учёбы: например, в форме Открытого тренерского дебат-университета IDEA [49)HYPERLINK “https://vk.com/ideauniversity” \t “_blank”].

 

Студенты ставропольских вузов активно участвуют в американском проекте «Work and travel». По результатам участия проводятся пресс-конференции, на которых вернувшиеся участники делятся опытом с теми, кто ещё только собирается включиться в эту программу. Особый интерес во время проведения таких встреч вызывает образовательная программа «Фулбрайт», которая требует отличного знания английского языка, так как предусматривает сдачу двух сложных экзаменов «TOIFL» и «GRE». Принимая решение участвовать в таких программах, студенты глубже осознают свои жизненные ценности, проявляют инициативу, берут на себя ответственность, что крайне важно для актуализации своих лидерских качеств, обретения гражданской позиции.

 

Значительные возможности для международного сотрудничества, обогащения опыта гражданского воспитания в России являются международные волонтёрские программы. Организацией Объединенных Наций признано, что работа на добровольных началах должна быть важным компонентом любой стратегии, нацеленной на решение проблем в таких областях, как уменьшение нищеты, устойчивое развитие, здравоохранение, предотвращение бедствий, реагирование на бедствия и социальную интеграцию и, особенно, на преодоление социального неравенства и дискриминации. Согласно Резолюции ООН A/RES/56/38 и специально выработанных к ней комментарий, ООН рекомендует правительствам всех стран включить добровольчество в национальные планы развития как компонент планов по достижению целей устойчивого развития [ 35) Гареева Е.В. Анализиз волонтёрства как процесса социализации совремнной молодёжи. – Режим доступа:

HYPERLINK “https://www.scienceforum.ru/2013/pdf/6348.pdf” ].

Ежегодно тысячи молодых людей участвуют в международных волонтерских проектах продолжительностью от 2 недель до нескольких месяцев. Для одних – это средство самореализации, возможность проверить свои силы на общественном поприще, для других - способ наполнить свободное время общением, коллективными делами и получить возможность посмотреть мир, третьи просто любят путешествовать с рюкзаком и ноутбуком – свободно, интересно и недорого.

Международный волонтерский проект - это безвозмездная работа интернациональной команды, как правило, численностью от 8 до 25 человек, создающей или поддерживающей уникальную идею или участвующей в решении социальной проблемы. Это может быть помощь в организации и обслуживании музыкального фестиваля, спасение потомства морских черепах, ремонт старинного замка или что-нибудь другое. Каждую страну представляют не более 2 добровольцев, что позволяет создать особенную атмосферу. На время проведения проекта организаторы предоставляют всем участникам проживание и питание, а также помогают организовать их досуг [51)Международные волонтёрские проекты.- HYPERLINK “https://studentravel.ru/volunteers” ].

Международный волонтёрский лагерь — это уникальный проект, представляющий собой модель мира, где под одной крышей собираются люди разных национальностей, представители разных религий и культур.

Волонтёрский лагерь — это возможность увидеть разные страны, познакомиться с интересными людьми, повысить уровень владения иностранным языком и просто отлично провести время, а также увидеть, как весь мир вечером собирается за одним столом, словно семья, и в этом мире нет места противоречиям, стереотипам и разногласиям. Это способ совершить доброе дело и получить взамен нечто более ценное, чем деньги. Принимающая организация берет на себя расходы за питание и проживание волонтёра (иногда также экскурсии и языковые уроки) [52)Международный волонтёрский лагерь.-

HYPERLINK “https://chedd.ru/? id=8” ].

Волонтерские программы рассчитаны на самые разнообразные проекты, число которых гораздо больше, чем количество стран, в которых они проходят.

Это могут быть экологические акции, реставрационные и восстановительные работы, помощь в подготовке выставок и фестивалей, сбор материалов о культуре страны, занятость в социальной сфере, работа с детьми, молодежью, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями, создание веб-сайтов, работа в сфере спорта, культурного наследия, искусства, организация культурных мероприятий, офисная работа и т. д. Волонтер работает 30 – 35 часов в неделю и имеет возможность выбрать именно ту деятельность, которая будет ему интересной.

В заключение подчеркнём, что студенты, получившие опыт участия в международных программах, проектах, приобретают более широкий жизненный кругозор, нежели их сверстники, не имеющие такого опыта, по-настоящему овладевают компетенциями межкультурной коммуникации, толерантностью, яснее понимают недостатки и преимущества собственной страны, формируют более точные представления о своих возможностях, глубже осознают необходимость находить баланс между личными и общественными интересами.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.