Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданского воспитания студентов университета средствами внеаудиторной работы






 

Строительство гражданского общества, подготовка его активных членов – необходимое условие существования демократического государства. Основной и наиболее активной силой такого строительства должны выступить молодые поколения наших сограждан. Однако, к сожалению, в молодежной среде продолжают усиливаться опасные для социальной устойчивости общества рост бездуховности, пренебрежение к правовым и нравственным нормам, асоциальное поведение, втягивание в преступный бизнес, утрата социального оптимизма, уход в частную жизнь. Иными словами, значительная часть молодежи оказалась в отчуждении от общественно-государственной жизни. Особую тревогу вызывают обстоятельства, свидетельствующие о сужении возможностей для проявления молодёжью социальных и карьерных устремлений, потребностей в самореализации, в поисках социальных лифтов. Той части молодежи, которая не утратила нравственных идеалов, патриотических чувств, законопослушности, все труднее противостоять негативному влиянию среды, демонстрируемым (особенно региональными представителями власти, правоохранительных органов) аморальным средствам достижения корыстных целей. Все это требует осознания необходимости комплекса социально-педагогических мер для изменения существующего положения, для подготовки молодежи к жизнедеятельности в условиях укрепления демократического государства и гражданского общества.

Одной из характерных традиций отечественной системы образования является тесная связь обучения и воспитания. Современная идеология воспитания молодежи в российском обществе нашла правовое закрепление в ряде долгосрочных программных документов: Национальной доктрине образования, Концепции модернизации Российского образования, Федеральной целевой программе развития образования, программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

Проблема качества высшего образования, его эффективности, ставшая приоритетной в образовательной политике российского государства на современном этапе, связана не только с уровнем специальной подготовки студентов и повышением квалификации преподавателей, но и, прежде всего, с проектированием, организацией в вузе эффективной системы воспитания, обеспечивающей развитие гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. В настоящее время правомерно говорить о наличии социального заказа «на воспитание образованного, нравственного, предприимчивого специалиста, готового принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны» [ 65, с.50 Лутовинов В.И., Мешкова С.И. Проблемы воспитания патриотизма // Педагогика.-2008.-№7.-С.50-53 (с.50)]. Задача высшей школы – создание условий для становления личности нового типа – гражданина российского общества, человека, обладающего высоким уровнем интеллектуального, нравственного развития, соответствующего тенденциям мировой информационной цивилизации, способного прийти на смену лидерам, не соответствующим требованиям нового времени. От того, в какой мере органично формы и методы воспитательной работы будут включены в процесс общей профессиональной подготовки и ориентированы на ее конечный результат, зависит качество работы педагогического коллектива вуза. Одним из таких конечных результатов является уровень готовности специалиста к самореализации в основных сферах жизнедеятельности - познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической.

В настоящее время создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании социально значимых ценностей, образцов гражданского поведения. В СКФУ созданы Управление воспитательной работы, в структуру которого входят Центр патриотического воспитания, Центр правового воспитания и Центр межэтнического взаимодействия. Основной целью Центра патриотического воспитания является формирование гражданского сознания студентов, российской идентичности в условиях поликультурной воспитательной среды.

За короткий период становления в университете проведен комплекс научно-методических и воспитательных мероприятия: международные и региональные научно-практическая конференции, имеющие гражданско-патриотическую направленность; приуроченная к 70-летию освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков акция «Мы помним! Мы гордимся!»; студенческая акция к 70-летию Битвы за Кавказ «Участие народов Северного Кавказа в Великой Отечественной войне»; мультимедийный фестиваль студенческого творчества «Сталинград 3.0».

Значительным по масштабам и социальной актуальности мероприятием стала, например, Всекавказская студенческая акция «Наша общая победа», в которой приняли участие представители Дагестанского, Ингушского, Кабардино-Балкарского, Северо-Осетинского, Чеченского государственных университетов и другие вузы Северокавказского федерального округа.

В феврале 2013 года студенты университета участвовали вмолодёжном добровольческом слете в рамках празднования 70-й годовщины Победы в Сталинградской битве (г. Волгоград), целью которого стала пропаганда активной гражданской позиции, важности роли молодёжи в сохранении исторической памяти. В рамках работы слета студенты выступили с докладами на международной научно-практической конференции «Сталинградская битва в судьбах народов».

В современных условиях Институт образования является одним из основных звеньев системы патриотического и гражданского воспитания молодёжи. Вместе с тем, несмотря на значительный воспитательный потенциал названных мероприятий, необходима постоянная превентивная работа, направленная на предупреждение влияния на молодёжь негативных социальных условий, факторов, противодействующих гражданскому и патриотическому воспитанию молодёжи. Поэтому одной из важнейших задач педагогического коллектива становится задача разработки научного и методического обеспечения процесса патриотического воспитания, его основных направлений, изложенных в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Важным условием успешной реализации данной программы является смещение акцентов в патриотическом воспитании от традиционного и единообразного к инновационному и многоплановому поиску возможностей для более полного проявления мотивации личности к обретению национальной и российской идентичности Идеология воспитания, базирующаяся на традициях отечественной культуры, образования, науки, определяет также и таксономию социально значимых целей вос­питательной работы в вузе: образование и развитие личности интелли­гента, т.е. человека, обладающего высокой общей и профессиональной культурой. При этом, учитывая возрастные, социальные, национальные особенности, акцент необходимо делать на побуждении студентов к само­стоятельному проектированию и реализации собственной профессио­нально-личностной стратегии развития.

Без значительных усилий, направленных на интегрирование воспитания в целостный процесс обучения и развития, достижение главной цели образования – подготовки специалиста-профессионала, достойного гражданина России – становится проблематичным. Система воспитательной работы в университете совершенствуется за счет активного вовлечения студентов в самоуправление, различные формы спортивно-массовой, клубной работы и т.д. В качестве положительных результатов, достигнутых в воспитательной работе за последние годы, следует назвать создание условий для организации внеадиторной деятельности студентов, совершенствование системы управления этой деятельностью.

Одним из уроков, извлечённых из трудных девяностых годов прошлого века, является вывод о необходимости восстановления в образовательном процессе такого важного его компонента, как воспитание. В результате возродились некоторые традиционные, доказавшие свою эффективность организационные формы. Однако в новых условиях требуется поиск новых подходов к проектированию системы внеаудиторной работы. Внеаудиторная работа – это специально организованные действия, мероприятия, позволяющие решать воспитательные задачи во внеучебное время. Целью внеаудиторной работы в вузе является формирование у студентов социально значимых и профессионально важных качеств, позволяющих им в будущем занять достойное место в культурном авангарде общества.

В настоящее время важно ставить задачу формирования университетской культуры студентов и преподавателей, которая является важнейшим критерием качества воспитательной работы в вузе.

Для достижения воспитательных целей необходим комплекс условий, обеспечивающих раскрытие творческих спо­собностей и самореализацию личности студента и преподавателя. Условия эти следующие:

- использование традиций, позитивного опыта, накопленного высшей школой для становления, функционирования и развития системы воспитательной работы, сочетание традиций с поиском новых форм и направлений воспитания;

- изучение (мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентаций студентов как основы планирования воспитательной работы;

- совершенствование технологии планирования на уровне всех субъек­тов воспитательной деятельности (университетском, институтском, факультетском, курсовом, кафедральном, индивидуальном);

- создание организационной структуры, координирующей внеучебную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

- создание системы морального и материального стимулирования наиболее активных преподавателей и студентов, участвующих в организации внеаудиторной деятельности;

- реализация в системе внеаудиторной работы возможностей студенчес­кого самоуправления;

- введение договорных отношений между администрацией и подразде­лениями университета, заключение договоров-заказов на проведение наиболее важных внеучебных мероприятий;

- сочетание работы по направлениям с выполнение целевых программ, связанных насущными потребностями коллектива преподавателей и студентов;

- обеспечение материальной и финансовой базы внеаудиторной работы;

- совершенствование системы управления внеучебной деятельностью;

- использование воспитательного потенциала учебных дисциплин для расширения культурного кругозора студентов, их творческой и социальной активности;

- реализация целенаправленной кадровой политики, повышение квалификации организаторов внеаудиторной работы - преподавателей, сту­дентов-общественников, штатных сотрудников-специалистов;

- модернизация и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие системы внеаудиторной деятельности;

- осуществление контроля за содержанием и эффектив­ностью внеаудиторной работы, использованием ее результатов для корректи­ровки планов и решений.

В обобщенном виде работа по организации этих условий означает переход от проведения отдельных воспитательных мероприятий к созданию в университете гуманитарной педагогической среды как системообразующего начала в жизни вуза.

Цели, задачи, условия воспитательной деятельности реализуются через ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения потребностей и определения приоритетов.

Это такие традиционные направления, как гражданское и патриотическое воспитание, экономическое, экологическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое воспитание. В комплексном виде эти направления представлены, например, в студенческих праздниках: Посвящение в студенты, Татьянин день, Студенческая весна, Солдатский конверт, Международный день студентов, День рождения вуза и др. Вновь востребованными стали формы, активизирующие личность: Дни науки, Дни кафедры, олимпиады, конкурсы («Студент, студентка года», «Конкурс кураторов», «Конкурс на лучшую академическую группу», «Молодые таланты»), выставки, артплощадки, агитбригады, «круглые столы», встречи с выпускниками, известными политиками, деятелями науки и культуры.

Наиболее распространенными формами работы со студенческой молодежью в новых условиях являются студенческие отряды, общественно-трудовая практика, клубная работа, кра­еведческая работа, спортивно-массовый туризм, студенческие объединения, центры социальной и психологической поддержки, музейная работа, творческая самодеятель­ность, культурно-досуговая деятельность, участие в различных формах хозяйствования, предпринимательства, благотворительной деятельности.

И всё же самым сильным средством воспитания является искусство. Глубокое воздействие на сознание и чувства молодёжи оказывают кинофильмы о Великой Отечественной войне. Причём не только советского прошлого, но и созданные нашими современниками: «Сталинград» Ф. Бондарчука, «Жизнь и судьба», поставленный режиссёром С.Урсуляком по одноимённому роману Василия Гроссмана, «Красная капелла» А. Аравина, «Кукушка» А.Рогожкина, «Мы из будущего» А.Малюкова», «Утомлённые солнцем» Н.Михалкова. По-прежнему оказывает сильное эмоциональное воздействие, формируя понимание величия всенародного подвига в борьбе со злом, монументальное искусство: памятник Неизвестному солдату в Москве, мемориальный комплекс Брестская крепость, памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы», мемориал Малахов курган. Произведения изобразительного искусства, музыка, театрализованные представления, литературно-музыкальные композиции, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте и величию. Самым массовым видом искусства, роль которого так значима в патриотическом воспитании, является песня. Это песни военного времени и песни о войне: «Священная война» (А.Александров, сл.В.Лебедева-Кумача) - песня, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов; песня «День Победы», ставшая для наших современников гимном Великой Отечественной (Д.Тухманов, сл. В.Харитонова); песни о войне Б.Окуджавы и В.Высоцкого. Особенно глубокий эмоциональный отклик у наших современников, как и у наших предков, вызывает знаменитый марш русского офицера Василия Агапкина «Прощание славянки» (1912г.). Под звуки этого пронзительного, торжественного и одновременно проникнутого грустью и горечью разлуки марша уходили на Запад эшелоны с Витебского (в Первую мировую) вокзала. Под звуки марша в исполнении сводного оркестра, которым на параде 7 ноября 1941 года дирижировал сам автор, Василий Агапкин, солдаты уходили на фронт. В мае 2014 года на территории Белорусского вокзала, в рамках подготовки к 100-летию Первой мировой войны, состоялось торжественное открытие скульптурной композиции «Прощание славянки» (архитектор В.Данилов, скульпторы С.Щербаков, В. Молокостов). Посвящён он не только солдату, но и его семье – матери, жене, невесте. В центре композиции – скульптурные фигуры славянки и бойца, которые стоят, обнявшись, в наступившую минуту прощания. По кругу установлены гранитные скамьи для зрителей и два фонаря с геральдикой. На одном написано «1914 год», на втором – «1941 год» [Катаева Н. Наступает минута прощания // Союзное вече.-2014.-№21.-14-21 мая.-С.5.]

По-прежнему актуальны задачи развития студенческого самоуправления, использования возможностей дополнительного образования, развития клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи и функционирования молодежной субкультуры.

Важным условием повышения эффективности воспитательной работы является применение активных средств повышения мотивации студентов к интеллектуальной, творческой деятельности, развития интереса к научному поиску.

В ряду действенных средств активизации процесса воспитания и развития личности следует назвать творческое соревнование. Вот почему необходимо постоянно расширять и совершенствовать работу по включению преподавателей, студентов в конкурсы социальных и научных проектов, олимпиады, смотры творческих достижений, форм их презентаций.

 

В последние годы особенной заметной становится тенденция развития традиционных и рождения новых форм включения студентов в социально значимые виды деятельности. Форма воспитания - это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

По-прежнему действенной формой социального и трудового воспитания являются студенческие отряды. Студенческие отряды не только возродились, но и переживают качественно новые изменения: сфера их деятельности стала заметно шире. В настоящее время действуют отряды строительные, педагогические, железнодорожные, поисковые, социально-сервисные. Отряды по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, отряды по сохранению и восстановлению культурно-исторических и ландшафтных памятников и т.д.. Работа в студенческом отряде определяет жизненную позицию молодого человека как активного члена общества, человека с высоким уровнем гражданской ответственности, правосознания, мотивированного на коллективное взаимодействие.

Качественно изменилась музейная работа: музеи на факультетах стали не только местом хранения коллекций, пропаганды научных знаний, но и превратились в учебные и научные лаборатории.

Рождаются и развиваются новые формы, позволяющие повысить социальную активность студенчества: молодёжные политические организации, волонтёрское движение, юридические и психологические клиники, студенческие дебаты, соревнования в области информатики, интеллектуальные игры, конкурсы профессионального мастерства.

В ряду наиболее значимых мер по управлению качеством воспитательной работы могут быть названы:

- оценка, мониторинг качества работы структурных подразделений вуза, занятых организацией внеучебной работы со студентами;

- проведение социологических и психолого-педагогических исследований жизнедеятельности студентов по различным направлениям (социально-психологические особенности современного студенчества, эффективность культурно-массовых и спортивных мероприятий, трудности в адаптации первокурсников к условиям вуза, работа с одарёнными студентами, планирование профессиональной карьеры, готовность к лидерству и др.);

- расширение участия студентов, преподавателей в конкурсах, проводимых министерством образования и науки, культурными, научными и общественными организациями;

- развитие студенческого самоуправления.

В настоящее время особенно интенсивно обогащаются содержание, функциональные возможности студенческого самоуправления как основного средства организационно-управленческого обеспечения внеаудиторной работы (студенческий совет, студенческий профком, совет по профилактике правонарушений, совет общежития, совет студенческого научного общества, профессионально-ориентационная служба, пресс-служба, совет по культурно-массовой работе, лаборатория социального мониторинга и диагностики). студенческий совет, например, как орган самоуправления студентов, координирует работу советов по различным видам деятельности, работу руководителей студенческих групп и курсов, предоставляет студентам возможность самим выступать в роли непосредственных организаторов своей деятельности. Совет также способствует развитию инициативы и самодеятельности, организаторских умений. Занимается решением вопросов, связанных с учебной, социокультурной и научной деятельностью, включением студентов в общественно полезный труд, соблюдение режима учебной работы, установление и поддержание связи с родителями студентов, организация помощи в трудоустройстве и улучшение быта, организация досуга и пропаганда здорового образа жизни, контроль за соблюдением требований устава университета, норм университетской жизни, правил поведения.

Успешность организации воспитательной работы в вузе, результативность применения организационно-управленческих мер могут оцениваться по следующим показателям: имидж, репутация вуза; конкурентоспособность выпускников вуза на рынке труда; воспитательный потенциал учебных курсов; количество студентов, участвующих в научной работе; успешность адаптации студентов 1-го курса к вузовской жизни; сплочённость коллектива академической группы; уровень общей культуры, воспитанности; активность участия в общественной работе; системный характер работы по ориентации студентов на здоровый образ жизни; наличие условий для занятий в творческих объединениях, спортивных секциях; удовлетворенность вузом, психологическая комфортность жизнедеятельности студентов.

Воспитательная работа в вузе включает, по меньшей мере, четыре компонента: воспитательная деятельность пре­подавателей в процессе обучения; внеучебная деятельность сту­дентов; внеучебная работа преподавателей вуза со студентами; система управления внеучебной деятельностью.

В соответствии с инструктивно-методическими документами при организации внеучебной воспитательной деятельности педагогические коллективы вузов ориентируются на работу по следующим направлениям:

- внедрение здоровьесберегающих технологий, создание условий для пропаганды здорового образа жизни;

- гражданское воспитание студента - внедрение систем поддержки социальных инициатив молодежи;

- ориентация на принятие семьи как ценности, развитие компетентности студентов в вопросах семейной жизни;

- формирование профессиональной компетентности, конкурентоспособности молодого специалиста;

- развитие воспитывающей информационной среды как условия формирования целостного информационно-консалтингового пространства.

«Реальная практика и жизнь демонстрируют, что чаще всего успеха в профессиональной карьере добиваются те люди, которые уже со студенческой скамьи проявляли социальную активность, реализовывали себя в различных видах внеучебной деятельности: общественной, спортивной, культурной, коммуникативной, научной и т.д.» [67, с. 80 Кутняк С.В. Карьерообразующий потенциал воспитательной среды // Высшее образование в России.-2012.-№5.-С.79-84]. Особенно популярными у молодёжи становятся те новые формы организации воспитательной работы, которые позволяют проявить креативность, самоутвердиться, обрести значительный успех. В настоящее время наиболее востребованными являются такие массовые организационные формы, как фестивали науки, волонтёрское движение, студенческая лига дебатов, молодёжные форумы («Селигер», «Балтийский Артек», «Волга», «Ладога», «Бирюса», «Утро», «Машук», «Каспий» и др.).

Фестивали науки, проведение которых инициировано Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, ставят своей целью продемонстрировать роль науки в современном мире, показать актуальность, значение внедрения научных знаний в жизнь людей, усилить диалог между наукой и обществом. В программу фестиваля, как правило, включаются лекции известных учёных, конкурсы и мастер-классы, «круглые столы», проведение дискуссий на коммуникативных площадках, интерактивные выставки, демонстрации научно-популярных фильмов, тематические экскурсии по научным университетским музеям и научным лабораториям, интеллектуальные игры и соревнования. Все мероприятия, проводимые в рамках фестиваля, имеют научно-популярный характер и ориентированы на школьников и студентов. Таким образом, главная цель фестивалей науки – привлечь молодёжь к науке, показать, что мир науки увлекательный и интересный, сформировать потребность в творческом познании.

Обобщая опыт организации гражданского и патриотического воспитания студентов в СКФУ, назовём основные направления работы по повышению его эффективности:

-обновление содержания воспитания посредством включения в него событий, фактов, отражающих проявление патриотизма, гражданственности наших современников;

-развитие массовых организационных форм включения студенческой молодёжи в активную общественную работу, имеющую гражданскую и патриотическую направленность;

-разработка и внедрение новых, в первую очередь активных форм и методов воспитания с учётом новой ментальности студенческой молодёжи;

-разработка программ психолого-педагогической поддержки процесса гражданского образования и патриотического воспитания студентов вуза;

-нормативно-правовое, научно-методическое обеспечение процесса гражданско-патриотического воспитания в условиях федерального университета.

Таким образом, при определении стратегии развития воспитания в новых условиях правомерно ставить вопрос о способах формирования гуманитарной образовательно-воспитательной среды – моделировании воспитательного пространства личности, студенческих объединений, педагогических коллективов образовательных учреждений, взаимодействия с социальными партнёрами.вты, библиотека, кабинеты, музей

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.