Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гражданское образование в зарубежных университетах






Общими особенностями высшей школы в странах Западной Европы и США являются ориентация на практическую подготовку студентов, прозрачность финансирования, мобильность студентов и преподавателей, сотрудничество, социальное партнёрство, гибкость и разнообразие образовательных программ. Активную роль в развитии вузов, демократизации отношений играют общественные организации, фонды. Значительный интерес для отечественной системы высшего профессионального образования представляет опыт гражданско-патриотического воспитания студентов, накопленный в университетах США. Несмотря на отсутствие централизованного управления, значительные различия, существующие между разными университетами, все они объединены идеей воспитания студентов в духе гражданской ответственности, готовности к социальному служению. Объединительной национальной идеей, обеспечивающей стабильность развития американского общества, выступает межинституциональная солидарность, предусматривающая совпадение интересов как всего общества в целом, так и его отдельных сегментов в социальном становлении и воспитании молодых граждан, ориентированных на социально значимую деятельность как образ жизни.

Американские студенты гордятся своей страной, своей учёбой в престижных университетах, широкими возможностями в реализации академического выбора, всеми другими свободами, которые обеспечивают университеты. Американских студентов отличают прагматизм, мобильность, самостоятельность. Их больше волнуют карьера, быт, создание семьи, религия, нежели политика. Вместе с тем они активно создают свои общественные организации, с удовольствием участвуют в их работе, которая посвящена решению насущных вопросов организации обучения, быта, досуга. В крупных университетах США (например, в Йельском, Гарвардском) студентов учат не технологиям, а методологиям. Студенты должны усвоить определённый эвристический стиль мышления по отношению к миру. Такой стиль называется «detect» и «educate» - выяснение возможностей применения своего потенциала в окружающей реальности, отыскание способов утверждения и реализации своей индивидуальности. Считается, что обучение в Йеле – это «билет в свет», потому что он учит Свободе.

Университет Вирджинии готовит студентов по всем специальностям, имеющимся в классических университетах. Вместе с тем в нём есть факультет лидерства и политики, где готовят профессионалов, способных создавать и воплощать в жизнь эффективные политические инициативы.

Другой университет (г. Анн-Арбор, штат Мичиган) известен вузовской библиотекой. Её особенность не только в том, что она хорошо оснащена компьютерной техникой, а в том, что она стала центром студенческой жизни – местом, где по-настоящему можно заниматься самостоятельной работой, где устанавливаются тесные межличностные отношения, где формируется, корректируется гражданская позиция студентов, укрепляются корпоративные связи. В университетах США есть библиотеки, работающие до позднего вечера, и они никогда не пустуют. Здесь отчётливо просматривается и другая важная сторона в обучении демократическим ценностям – погружение в информационное пространство, позволяющее сформировать адекватные представления об объективной реальности, гармонично вписаться в окружающий мир, реализовать свой человеческий потенциал [43)Малоокая Ж.Ю. Развитие опыта гражданского воспитания молодёжи в США и России: дис. …канд. пед. наук.- Ставрополь, 2005.-199с.]. И всё же введение студентов в «реальный мир» является одним из самых эффективных способов обучения и социализации студентов. Именно поэтому исследования, практические «кейсы», настоящие проекты из реальной жизни, экспериментальные задания, имитационные игры, экскурсии, посещения агентств, размещение в социальных службах на практику, выездные сборы более предпочтительны, чем традиционный формат лекций.

Характерная черта американских университетов – высокая степень активности преподавателей и студентов в общественной работе. Общественная работа студента – наиболее действенное средство его воспитания как гражданина, специалиста, личности. Студентам постоянно напоминают слова Дж.Ф. Кеннеди, обращённые к каждому гражданину США: «Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, а спроси себя, что ты можешь сделать для неё» [44 Дмитриев) Дмитриев Г.Д. Анатомия американского университета // Образовательные технологии.-2005. - №1.- С.5-141 (с.66)]. В настоящее время общественная работа студентов преимущественно связана с делами местных общин, с жизнью молодёжных объединений, самоуправлением. Общественная работа, направленная на служение общественному благу, осуществляется в самых разных сферах жизни: помощь местной школе, добровольное дежурство в больнице или доме престарелых, бескорыстное участие в строительстве домов для бедных, уборка территории города. Например, в университете в Южной Калифорнии половина из четырнадцати тысяч студентов выполняют общественную работу в микрорайоне. Университетские преподаватели нередко включают в содержание преподаваемых курсов социально значимые проекты, задания, связанные с реальной жизнью. Выбирают эти проекты и задания студенты, добровольно желающие посвятить часть своего времени улучшению общества. Выполнение таких проектов в местном микрорайоне входит в учебную оценку. «Наша фундаментальная цель, - говорится в проспекте частного Ричмондского университета в штате Вирджиния, - состоит в том, чтобы предоставить нашим студентам исключительную возможность развить любовь у учёбе, умение ценить интеллектуальную и культурную жизнь и принимать активное участие в жизни местной общине» [ 44, с.69]. Важно подчеркнуть, что вовлечение студентов в общественную работу осуществляется на добровольных началах: никто не будет осуждать и принуждать тех, кто ещё не готов работать бескорыстно. Почти в каждом университетском кампусе существуют «греческие» братства и сестринства («греческие» - потому что в названии использованы буквы греческого алфавита). Цель этих организаций, многие из которых существуют более ста пятидесяти лет, - «предоставить членам возможность развить и усовершенствовать личные навыки лидера, приобрести новых друзей, участвовать в различных общественной и спортивной деятельности, внести вклад в развитие своего микрорайона и нации своей филантропической деятельностью и улучшить свою учёбу», - так записано в уставе Университета Южной Джорджии [44, c.78]. Эти организации, имеющие общенациональный характер, ориентируют студентов на получение дополнительного образования (например, предлагают студентам освоить профессию учителя и вовлечь их в работу с детьми в микрорайоне), оказывают филантропическую помощь Американскому раковому обществу, проводят спортивные состязания и встречи с бывшими выпускниками вуза, ищут доноров для оказания денежной помощи учебному заведению.

Значительную часть учащейся молодёжи, как правило, мало интересуют события за пределами США, однако в последние годы их взгляды, отношения претерпевают изменения и у американских студентов повышается интерес к политике, к событиям в других странах. Этому способствовала и принятая руководством американских университетов Декларация о гражданской ответственности высшего образования. Широкую поддержку у студентов получил проект «Американская демократия», принятый после событий 11 сентября 2001 года. В нём звучит обращённый к преподавателям призыв «развивать культуру вовлечения в ответственное гражданство и общественное служение» [44, c.68].

Много инициатив у американских студентов связано с самоуправлением, общее руководство которым осуществляет Ассоциация студенческого самоуправления. Ассоциация представляет и защищает права студентов на всех уровнях, служит связующим элементом между студентами и администрацией. В ряде университетов помощники преподавателей (из числа студентов магистратуры, аспирантов) имеют свои профсоюзы, чтобы защищать свои права. Студенты обладают определённой автономией в своей деятельности: могут самостоятельно проводить инициированные ими мероприятия, решать вопрос о приглашении представителей администрации, допуске службы безопасности. Эффективным средством воспитания ответственности, активной жизненной позиции является развёрнутое студентами движение за академическую честность. В кодексе чести, принятом совместно ассоциацией студенческого самоуправления и сенатом преподавателей Университета Южной Джорджии, записано: «И буду академически честен в учебной работе и не буду терпеть академическую нечестность других». Академическая нечестность – это списывание, «корпоративное» выполнение индивидуальных работ, сдача экзамена за другого. Борьба с этими пороками в американских университетах ведётся как с юридических, так и с этических позиций. Идея для всех проста и понятна: в рыночных отношениях, где многое решает конкуренция, все должны иметь равные возможности для успеха.

Почти все американские студенты работают. Работают не из нужды, а для приобретения социального опыта, коммуникативных компетенций, удовлетворения потребности в самостоятельности, наконец, чтобы помочь родителям нести бремя расходов на обучение. В США существуют центры, которые подыскивают и предлагают рабочие места для учащейся молодёжи. В вузах действуют отделы по трудоустройству, оказывающие помощь студентам в поиске работы, в написании резюме, в подготовке к встрече с работодателем.

В некоторых студенческих кампусах (чаще в университетах, расположенных в сельской местности) нередко можно встретить студентов в военной форме. Это студенты, занимающиеся по основной программе и программе подготовки офицеров запаса. Большинство этих студентов – выходцы из малообеспеченных семей: министерство обороны США оплачивает их обучение в университетах по основной программе.

Большое распространение в университетской жизни Америки получила клубная форма организации внеучебной работы студентов: социальные клубы, педагогические студии, школы стажеров, школы развития и др. Достаточно сказать, что в среднем каждый университет имеет более двухсот клубных объединений. Координирует деятельность клубов общенациональный Совет по продвижению стандартов в высшем образовании США. В функции данного Совета входит не только руководство клубами, но и разработка стандартов, основные направления внеаудиторной работы студентов. Одна из причин, объясняющих внимание администрации к студенческим клубам, - их значительные возможности для формирования в общественном мнении положительной репутации вуза, в чём администрация каждого вуза испытывает крайнюю заинтересованность. Другая причина заключается в том, что клубы, при настойчивом и правильном использовании их воспитательных возможностей, являются хорошим средством профилактики асоциального поведения молодежи.

Большую по общественной значимости работу проводят клубы социальной направленности, например, клубы, связанные с волонтёрским движением. В каждом официально зарегистрированном клубе есть наставник, выбираемый из преподавателей университета. Наставник-куратор, выполняя функции тьютора, оказывает членам клуба педагогическую поддержку, стимулирует творческий поиск, помогает в реализации креативных идей.

Особенность организации клубной деятельности в американских университетах заключается в привлечении к их работе разнообразных слоев населения, представителей разных профессий – спортсменов, тренеров, военных, представителей творческой и технической интеллигенции – всех тех, кто открыт к диалогу с молодёжью.

Одним из направлений клубной работы является участие в студенческих дебатах. Международная образовательная ассоциация «Дебаты» (IDEA) — некоммерческая организация, которая способствует развитию и распространению дебатов и связанных с дебатами видами деятельности в сообществах во всем мире. Основанная в 1999 году для координации пилотных дебатных программ, созданных Институтом «Открытое общество»(OSI), IDEA сейчас функционирует как независимая организация с членством национальных дебатных клубов, ассоциаций, программ и индивидов, которые объединены общей целью: содействовать развитию взаимопонимания и демократии во всём мире путем поддержки дискуссионных видов деятельности и активной гражданской позиции на местном уровне.

IDEA стремится использовать дебаты для преодоления государственных, экономических и национальных границ во всём мире. Основной задачей IDEA является обеспечение учащимся и преподавателям возможности обсуждать вопросы, которые влияют на их жизнь и на развитие обществ, в которых они проживают; создание широкой сети клубов дебатов, которые поощряли бы участие в своей деятельности представителей всех слоев общества, включая национальные меньшинства. IDEA также направляет свои усилия на создание независимых национальных ассоциаций «Дебаты», которые бы обеспечивали организацию и проведение в каждой стране соответствующих мероприятий.

IDEA зарегистрирована в Нидерландах как международная некоммерческая, благотворительная организация. Зарегистрированные офисы IDEA расположены в Амстердаме и в Нью-Йорке. В некоторых странах существуют дебатные центры, ответственные за проведение мероприятий в своей стране. Кроме того, на центры возложена обязанность по методическому обеспечению работы клубов через распространение учебно-методических материалов и учебников по дебатам, учебных видеофильмов. Важным условием повышения эффективности участия студентов в дебатах является обеспечение двухсторонней связи образовательных учреждений и дебатных центров.

Дебатные клубы могут создаваться как в определенном учебном заведении, так и на определенной территории, охватывая своей деятельностью сразу несколько учебных заведений. Клуб, как правило, состоит из тренера /координатора и дебатеров. В соответствии с правилами клубы должны активно сотрудничать с администрацией образовательного учреждения, в котором они действуют, другими клубами, дебатными центрами, общественностью. Подобное сотрудничество может выражаться в проведении турниров, публичных дискуссий, семинаров, тренингов, публикациях в средствах массовой информации сведений о работе клуба и программе «Дебаты». Клубы не должны устанавливать особенных ограничений для членства в них. Деятельность клубов основана на принципах сотрудничества и взаимопомощи, а все члены клуба должны работать на благо клуба и самих себя. [45) Международная образовательная ассоциация «Дебаты». –

HYPERLINK “https://cyclowiki.org/wiki/” ].

Особое внимание в университетах США уделяется волонтерской деятельности. Волонтерская деятельность рассматривается как один из реальных путей нравственного развития молодежи, воспитания социальной ответственности. Американские студенты в большинстве своём всегда с желанием участвуют в волонтёрских акциях. Мотивы вступления в ряды добровольцев у студентов самые разные: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, потребность в общественном и государственном признании; желание приобрести новую работу или профессию. Важным условием волонтерской деятельности является социальное партнёрство. Выделяется несколько видов данного партнерства: университет и американский Красный Крест; сотрудничество университета и местной общины в решении социальных проблем; университет и колледж, средняя школа; университет и агентства общины, решающие проблемы специфических групп населения; университет и общины других районов. В качестве основных направлений волонтерской деятельности выделяются следующие: сбор пожертвований; обслуживание реабилитационных центров, больниц, домов для бедных, для престарелых; наставничество в местных школах; обучение английскому языку эмигрантов; уборка прилегающих к университету городских микрорайонов; помощь фермерам; ликвидация неграмотности; помощь трудным подросткам [46, с.16) Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). – М,, 1995. ].

 

В системе университетского образования в США значительная роль в поддержке студентов и преподавателей, в координации их сотрудничества принадлежит общественным организациям – наблюдательным опекунским советам, объединениям профессоров и выпускников, братствам. Например, Американская ассоциация университетских профессоров в рамках своих полномочий поддерживают образование, участвует в управлении учебными заведениями, выполняет совещательные и контролирующие функции. В ней господствует дух демократизма и высокой гражданской ответственности. Ассоциация колледжей и университетов штатов (ААSCU) содействует гармонизации связей между её членами и политическим руководством – Конгрессом и исполнительной властью. Члены ААSCU получают информацию о том, что происходит в Вашингтоне. С другой стороны, с их взглядами и заботами оперативно знакомятся власти страны. В целом деятельность общественных организаций направлена на социальную поддержку преподавателей и студентов, повышение эффективности управления, качества обучения, на улучшение подготовки и селекции будущих своих активистов.

Для определения эффективности общественной работы студентов американские социальные работники учебных заведений используют в основном две группы критериев: критерии факта и критерии качества [47)Айнутдинова И.Н. Студенческие клубы учащейся молодёжи США как фактор их социального воспитания: автореф. дис. …канд.пед.наук.- Ижевск, 2007.-187с.]. Первая группа (критерии факта) помогает ответить на вопрос, есть ли в учебном заведении система воспитательной работы и клубы, через которые она организуется. Вторая группа (критерии качества) помогает получить представление об уровне развития данной организационной формы.

К критериям факта относятся:

1. Упорядоченность, постоянность социальной работы; согласованность работы с жизнью микрорайона;

2. Наличие организаторов – наставников, социальных работников, единомышленников, профессионалов, способных к реальному самоанализу и постоянному творчеству;

3. Дискретность социальной работы: чередование периодов повседневной систематической работы с периодами повышенного напряжения, яркими праздничными событиями.

К критериям качества относятся:

1. Адекватность системы воспитательной работы поставленным целям, реализация концепции, лежащей в ее основе;

2. Социальная ориентация личности, ее адаптация к изменяющимся условиям объективной реальности;

3. Уровень социального благополучия учащейся молодёжи в условиях учебного заведения;

4. Развитость инфраструктуры в системе социальной работы во внутренней и внешней образовательной среде.

Таким образом, участие студентов в социально значимой деятельности, направленной на поддержание традиций, опирающейся на примеры соблюдения семейного и общественного долга, законопослушания, миролюбия, доброжелательности, уважения к религии, милосердия, рачительного хозяйствования, выступает гарантом успешного выбора жизненного и профессионального пути для учащейся молодёжи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.