Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные научные подходы к организации гражданского образования






Особенностью западноевропейской идеологии, определившей становление и развитие гражданского образования, является сочетание идей прагматизма с идеями гуманистической педагогики. Результатом такого сочетания является идея о том, что человек, не занятый общественно полезной деятельностью, является социально опасным. Успехи в политическом и социальном развитии, обусловили возникновение, например в США, гибкой, мобильной, тесно связанной с жизнью общества системы образования, которая стремилась достичь главной цели – максимального удовлетворения социальных потребностей и потребностей самой личности. Успешность социализации подрастающих поколений была обусловлена положенной в основу системы образования идеей о том, что свободный человек может сформироваться только в свободном отечестве. Интеграция образования и социального воспитания, тесное взаимодействие школы, семьи, других социальных институтов – одна из характерных особенностей развития системы гражданского образования в демократических государствах. США как мощное правовое государство выступили, несмотря на имевшиеся недостатки, наиболее надёжным, гарантом индивидуальных прав и свобод в сочетании с гражданской ответственностью. Однако в настоящее время, необходимо сделать важное уточнение, США переживают глубокий кризис, что не может не подрывать основ правового государства и демократического общества. В американском массовом сознании прочно утвердилась убеждённость, что национальная система образования справляется с задачами подготовки граждан к активному участию в жизни общества. Особенно возрос в мировом образовательном сообществе, благодаря гуманистической ориентации, постоянному стремлению к развитию и совершенствованию, авторитет высшего образования в США. Авторитет системы образования США, в частности в области гражданского воспитания, способность к постоянному развитию в соответствии с потребностями общества и производства, основаны на прочных научных основаниях, сформированных в русле философии прагматизма. Фундаментом американской образовательной системы стали идеи приоритета личностного достоинства, социальной адаптивности, социальной мобильности, социальной направленности мотивов поведения, готовности к самоограничению, преодолению эгоизма. Перед образованием, другими социальными институтами ставится задача вовлечения молодёжи в активную социальную деятельность, ориентации на достижение успеха, формирования опыта демократических отношений, который должен стать надежным заслоном против эгоизма и крайнего индивидуализма.

Во второй половине XX столетия в зарубежной педагогике широкое распространение получила теория социализации личности, акцентирующая внимание исследователей на изучении проблем взаимодействия человека и общества, совершенствования управления процессами социальной интеграции, интериоризации молодежью демократических ценностей, формирования у нее социальной мотивации деятельности. В соответствии с данной теорией, задача школы – обеспечить процесс социальной адаптации молодежи, ее бесконфликтного вхождения в систему производственных и социальных отношений, сформировать социальную мобильность, способность правильно понимать свою среду, усвоить ее нормы, а также трезво оценивать свои возможности, контролировать потребности, находить способы разумного преодоления возникающих противоречий.

В русле теории социализации приоритетное направление развития получают концепция государственного гражданского воспитания (Т. Вильгельм); концепция политического образования и воспитания молодежи в духе социального партнерства и “конструктивного недоверия к властьимущим”, преданности государству (Т. Литт, Э. Шпрангер, Э. Венигер); концепция политического воспитания в условиях “сформированного общества”(А. Бергштрессер); концепция воспитания для мира и создание “педагогики миролюбия”(Г.-Г. Ассель, Ф. Минссен) [9 Беляев]. Концепции эти направлены на постановку задач, требующих раскрытия сущности демократического устройства в его идеальной форме и привития конкретных навыков гражданского поведения, формирования неприятия насилия и ненависти, способности к преодолению националистических предрассудков и идеологических заблуждений, умений ненасильственного разрешения конфликтов, развития у учащихся “социальной сенсибильности”, то есть способности понимать и переживать не только собственные, но и чужие социальные проблемы.

В целях достижения социальной стабильности, с точки зрения, например, западногерманских социологов и педагогов, рекомендуется шире использовать формы, обеспечивающие сочетание интеллектуального воспитания с развитием социальных контактов между обучающимися в целях укрепления взаимодействия различных социальных слоев – формы совместной внеучебной деятельности, взаимоучастие в соуправлении, а также регулярно оценивать не только индивидуальные, но и групповые успехи, проводить совместный анализ причин конфликтов и поиск наиболее разумных путей их преодоления.

Утверждается, что систематическое применение указанных мер будет способствовать развитию важнейших знаний, умений, навыков социального поведения: проявлять уважение и терпимость к другим гражданам и их правам; понимать и ценить как собственную культуру, так и культуру других социальных и этнических групп; понимать моральные ценности, этику поведения; успешно действовать вне зависимости от социального, культурного и этнического окружения.

Таким образом, в педагогическом аспекте теория социализации предполагает разработку системы мер по формированию установки на поиск возможностей для социального партнерства, кооперации, сотрудничества, равновесия между социальными группами, что является важным условием для достижения успеха - продвижения в более высокий слой (страту) общества.

Современный мир, в том числе, и образование, отмечают ученые, государственные и религиозные деятели, испытывают состояние кризиса, прежде всего в идейно-нравственной, духовной сферах. В поисках выхода из состояния застоя сравнительная педагогика считает своей важнейшей задачей создание новых моделей образования, ориентированных на личность. При этом в ряду недостатков, требующих преодоления в ходе обновления педагогической науки и реформирования школы, называются технократизм и экономический функционализм, утилитарный подход к образованию, к определению его целей и содержания, игнорирование его самостоятельной социально-культурной значимости, чрезмерное вмешательство государства в жизнь образовательных учреждений, насильственная индоктринация сознания учащихся, издержки селективной политики, снижение воспитательной роли семьи и другие. В серьезных проектах, разработанных учеными – членами Римского клуба - в качестве главного направления предлагается решение задачи “преобразования человеческого сознания”, “формирования граждан мира”, перестройка образования на базе двух ведущих принципов – “глобализм” и “гуманизм”.

Определяя стратегию воспитательной деятельности, зарубежные педагоги утверждают, что путь к формированию личности “хорошего гражданина” должен идти через информацию и просвещение, развитие сознания, способность к критике и опыт преодоления противоречий, к творческой активности, к овладению навыками по самостоятельному принятию решений в культурной, социальной, экономической и политической областях. Нарастание кризисных явлений во многих областях жизни, поставивших человечество перед необходимостью объединения усилий в решении проблем глобального характера, выдвинуло на первый план задачу воспитания “граждан мира”, способных выйти из узких рамок этноцентризма, корпоративных интересов. Однако опыт последнего десятилетия особенно убеждает, что без национальной идентичности воспитание «гражданина мира» превращается в идею утопическую, ведёт к утрате традиционных ценностей. По наблюдениям зарубежных ученых, в современных условиях при ускорении темпов экономических, социально-политических изменений, повышающих для многих людей риск потерять прочную опору в жизни, наименее пострадают те, у кого лучше развита социальная мобильность. Позитивной альтернативой жизненной слабости, пассивности, отступлению перед неудачами “является борьба не только ради выживания, но и для того, чтобы, становясь сильнее и увереннее, обеспечить себе процветание в эти трудные времена» [39, с. 14) Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощённый менеджер: Для руководителя-практик.-М., 1991.- 320с.]. Важное место в достижении успеха в любых сферах занимает соревнование, которое служит не самоцелью, а средством организации активности для достижения цели. Высоких целей способна достичь самореализующаяся личность. С точки зрения А. Маслоу, “самореализующийся” человек обладает потребностью в автономии, в независимости от среды, осознанием необходимости среды как условия для удовлетворения потребности в любви и уважении, наличием критического сознания [40) Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара, 2008.-512 с.]. При этом педагоги-гуманисты видят общество, составленное из осознающих свое право на собственный выбор, способных на независимое решение автономных индивидов, “каждый из которых стремится к собственной форме совершенствования, а все вместе – к общему благу” [ 41, с.68) Бестужев – Лада И.В. К школе ХХ1 века: Размышления социолога.- М., 2008 ].

Кризисные процессы привели западный мир к еще большему обострению конфликта личности и общества. И в этом случае умеренный индивидуализм, понимаемый как готовность взять на себя всю полноту ответственности, осознание собственного гражданского достоинства, остаются центральным элементом социальных условий и условий воспитания. Однако нарушение меры культивирования индивидуализма является, по мнению многих педагогов-гуманистов, одной из причин ряда негативных общественных явлений. Сосредоточение внимания на личности, отмечает М. Фантини, способствовало усилению процесса дегуманизации, фактическому обособлению людей друг от друга и еще большему укреплению настроений равнодушия, уже пронизывающих наше общество [9 Беляев].

В условиях ослабления возможностей социального контроля за поведением молодежи, ослабления воспитательного потенциала семьи “традиции демократии и свободы, механистически переносимые в детскую среду, отмечают специалисты, превращаются в свою противоположность. В детском восприятии при несформированности нравственных ценностей собственные права не соизмеряются с правами других людей, а свобода воспринимается прежде всего как свобода от обязанностей” [42, с.66) Красовицкий М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какой она видится в конце ХХ столетия? // Педагогика.-1996. - №1.-С.61-68]. Один из путей преодоления этого противоречия зарубежные педагоги видят в более тесном вовлечении обучающихся в деятельность коллектива, общественных организаций, учебных заведений по повышению социальной активности личности, оказанию ей помощи в интеллектуальном развитии, регулировании социальных связей.

На современном этапе развития западноевропейского общества обнаруживается тенденция усиления ориентации школы на воспитание в парадигме полезности демократическому государству. Концепции такого воспитания разрабатывались К. Кроковым, Г. Рормодером, К. Штейнбухом, И. Штраусом, Э. Шпрингером (ФРГ), Л. Вильсоном, Дж. Конантом, Р. Хессом, Дж. Торни (США) [9 Беляев].

В условиях конвергенции мировых социально-политических систем идеал “хорошего гражданина”, во многом схожий для передовых стран, предполагает наличие следующих качеств: принятие демократических ценностей, законопослушность, ответственное отношение к гражданским обязанностям, экономическая грамотность, понимание социальных процессов и устройства политической власти, участие в общественных делах, способность противостоять пропаганде, забота о национальных ресурсах, готовность к самопожертвованию во имя национальных интересов, патриотизм, готовность действовать сообща и на общее благо.

Одним из примеров успешного практического решения задач воспитания “хорошего гражданина” служит социально-педагогический опыт США, в содержании которого особое значение имеет практика привлечения общественности к воспитанию и управлению педагогическим процессом.

Демократическая общественность, активно противодействуя чрезмерному вмешательству административных органов в жизнедеятельность школы, ограничению автономии образовательных учреждений, осуществляет постоянный контроль за деятельностью как верховных, так и местных властей, использует все имеющиеся возможности, чтобы оказать влияние на формирование национальной политики социализации и гражданского воспитания подрастающих поколений и управление учебными заведениями. При этом правительство не только не препятствует проявлению общественной инициативы, но и принимает законодательные документы по упорядочению и регулированию общественной деятельности, стремится в полной мере использовать энергию общественных организаций и частных лиц в совершенствовании системы образования.

Участие общественности в управлении образованием осуществляется посредством различных советов и комитетов, действующих на местном, региональном и национальном уровнях, что позволяет говорить об общественно-государственной модели управления народным образованием. Особенно интересен, на наш взгляд, опыт управления образованием на уровне отдельного учебного заведения. Исходя из принципа, что основы демократии следует постигать с раннего детства, школьная администрация разделяет управленческие функции не только с представителями общественных организаций, местной общины, профсоюзов, но и учителями, самими учащимися, их родителями, входящими (нередко на основе принципа выборности) в совет класса, педагогический совет класса, совет делегатов учащихся учебного заведения, педагогический совет и родительский комитет школы, административный совет.

Участие школьников в советах вместе со взрослыми, представителями общественных организаций, способствует, как свидетельствует опыт и научные исследования, углублению демократизации системы управления образованием, повышает эффективность процесса подготовки школьников к реализации своих гражданских прав и выполнению обязанностей.

Таким образом, в системе гражданского воспитания зарубежных стран важнейшая роль принадлежит школе, представляющей собой своеобразную модель “большого” общества, в которой приобретается опыт социализации, то есть формируются знания, умения, навыки, отношения, ценности, необходимые для вхождения в мир, нахождения в нем своей ниши.

Ретроспективный анализ философско-педагогических взглядов, практического опыта гражданского воспитания в передовых западноевропейских странах и США позволяет прийти к выводу, что на современном этапе теория и практика гражданского воспитания развиваются в сторону поиска путей и средств социализации личности, укрепления ее связей с жизнедеятельностью демократического государства, гражданского общества, его институтами (involvement in community) при безусловном соблюдении прав человека, неприкосновенности его частной жизни.

Об эффективности гражданского воспитания в западноевропейских странах и США можно судить в первую очередь по двум социально-педагогическим показателям: 1)социально-политической, морально-психологической стабильности общества, устойчивость существования которого определяется главным образом патриотизмом среднего класса, составляющего основу гражданского общества, и 2) ответственному, сознательному отношению учащихся к образованию.

Таким образом, во второй половине XX столетия, наряду с социальной мобильностью, социальной направленностью и активностью, содержание понятия “гражданственность” обогащается такими элементами, как социальная сенсибильность, толерантность, социальная устойчивость, автономность, критическое отношение к власти, политике, идеологии. Значение зарубежного опыта гражданского воспитания определяется прежде всего тем, что он формируется в условиях демократического строя, активно функционирующего гражданского общества, где выдержали проверку временем истинные социальные (стабильность, свобода, права человека, конкуренция) и индивидуально-личностные (частная жизнь, здоровье, работа, семья) ценности, усвоение которых позволяет гражданину находить относительное равновесие между частными и общественными интересами.

Для осмысления процесса формирования системы гражданского образования в России важно обратить внимание на изменения направленности гражданского образования за рубежом в соответствии с этапами зарождения, становления и расцвета демократии. В кризисные периоды истории западноевропейских государств вектор движения идеи гражданского воспитания задается интересами, потребностями государства, общества, что придает гражданскому воспитанию направленность в сторону целей формирования культуры полезности. В периоды упрочения государственности, экономической и социальной стабильности приоритетной становится направленность целей гражданского воспитания и образования в сторону формирования культуры достоинства личности. На современном этапе исторического развития в странах, имеющих давние демократические традиции, интересы, права личности приобретают абсолютный характер, а ее гражданское достоинство, несмотря на изменения в экономической, социально-политических сферах, остается неприкосновенным, сохраняет безусловный характер, остается мерой ответственности гражданина перед обществом. Интернационализация мира и трудные проблемы выживания человечества в условиях экологических катаклизмов, вооружённых конфликтов и войн, религиозной и национальной напряжённости усложняют задачи гражданского воспитания и выводят их за национальные рамки. В настоящее время должна идти речь о воспитании сознательного и ответственного гражданина, способного отвечать за благополучие всеобщего миропорядка.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.