Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические особенности студенчества.






 

Выпускник университета – это человек, способный достичь вершин интеллектуального, духовно-нравственного развития, обладающий осознанной гражданской позицией, социально значимыми и профессионально важными качествами. В настоящее время высшая школа призвана готовить не только конкурентоспособного специалиста, но и человека, гражданина, способного обрести уверенность в «мире непрестанных технологических изменений и переворотов; в мире, где придётся довольно часто сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений, затрагивающих жизненные интересы как их самих, так и многих других. В таких условиях, - отмечает директор Института человека РАН Б.Юдин, - задачей вузов становится подготовка человека, способного ориентироваться и в мире новых социальных технологий, порой весьма агрессивных и настроенных на манипулирование этим самым человеком» [25, с.3)Юдин Б. О гуманитарной составляющей высшего образования // Альма матер (Вестник высшей школы).-2004.-№5.- С.3-5].

Обобщение опыта организации воспитательной работы в высшей школе позволяет сделать вывод о том, что молодые люди, пришедшие в университет, в большинстве своем несут в себе эмоциональную открытость и отзывчивость, исповедуют социальный оптимизм, культ разума и знаний, гордость за принадлежность к студенческому сообществу. Немалая часть студентов-старшекурсников испытывают личную ответственность за свою будущую судьбу и профессиональную карьеру, строят свою жизнь как законопослушные граждане, сохраняют верность принципам коллективизма, дружбы, товарищества. В их представлениях наука не утратила своего значения, по-прежнему является тем социальным институтом, который способен обеспечить прогресс, гарантировать будущее общества. В то же время, как показывают результаты исследований, социально-психологическое настроение студенческой молодежи нередко характеризуется как агрессивное, чрезмерно рационалистическое, скептическое. Сами студенты указывают на формальный характер студенческих объединений, выражают неудовлетворенность условиям жизни в общежитии, медицинским обслуживанием, системой общественного питания, постановкой культурно-массовой работы и т.д. Как следствие этого, в последние годы в студенческой среде, к сожалению, слишком заметными становятся такие явления, как снижение общей культуры, культуры учебного труда, дисциплины, ослабление мотивации на здоровый образ жизни. Эти недостатки являются показателями угрожающей тенденции роста бездуховности, моральной распущенности. По-прежнему значительная часть студентов не воспринимает образование, будущую профессию как самодостаточные ценности, ориентируясь лишь на получение диплома, который, по их мнению, может обеспечить успешную социальную интеграцию. Это обстоятельство заметно снижает их познавательную и профессиональную мотивацию [26) Кочетова Н.Д. Социальная ответственность как составляющая профессиональной компетентности будущих специалистов // Высшее образование сегодня. – 2011.-№11.-С.38-41].

В начале двухтысячных годов перед педагогическими коллективами вузов встали очень непростые задачи – задачи обновления содержания воспитания, освоения новых технологий организации внеаудиторной работы студентов, изучения социально-психологических особенностей молодёжи, выросшей в годы, когда, вместо демократии и правопорядка, мы получили лишённую ответственности вседозволенность, правовой нигилизм. Та часть гражданского общества, которая выстояла, сумела сохранить верность нравственным нормам, которая осознавала пагубность пренебрежения воспитания, давала весьма критические оценки подрастающим поколениям, отмечая аполитичность, эгоизм, потребительское отношение к жизни, неуёмную тягу к обогащению любой ценой, утрату коллективизма, некритическое усвоение чуждых моделей поведения. Каков социальный портрет современного студенчества? Тех, кто родился и вырос в постсоветское время? Какие ожидания связывают они с высшей школой, насколько достаточен уровень их готовности к обучению в вузе? Есть ли у них, помимо возрастных, какие-либо ещё особенности? Педагогическим коллективам вузов необходимо не только ответить на эти вопросы, но и выстроить в новых условиях педагогические отношения, овладеть иной, нежели прежде, культурой воспитания, найти соответствующие формы, средства.

Студенчество по своему обществен­ному положению стоит ближе всего к интеллигенции, являясь ее резервом. На бытовом уровне студенчество воспринимается как определенная социальная группа, психологическими характеристиками которой являются творческая активность, стремление достичь успеха, уверенность в своих силах, романтичность и максимализм, жизненный оптимизм, потребность в планировании профессиональной карьеры, погружение в самопознание, потребность в самоутверждении. Студенчество, для которого приобретение знаний, профессиональ­ная подготовка ещё недавно являлось главным и в большинстве случаев единственным занятием, формируется из раз­личных слоев общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, определенным социальным статусом и психологи­ческими особенностями. Особенности эти связаны с формированием у студентов в процессе совместной учебной деятельности и общения специфического студенческого статуса, который носит вре­менный характер. Студенты воспринимают время обучения в вузе как время «подготовки к жизни», удовлетворения желания приобрести призвание. К специфике социального положения можно отнести и определенную промежуточность: студент уже находится вне контроля со стороны родительской семьи, но ещё остаётся зависимым от родителей. Это дает ему срав­нительно высокую степень личной свободы, которая в свою очередь создает условия для выработки своеобразных черт, образа и стиля жиз­ни, духовных интересов и потребностей, осознание своей принадлежности к студенчеству.

При организации воспитательной работы в вузе важно учитывать и характерные свойства студенческого возраста. Свойства эти связаны прежде всего с переходом от юности к взрослости: с одной стороны, незавершённость личностного созревания, мировоззренческая неопределённость, с другой – особая восприимчивость, коммуникативная активность, мобильность, самоуверенность. В процессе духовного становления личности происходит усвоение нравственных ценностей, формирование гражданской позиции, правосознания, социальной активности. По мнению большинства психологов, главные новообразования этого возраста – открытие «Я», рефлексия, осознание собственной индивидуальности, появление жизнен­ного плана, установки на сознательное построение собственной жизни, постепенное врастание в различные сферы социальных отношений. Этот процесс идет от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. У них максимально актуализируется потребность в определении своего социального статуса, в осмыслении будущего, немалая часть их них уже трудится, но они еще не профессионалы.

Типичная черта этой фазы юности – расширение диапазона выполняемых ролей: студенты, примеряя на себя различные роли, проверяют свою готовность к ним. Специфичность образовательной среды, студенческой жизни создает благоприятные условия для активного общения, для интенсивного личностного развития.

Среди задач морально-нравственного воспитания студенчества в первую очередь обозначим проблему формирования ценностных ориентаций.

Изменения в системе, структуре ценностей, нравственных норм, идеалов неизбежно приводит к глубоким изменениям как в самом социуме, так и в каждой отдель­ной личности. В этих условиях студент попадает в критическую ситуацию смены и выбора жизненных смыслов, требующих новых мировоззренческих установок, моделей поведения, понимания механизмов действующих социальных лифтов.

Молодежь стремится, с одной стороны, преодолеть отчуждение, войти в общество взрослых, а с другой – заявить о себе, самоутвердиться, обеспечить себе возможности для профессиональной подготовки и будущего продвижения, противопоставить свою субкультуру куль­туре старших поколений. В организации воспитательной работы на уровнях повседневного по­ведения необходимо учитывать следующие черты стихийно складывающихся культурных предпочтений студенчества:

 

1. Преимущественно рекреативная, или развлекательная, направленность свободного времени, в процессе которого которой удовле­творяются физические, психологические, прежде всего, ком­муникативные потребности (так называемая студенческая субкультура). В этом смысле «досуг» - более широкое понятие, чем «отдых». Однако для многих студентов он выпол­няет рекреативную функцию. Следованию гедонистическим установкам способствуют и образцы массовой культуры, распространяемые с помощью СМИ. В то же время познавательные, творческие, эвристические возможности досуга реализуются явно недостаточно.

2. Тиражируемые модели культурных потребностей и ин­тересов, нередко сопряженные с такими чертами группового и индиви­дуального поведения, как прагматизм, эгоизм, жестокость, стремление к благополучию любой ценой в ущерб профессиональной самореализации, к познанию механизмов карьерного роста. Проблема заключается в том, что в потоке массовой информации молодежью выделяются далеко не лучшие образцы «не нашей» культуры. Достаточно сказать, что со­циальная реклама этического содержания («как стать хорошим профессионалом», «как добиться успеха и уважения») вытесняется идо­лами потребления, имиджем «крутого» героя или обывателя с его мечтой «выиграть миллион или найти клад». В результате ценности общественно-полезной деятельности, в том числе и трудовой, такие, как углубленное изучение предметов, желание обеспечить себе профессиональную подготовку, расширение кругозора, самосовершенствование, вытес­няются на периферию потребностей. Достаточно сказать, что социальная реклама этического содержания («как стать хорошим профессионалом», «как добиться успеха и уважения» и др.) вытесняется рекламой идолов потребления, имиджа «крутого» героя или обывателя с его мечтами «выиграть миллион или найти клад».

 

3. Прагматический подход к образованию: приоритет потребительских ориентаций перед творческой само­деятельностью, предпочтение готовых ценностей культуры процессу участия в их создании, в творчестве.

4. Отсутствие этнокультурной самоидентификации, недостаточное освоение этнокультурного содержания ценностей, выражаемое в восприятии народной культуры как анахронизма; увлечение оккультизмом, модными религиозными течениями. Однако традиционные способы самореализации, например такие, как чтение, спорт, художественное твор­чество, наука, техническое конструирование, общественная работа, у большинства студентов оказываются на периферии их интересов.

Характерная черта современного студенчества – стремление к так называемой вторичной занятости: значительная часть студентов работает. Работа позволяет им не только ощутить свою самостоятельность, независимость от родителей, но и приобрести профессиональный опыт, опыт трудовых отношений. Молодёжь, в прежние годы традиционно нуждавшаяся в заботе, теперь переходит в социальную группу, которая может сама о себе позаботиться и взять инициативу в свои руки [27) Иванова И.Н. Молодёжный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование В России. -2010.-№2.-С.63-69]. В условиях рынка труда значительные изменения претерпевает профессиональная ориентация студентов, что предполагает, в частности, изменение представлений о целях и задачах трудового воспитания. Работа становится для них жизненной необходимостью. При этом наблюдается тесная связь между выбором места работы и интересом к избранной области знаний, что указывает на высокую профессиональную направленность будущих специалистов. Выводы ряда социологических исследований, проведенных в разные годы, позволяют утверждать, что успешность обучения в вузе во многом зависит от степени осведомленности студентов о будущей профессии, о своих личностных и профессиональных возможностях. Совмещение учебы с работой – это хорошее средство адаптации к жизни, к будущей профессии (если работа совпадает с избранной специальностью). Поэтому одним из важнейших принципов организации педагогического процесса является обучение и воспитание в контексте будущей профессиональной деятельности.

Об усилении положительного отношения к образованию, знаниям как ценности свидетельствует и тот факт, что значительная часть студентов испытывают потребность в продолжении образования через такие формы, как магистратура, аспирантура. Причем большинство из них связывают свою будущую деятельность не с заграницей, а с родным отечеством. Современные студенты, согласно нашим наблюдениям, хорошо понимают, что университет – это не только место, где должны давать фундаментальные знания, где не нужно гнаться за сиюминутными выгодами, но и место, которое закладывает его стартовые возможности, может сыграть инициирующую роль в трудоустройстве. Совмещение учебы с работой - также неплохой способ овладения профессией и своеобразный стимул для освоения необходимых компетенций.

Студенты в большинстве своём уверены в исполнении своих жизненных планов, амбициозны, умеют приспосабливаться к существующим реалиям, проявляют интерес к жизни, к политике. Многим свойствен максимализм: хочется всего и сразу. Современная молодёжь, по оценкам самих студентов, стремится к самовыражению более спокойным способом: занятия по интересам, блог, проект, социальная сеть. Есть желание выделиться, найти оригинальный способ самовыражения. Понимают, что работа в государственной сфере – это возможность сделать карьеру. «При этом они обладают, - отмечают исследователи, - позитивным стремлением к самореализации через использование своего интеллектуального потенциала» [28, c.62) Стёгний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студечества // Высшее образование в России.-2010.-№2.- С.57-63]. Однако наблюдается склонность к обособлению: им очень трудно работать в команде, они слабо ориентированы на достижение коллективных целей. Преподаватели, кураторы испытывают значительные трудности в объединении, организации студентов, в убеждении необходимости быть готовыми к поиску баланса между индивидуальными и коллективными интересами. Для них по-прежнему важны карьера и социальный успех, но и значение семьи как ценности возрастает. «Достойная жизнь» в их представлении – это работа и семья.

Современные студенты обладают прагматическим мышлением, чётко осознают свой социальный статус в современном обществе, понимают, что жизнь в этом обществе зависит только от них самих. У современной молодёжи нет сдерживающих механизмов, свойственных старшему поколению, таких, как «преданность общим идеалам», «героизм буден». При этом они обладают позитивным стремлением к самореализации через использование своего интеллектуального потенциала. «В то же время современной молодёжи, - отмечают исследователи, - свойствен и патриотизм, и интернационализм. Для студентов понятие «Родина» не является условным символом, треть опрошенных готовы к самопожертвованию. В целом сегодня можно говорить о сформировавшемся правовом сознании и правовом поведении студенческой молодёжи как социальной норме» [28, с.62) Стёгний В.Н., Курбатова Л.Н. Социальный портрет современного студенчества // Высш. Образ. В России.-2010.-№2.-С.57-63 (с.62)].

Переход на новую парадигму формирования гражданского сознания не может быть успешным без преодоления утилитарного отношения к человеку, выражающегося в преимущественном культивировании в нем качеств, полезных государству. Для формирования личности новой формации необходима смена ориентиров в образовании, предполагающая переход от культуры полезности к культуре гражданского достоинства (А.Г. Асмолов).

Культура гражданского достоинства, соединенная с культурой духовной, выражается в достаточном уровне развития планетарного сознания, свободного от рамок государственных, национальных, групповых, профессиональных интересов, в осознании личной ответственности за собственное гражданское самоопределение, в признании неповторимости и самоценности собственной личности и личности другого человека. Важнейшим условием формирования гражданского достоинства личности является ее экономическое достоинство. На наш взгляд, содержание понятия “гражданское достоинство”, будучи интегративным по своей сути, включает, наряду с экономическим, достоинство политико-правовое и нравственное.

Экономическое достоинство связано с отношением к собственности, добытой честным трудом, чувством самоуважения человека за достигнутую им материальную независимость, за обеспечение благосостояния своей семьи, за достигнутый в жизни успех, позволивший удовлетворить материальные и духовные потребности. Политико-правовое достоинство выражается в осознании личностью своих прав (экономических, политических, социальных), убежденности в их гарантии, в требовании их уважения, в усвоении демократических ценностей, чувстве уверенности в их юридической защищенности. Нравственное достоинство личности характеризуется усвоением общечеловеческих морально-этических норм и ценностей, убежденностью в собственной самоценности и ценности любой другой личности, требованием к уважению личной индивидуальности, чувством удовлетворения за следование избранным принципам, самодвижение к идеалам, требовательностью к себе, самокритичностью. Гражданское достоинство отражает наивысший уровень развития самосознания личности, ее самоконтроля и чувства ответственности, что проявляется в готовности совершать только нравственные поступки, заниматься деятельностью, не противоречащей ее воззрениям, духовным стремлениям.

В содержание модели личности гражданина, формируемой в парадигме культуры полезности, входят такие свойства и качества, как убежденность в приоритетности интересов государства и общества перед личными, направленность на удовлетворение преимущественно витальных потребностей, исполнительская активность, конформизм. Вполне удовлетворяя технократическое общество, такой тип личности не в полной мере соответствует потребностям гражданского общества, идеологическую базу которого составляют гуманистические и демократические принципы. Осознание неотчуждаемости прав человека, понимание свободы как неограниченного духовного пространства, поведение в котором регулируется не только правовыми и моральными нормами, но, прежде всего, совестью – необходимые ценности члена демократического общества. Ведущим мотивом жизненной позиции такой личности, обладающей в достаточной мере выраженной готовностью к автономной деятельности, является удовлетворение, в первую очередь, духовных потребностей, чувство ответственности за самореализацию, прежде всего, перед собой и, вместе с тем, перед обществом и государством; критическое отношение к власти, творческая активность. Иными словами, такая личность должна обладать культурой гражданского достоинства, которое в содержательном аспекте включает в себя достоинство экономическое, правовое, нравственное (Табл.1).

Сравнение двух моделей по общим для них параметрам (гражданская позиция, ведущий мотив жизнедеятельности, основные личностные качества) позволяет утверждать, что человек, воспитанный в парадигме культуры достоинства, обладает большим личностным потенциалом, более широкими возможностями для гражданского самоопределения.

 

 

Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.