Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-исследовательская работа в области гражданско-патриотического воспитания






 

Новое педагогическое мышление, выразившееся в осознании нетождественности понятий “государство” и “общество”, “патриотизм” и “гражданственность”, в понимании необходимости поиска баланса интересов личности и общества, в признании неотчуждаемости прав гражданина, актуализировало поиск новых научных подходов к исследованию сущности, целей и задач гражданского воспитания, целесообразности выделения его как самостоятельной социально-педагогической проблемы.

На современном этапе исторического пути России в массовом сознании представления о демократии, нравственные воззрения, идеалы- ценности, гражданственность как социально-правовой, морально-психологический феномен имеют крайне противоречивый характер. Кроме объективных факторов, порождаемых недостаточной способностью государства обеспечить права и свободы граждан, причиной этого является недостаточность социальной активности наших соотечественников, низкий уровень развития правовой культуры, конформизм, социально-политический инфантилизм, самоограничения в обретении личностного достоинства, корпоративный эгоизм.

Процесс формирования полноценно функционирующего гражданского общества, как свидетельствует мировой опыт, предполагает смену нескольких поколений. Подготовка его членов проходит в два этапа: формирование цивилизованных членов общества и развитие личностного достоинства, гражданственности. Признаки цивилизованности - соответствие поведения элементарным морально-этическим нормам, наличие умений коммуникативного, межсоциального и межнационального общения, законопослушность. Ядром гражданственности как более сложного образования является сочетание нравственной культуры с культурой правовой и политической, находящее выражение в субъективно-личностной форме.

Социально-педагогический подход к рассматриваемой проблеме предполагает, во-первых, изучение ее в контексте типов современных обществ, социокультурной ситуации, обусловливающих соответствующий им тип педагогических систем, выявление, анализ и учет факторов, определяющих характер отношений в системах “человек - государство”, “человек - общество”, “общество - государство”, “человек - человек”; во-вторых, выявление сущности, признаков, функций гражданского общества, которые станут определяющими в отборе соответствующего содержания гражданского образования; в-третьих, проектирование способов, технологий гражданского воспитания, разработки адекватных моделей управления процессом усвоения студентами гражданско-патриотических ценностей, активного включения их социально значимую деятельность. Приоритетность постановки проблем, требующих научно-педагогических исследований, определяется рядом выявленных социально-педагогических противоречий:

- между интересами власти, государственных структур, темпами демократических преобразований “сверху” и потребностями общества, каждой отдельной личности, темпами развития индивидуального и общественного сознания, усвоения демократических ценностей;

- между объективно возрастающей потребностью авангарда общества, государства в достойных гражданах, способных к созидательной деятельности, и уровнем реальной готовности системы образования к гражданскому воспитанию;

- между достаточно высоким уровнем разработанности общей теории воспитания, современных концепций перехода на новую парадигму образования и уровнем разработанности теории гражданского воспитания как важнейшей его части;

- между ориентированием отечественной высшей школы на интеграцию в мировое образовательное пространство и реальной осведомленностью педагогических работников о зарубежном педагогическом опыте, неясным отношением к его достижениям;

- между объективной потребностью в высоком уровне развития гражданского сознания педагогических кадров, их гражданской и педагогической культуры и реальным состоянием социально-политической, морально-психологической и профессиональной готовности педагогов к гражданскому воспитанию;

- между объективно существующей потребностью в усилении взаимодействия всех социальных институтов в гражданском воспитании и реальным состоянием педагогической среды.

Указанные противоречия ориентируют на исследование гражданственности как сложной социально-правовой, морально-психологической и педагогической проблемы.

Современная социокультурная ситуация в России, характеризующаяся поиском возможностей для конструктивного разрешения социально-политических, экономических и других противоречий, создала объективные предпосылки для перехода системы образования на новую, соответствующую современным реалиям парадигму воспитания, результатом которого должен стать иной тип личности, свободной в своей жизнедеятельности и самореализации, обладающей естественным набором личностных и социальных прав. На федеральном уровне органами управления постоянно поддерживаются научные исследования проблем воспитания, новые разработки практических подходов к воспитанию, опыт проектирования системы воспитательной работы с учётом региональных особенностей, возможностей учебного заведения. В качестве приоритетных определены следующие направления научных исследований в сфере гражданского образования и патриотического воспитания:

-патриотизм и гражданственность – социальный и нравственный ресурс консолидации российского общества;

-аксиологический подход к раскрытию содержательных характеристик гражданского образования и патриотического воспитания;

-механизмы развития гражданского образования и патриотического воспитания молодёжи;

-инновационные технологии в проектировании и организации гражданского и патриотического воспитания;

-научно-педагогическая организация музеев как центров патриотического воспитания нового поколения молодёжи России.

На качественно иной уровень поднимаются научные исследования и разработки в области теории и современных технологий гражданского образования и патриотического воспитания. Следует отметить, что в современном отечественном образовании уже сделаны первые заметные шаги в этом направлении, однако серьезным препятствием, затрудняющим процесс перехода от теории к практике, является отсутствие достаточно полной современной теории гражданского воспитания. Анализ концепций, развёртывающихся преимущественно в русле философских и социологических знаний, позволил выявить ряд недостатков.

1. Отсутствие полноты состава и достаточной разработанности компонентов теории гражданского образования, преобладание общих рассуждений в ущерб поиска реальных связей с образовательным процессом, что нередко приводит к чрезмерному теоретизированию, к построению разного рода умозрительных моделей, не отвечающих потребностям практики.

2. В исследованиях проблем гражданского и патриотического воспитания акцент сделан на философско-социологическом, правовом описании и объяснении отношений граждан, государства и общества без уяснения сущности гражданского воспитания, его специфики в конкретных образовательных условиях.

3. На современном этапе развития научно­-педагогического знания в области гражданско-патриотического воспитания особенно заметны недостатки в разработке технологических аспектов проектирования, организации процесса гражданского воспитания, что приводит исследователей к неточностям в определении сущности гражданственности, к затруднениям в постановке целей и задач гражданского воспитания, в разработке его методического обеспечения.

4. Просчёты в определении стратегии гражданского воспитания связаны с односторонним пониманием гражданственности как подчинения личных интересов общественным, пониманием цели гражданского воспитания как формирование личности в интересах общества и государства, отождествлением гражданского воспитания с патриотическим, идейно-нравственным или воспитанием вообще.

5. Недостаточно определены возможности творческого использования зарубежного опыта гражданского воспитания в отечественной педагогике.

Выявленные социально-педагогические противоречия, установленные недостатки состояния теории и практики гражданского воспитания обусловили постановку проблемы концептуального обоснования стратегии формирования гражданственности учащейся молодежи, теоретического обоснования и практической разработки путей и средств проектирования общественно-государственной системы гражданского воспитания. Решение данных задач позволит обеспечить адекватную насущным потребностям личности, общества и государства подготовку граждан к реализации частных и социально значимых интересов в условиях становления демократического общества и правового государства.

В русле исследований названных актуальных проблем в федеральном университете действует научное направление «Патриотическое и гражданское воспитание учащейся молодёжи». Работа данного направления строится на следующих методологических основаниях:

*общественно-государственная система гражданского воспитания проектируется как целостное единство разноуровневых подсистем: индивидуально-личностной, микросредовой, местной, региональной, государственной, международной;

*социально-педагогическая система гражданского образования и воспитания направлена на формирование личности в парадигме единства культуры гражданского достоинства и культуры социальной полезности;

* в учебно-воспитательном процессе необходимо создание условий для превращения студента в субъекта не только учебной, но и социальной деятельности, способствующей формированию опыта достижения успеха, проявлению не только исполнительской, но и творческой активности, основанной на независимой гражданской позиции;

*целостность процесса гражданско-патриотического воспитания обеспечивается комплексным решением педагогических задач средствами учебной, научно-исследовательской, внеучебной работы, активного включения студентов в самоуправление, в деятельность молодёжных общественных организаций.

Цели работы научного направления – научно-методическое обоснование организационной структуры, способов проектирования и применения педагогических технологий, условий эффективного функционирования системы гражданского воспитания студенчества в условиях федерального университета.

Задачи научного направления:

1. Изучение процесса развития идеи, технологий, условий организации, моделей управления процессом гражданского воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики, выявление возможностей использования достижений мирового опыта в современных условиях отечественного образования;

2. Разработка социально-правовых, морально-этических и психолого-педагогических принципов гражданского взаимодействия личности, общества, государства;

3. Обоснование научно-методических подходов к разработке концепции гражданского воспитания в условиях федерального университета;

4. Разработка технологий гражданского воспитания, его методического обеспечения в образовательных учреждениях различного типа.

5. Научно-методическое обоснование системы управления процессом гражданского и патриотического воспитания студентов в условиях федерального университета, обоснование условий повышения его эффективности.

Новизна научного подхода к исследованию проблем гражданского образования заключается в идее развёртывания стратегии гражданского воспитания в логике движения от культуры социальной полезности к культуре гражданского достоинства.

 

В соответствии с названным научным подходом обоснована содержательная характеристика социально-педагогической системы формирования гражданственности, проведен структурно-функциональный анализ возможностей компонентов системы: учебной, научно-исследовательской, внеучебной работы, роли самоуправления, общественных организаций, средств массовой информации, организационной структуры управления гражданским и патриотическим воспитанием в университете.

Разработана концепция организации процесса гражданского воспитания (определены сущность, цели и задачи, принципы, содержание, средства, методы и формы), охарактеризованы условия повышения его эффективности (технологии организации массовых мероприятий, характер организации взаимодействия личности и коллектива, стратегия и тактика работы с лидером студенческих групп, характер управления внутренними и внешними факторами повышения социальной активности студентов, приёмы формирования опыта достижения успеха).

Выявлены важнейшие достижения отечественного и зарубежного опыта гражданского воспитания и определены возможности для творческого их использования в современной отечественной педагогике.

Наиболее значимым критерием оценки эффективности работы научного направления являются конкретные итоговые результаты: концепции, научно-методические разработки, гранты, подготовка кадров высшей квалификации, публикации, внедрение результатов исследований в учебно-воспитательный процесс.

В рамках научного направления «Патриотическое и гражданское воспитание учащейся молодёжи» получены следующие результаты:

1. Обобщён опыт гражданского и патриотического воспитания в дореволюционной России, в советской педагогике;

2. Разработана технология проектирования системы гражданского и патриотического воспитания учащейся молодёжи в условиях модернизации образования;

3. Разработана концепция организации патриотического воспитания в современных кадетских образовательных организациях;

4. Разработан учебно-воспитательный методический комплекс «Организация учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях кадетского типа», включающего монографии, учебные пособия, электронный музей;

5. Разработана концепция организации работы с одарёнными студентами;

6. Обобщён опыт ученических производственных бригад в трудовом воспитании сельских школьников;

7. Разработан проект подготовки молодёжного лидера в условиях федерального университета.

Коллективом научного направления «Гражданское и патриотическое воспитание учащейся молодёжи» разработан ряд проектов, участвовавших в конкурсах грантов.

Темы проектов, получивших грантовую поддержку:

* «Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи» (Министерство образования России, 1996 -2000г.);

* «Социальное воспитание учащихся в условиях сельского социума» (Министерство образования России, 2000);

*«Кадетские корпуса дореволюционной России: история и современность» (РГНФ, 2007);

*«Особенности организации учебно-воспитательной работы в современных кадетских корпусах» (Министерство образования России, 2007);

*«Анализ эффективности интеграции основного и дополнительного образования детей с учётом возможностей соотношения основного и дополнительного образования» (Министерство образования России, 2008).

Публикации коллектива представлены в центральных журналах, входящих в список российского индекса научного цитирования: «Народное образование», «Педагогика», «Военно-исторический журнал», «Высшее образование в России», «Альма матер (Вестник высшей школы)», «Образование в современной школе», «Педагогическая мастерская».

Один из показателей эффективности работы научного направления - подготовка кадров высшей квалификации. В рамках научного направления докторские и кандидатские диссертации (по специальностям 13.00. 01 – общая педагогика, история педагогики и образования и 13. 00. 08 – теория и методика профессионального образования) защитили более двадцати человек. Среди них – преподаватели университета: Л.А. Филимонюк, И.В. Кострулёва, Н.В. Куклева, Ж.Ю. Малоокая, Н.А. Сиволобова, И.В. Стасюкевич, Г.И. Харченко и др.

Внедрение результатов научно-педагогических исследований по проблеме гражданского и патриотического воспитания в практику – сложный процесс, имеющий свои особенности, отражающие специфику научного направления. Цель внедрения – повышение эффективности процесса формирования личности специалиста и гражданина в условиях федерального университета. Основными задачами внедрения результатов работы научной школы в образовательный процесс являются:

-формирование активной гражданской позиции;

-формирование научного мировоззрения, основанного на единстве естественнонаучной и гуманитарной картины мира;

-формирование этнической и правовой культуры;

-формирование научных представлений о смысложизненных ориентациях, вооружение социальными компетенциями;

-формирование культуры межнационального общения, толерантности, опыта жизнедеятельности в поликультурном пространстве.

 

Направления внедрения результатов научной работы в образовательный процесс

 

1. Включение результатов исследований, связанных с вопросами гражданского и патриотического воспитания, в магистерскую программу «Воспитательная работа с молодёжью».

2. Включение результатов исследований в содержание дисциплин «Педагогика и психология», «Педагогика и психология высшей школы», «Социальная психология», «Управление системой корпоративных коммуникаций», «История и методология педагогики и образования», «Методика воспитательной работы».

3. Включение результатов научных разработок в курсы лекций, практических и семинарских занятий, практикумов, в тематику курсовых и выпускных квалификационных работ.

4. Включение вопросов гражданско-патриотической направленности в задания для самостоятельной работы студентов.

5. Разработка методических рекомендаций для проектирования студентами воспитательных мероприятий в ходе педагогической и научно-педагогической практики.

6.Разработка методических рекомендации для организации и проведения цикла воспитательных мероприятий со студентами, посвящённых памятным датам, историческим событиям.

7. Подготовка учебных пособий, разработка методических рекомендаций, электронного сопровождения учебно-воспитательного процесса.

8. Проведение опытно-экспериментальной работы, внедрение результатов исследований в практику образовательных учреждений Ставропольского края: Ставропольский Дворец детского творчества (федеральная экспериментальная площадка), Ставропольское президентское кадетское училище, Ставропольская кадетская школа им. генерала Ермолова, Казачий лицей народов Кавказа (пос. Иноземцево).

9. Участие в научно-практических конференциях, форумах: межрегиональная научно-практическая конференция «Гражданственность и патриотизм в России: ретроспектива и перспективы (Ставрополь, СКФУ, 6 декабря 2012г.); региональный форум «Воспитание гражданина: проблемы, подходы, опыт» (Ставрополь, 15-16 апреля 2013 г., СГПИ), 2-я всероссийская научно-практическая конференция «Образование элитного качества: стратегия, содержание, технологии» (25 апреля 2013г., Ставропольское президентское кадетское училище).

10. Подготовка студентов к выступлениям на конференциях, к публикации статей в научных сборниках, к участию в конкурсах, посвящённых гражданско-патриотической тематике.

Критериями оценки активности, качества научного руководства также могут являться итоговые результаты: студенческие публикации, конкурсные проекты, выступления на научных конференциях.

Действенным средством внедрения результатов работы научного коллектива в образовательный процесс является включение студентов в исследование проблем гражданственности и патриотизма. Результаты исследований находят отражение в сборниках студенческих статей. Например, сборник «Гражданственность и патриотизм в России: ретроспектива и перспективы» [68 Гражданственность и патриотизм в России: ретроспектива и перспективы: Материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и студентов / Под ред. Е.С. Саенко, Л.Н. Величко. – Ставрополь: Графа, 2012. -264 с.].

В содержании научной работы студентов представлены следующие направления: отечественный и зарубежный опыта гражданского и патриотического воспитания, влияние процессов глобализации на формирование представлений студентов о патриотизме и гражданственности, роль традиций и новаций в формировании российской идентичности, противодействие правовому нигилизму и экстремизму, укрепление демократии и развитие гражданского общества.

Рассматриваются, например, особенности патриотического воспитания в народной педагогике Северного Кавказа (студентка Карачаева М.М., научный руководитель Леонова О.В.), опыт патриотического воспитания в казачьих семьях (студентка Тверита Е.С., научный руководитель Леонова О.В.), общественные инициативы в сфере охраны памятников (студентка Язина А.П., научный руководитель Ермоленко Л.П.), воспитательная роль православных клубов (студентка Гара В.Г., научный руководитель Подгребельная Н.И.), героические страницы в истории семьи (студентка Панькова К.О., научный руководитель Волков А.А.), развитие патриотизма и гражданственности средствами мультимедиа проектов (студентка Сеина Н.С., науч. рук. Кириллова В.И.), эколого-правовая культура молодёжи в системе патриотического воспитания (студент Буркин Д.О., научный руководитель Навасардова Э.С.), физическое воспитание как фактор формирования гражданского самосознания (студентка Панкова Е.А., научный руководитель Яковенко Н.И.) и другие.

Общим итогом студенческих работ, посвящённым вопросам патриотизма и гражданственности, являются признание важности задачи формирования в молодёжной среде гражданской ответственности и общероссийской идентичности, понимание роли культурно-исторических традиций, принципа преемственности в решении воспитательных задач, обоснование возможности творческого применения в отечественной системе образования зарубежного опыта социального воспитания, необходимости развития инновационных подходов к проектированию содержания, технологий воспитания.

 

Таким образом, внедрение результатов научных исследований в практику обусловлено потребностью университета в совершенствовании системы гражданско-патриотического воспитания, в разработке методического обеспечения учебно-воспитательного процесса. Результаты научно-педагогических исследований, характер внедрения результатов определяют особенности работы научного направления «Патриотическое и гражданское воспитание учащейся молодёжи»:

- организация базы опытно-исследовательской и внедренческой работы в рамках не только Института образования и социальных наук, но и ряда других институтов: Гуманитарного, Юридического, Института естественных наук, Института экономики и управления, Института живых систем;

-включение в объект исследований вопросов организации процесса обучения и воспитания студентов, его психолого-педагогического сопровождения, что обеспечивает единство научной, учебной, воспитательной и методической работы в содержательном и технологическом аспектах;

-обеспечение междисциплинарного подхода в организации воспитательной работы в институтах, проведение преподавателями открытых воспитательных мероприятий, мастер-классов для молодых преподавателей, что позволяет сочетать воспитательную работу с научно- методической;

-организация научно-внедренческой и методической работы в учреждениях общего и дополнительного образования Ставропольского края.

Проблему организации научно-педагогической среды, формирующей культуру мышления, качества личности исследователя, целесообразно, на наш взгляд, решать путем создания условий для вовлечения студентов в опытно-экспериментальную работу, в совместное с преподавателями, аспирантами участие во внедрении результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок. Студент, знакомясь с научной, методической работой кафедры, выходит на иной уровень взаимоотношений с преподавателями: усваивает образцы поведения, овладевает хотя бы некоторыми способами научного поиска, развивает способность мыслить, умения отбирать и критически анализировать факты, представлять результаты проектной и исследовательской работы. Студент, вступая с преподавателем в партнёрские отношения, узнаёт его как учёного-исследователя, тем самым происходит взаимное культурное и интеллектуальное обогащение – то, что можно определить как интеллектуальное воспитание.

Влияние науки на воспитательный процесс осуществляется посредст­вом реализации в университете комплексной системы НИРС, которая в первую очередь предусматривает:

- содействие всестороннему развитию личности студента, приобре­тение навыков работы в творческих коллективах;

- формирование у студентов устойчивой потребности в со­зидательной деятельности;

- рациональное использование своего свободного времени;

- индивидуализацию обучения, создание условий для реализации принципа личностно ориентированного образования.

В настоящее время особенно важно сформировать у студентов проектную культуру, повысить компетентность профессорско-преподавательского состава в подготовке предложений на рынок научных инновационных разработок.

Усилению научно-педагогического потенциала вуза способствуют создание научных школ, открытие новых научных направлений, расширение сферы участия в международных и межвузовских гуманитарных и научно-технических программах.

Интеграция образовательного процесса и процесса получения новейших естественнонаучных и гуманитарных знаний дает возможность сформировать у студентов качества, позво­ляющие жить и работать в условиях XXI века: системное научное мышление, высокую нравственность, информационную культуру, культуру интеллектуального труда, творческую активность, социальную и профессиональную мобильность.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.