Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, структура ключевых понятий: гражданин, гражданственность, патриотизм, гражданское образование, патриотическое воспитание.






 

 

Одним из направлений демократических преобразований в России является относительное разгосударствление некоторых сфер социальной жизни, выделение новой структуры – гражданского общества. Развитие гражданского общества сопряжено с противоречиями в обновлении индивидуального и общественного сознания: преодолением десятилетиями складывавшегося стереотипа отождествления государства и общества, постепенным осознанием неправомерности и порочности присвоения государством многих общественных функций, негуманности порядка, утверждавшего примат интересов государства над интересами личности и общества. Потребовалось осмысление необходимости новых связей в системах “государство-общество”, “общество-человек”, “человек-государство”, “человек-человек”, “человек-мир”. Одним из главных результатов этих изменений должно стать реальное обретение человеком статуса гражданина.

Проектирование системы гражданского образования и патриотического воспитания предполагает, прежде всего, уяснение содержания, структуры ключевых понятий, поиск ответов на вопросы: кто есть гражданин, что значит быть гражданином, патриотом? Где и как можно проявить свою гражданственность, патриотизм? В представлениях многих наших соотечественников гражданин – это «личность, которая способна принять на себя ответственность за судьбу своей Родины, за своё социальное окружение, свою семью и соразмерно своим способностям и возможностям реализовать эту ответственность»[12)Арламов А.А. Методологические ориентиры воспитания личности гражданина России // Педагогика. -2010.-№6.-С.27-30 (27)]. Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные интересы с общественными. Права человека, наряду с моральными ценностями, имеют внеклассовый и внеформационный характер. Гражданин строит свою судьбу в рамках правовых и нравственных норм, регулятором его поведения являются совесть, достоинство, долг.

Сознание – одна из сторон личности. Благодаря сознанию человек способен отражать объективную реальность, понимать окружающий мир, свое место в нем. Без способности сознательно занять определенную позицию нет личности. Одним из свойств сознания выступает личностный смысл, выражающий отношение человека к окружающему миру, к собственной деятельности, поведению. Понятие “личностный смысл” как единица сознания необходимо для понимания соотношения индивидуального и общественного сознания, для оценки мотивов деятельности человека, его места в системе общественных отношений, его социальной позиции.

Сознание индивида может сформироваться, выделиться как самосознание лишь во взаимодействии, в общении с другими сознательными субъектами. Иными словами, для существования индивидуального сознания необходимо существование сознания общественного. В таком случае и зрелость личности зависит от степени осознания ею своей социальной позиции, от активности стремления занять определенное место в обществе. В свою очередь степень такой зрелости, критерии ее оценки во многом зависят от глубины понимания, что такое общественное сознание, как соотносится с ним индивидуальное.

Общественное сознание – отражение конкретно-исторического состояния общества, уровня развития его культуры. В то же время, это сила, воздействующая на общество, направляющая его развитие. Общественное сознание, утверждают ученые, не есть сумма сознаний индивидов, являющихся его носителями. Поскольку всякая общность – не просто множество, но множество взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом индивидов. Действительными субъектами-производителями и субъектами-носителями общественного сознания выступают не отдельные индивиды, а именно их совокупности, предстающие собой разнообразные большие и малые группы. Содержанием общественного сознания является система духовных, эмоциональных отношений к миру, выражаемых в настроениях, идеях, представлениях, взглядах, идеалах, стремлениях членов общества. Поэтому и классификация форм общественного сознания основана на соответствующих сферах деятельности: политической, экономической, религиозной, правовой, нравственной, экологической, научной и других.

Общественное сознание в своем развитии может опережать реальный уровень развития общественных сил и отношений, выявлять возникающие противоречия между бытием и идеалом, искать и предлагать пути и средства их преодоления. Однако массовое сознание тяготеет к конформизму, консерватизму. Поэтому жизнедеятельность общества, его способность к развитию зависят от наличия в нем потенциальных сил, устремленных на поиски путей и средств достижения идеала в общественных отношениях. Такие силы выступают носителями гражданского сознания, гражданственности.

Одним из признаков, определяющих качественную характеристику развития гражданского общества в стране, является уровень развития гражданского сознания: чем выше уровень развития гражданского сознания, тем выше качественные характеристики гражданского общества. Гражданское сознание населения реализует себя через различные общественные организации. Деятельность молодёжной организации будет иметь гражданскую и патриотическую направленность в том случае, когда она создана на основе принципов правовой ответственности, самостоятельности, демократичности отношений, не преследует достижение коммерческих или политических целей. Целями и задачами таких организаций является создание условий для самореализация личности, развития человеческого и социального потенциала личности средствами коллективного участия в делах по обеспечению социальной справедливости, процветания Отечества, укрепления его силы, имиджа, репутации. Гражданское сознание, возвышаясь над интересами отдельных групп, индивидов, отстаивает интересы всего общества, так как всегда направлено в сторону общечеловеческих ценностей, интегральной цели выживания и развития человечества. Содержание гражданского сознания раскрывается в разнообразных его функциях, осуществляемых в экономической, политической, правовой, духовной и других сферах деятельности: рефлективной, нормативно-регулирующей, координирующей, формирующей, воспитательной, оценочно-оперативной, коммуникативной, ориентирующей и других. Функции, вступая во взаимодействие между собой, взаимно перекрещиваются, дополняют друг друга. Многие из них свойственны также и государству, его институтам. Однако отличие состоит в том, что функции гражданского сознания не имеют свойственной государственным функциям жесткой регламентации, выражаемой в законах, актах, правилах, требованиях; нормы гражданского сознания не имеют конкретных адресатов, специальных учреждений, где их реализуют. Функции гражданского сознания связаны преимущественно с деятельностью всего общества, а не отдельных индивидов, поэтому общественное мнение – основное средство существования и выражения гражданского сознания. Гражданское сознание реализуется в разнообразных формах жизнедеятельности общества, общественных отношений, в которых выражаются нормы, представления, взгляды, идеалы, стремления граждан, их понимание личного и общественного блага. Гражданские отношения, в которых выражаются социальные интересы общества, группы, личности, имеют системный характер. Благодаря системности, целостности, они способны реализовать ценностные ориентации отдельной личности, ее отношение к обществу, государству, согражданам, предоставляют возможность осознавать назначение, смысл существования, свои гражданские функции, способствуют формированию гражданской ответственности и других социально значимых качеств.

В различные исторические эпохи существовали разные структуры гражданского сознания. Однако можно говорить об общности, однотипности некоторых его свойств. Опираясь на исторические исследования, мы получаем возможность выявить общую структуру гражданского сознания. В качестве составных элементов могут служить социально-политические, религиозные, нравственные, правовые, экономические и другие нормы (правила, принципы, требования), связанные в определенную систему элементов, объединенных относительно общим мировоззрением, в основе которого лежит какая-либо социально-историческая идея: идея государственности, лидерства в мировой культуре, религиозно-нравственная идея, идея национальной и культурно-исторической самобытности, мессианская идея и др. В статичном “срезе” гражданское сознание характеризуется следующими формами: социально-политическая форма – совокупность таких элементов, как принципы демократизма и социальной справедливости, активная жизненная позиция, политическая культура, идеологический плюрализм и др.; экономическая форма – совокупность таких норм, принципов, как конкурентоспособность, предпринимательская мобильность, партнерство, деловая репутация; правовая форма – совокупность таких элементов, как законопослушность, непримиримая позиция к неправовым явлениям; экологическая форма – экономия природных ресурсов, демографическое регулирование, гармонизация отношений с окружающей средой, разумное ограничение потребностей и др.

Особое место и роль в структуре гражданского сознания принадлежит его нравственной форме. Особенность нравственного сознания заключается в том, что оно не имеет локального характера: мораль обладает всепроникающей способностью, регулирует человеческие отношения в любой сфере. Все формы гражданского сознания имеют моральный характер. Таким образом, социальные отношения выражаются преимущественно через нравственные. Гражданские отношения определяются не столько рамками правовых норм, сколько системой нравственной регуляции, назначение которой – упорядочение поведения членов общества, утверждение образцов гражданской позиции. Регуляторами устремлений личности, выбора жизненных целей и линии поведения, гражданской позиции выступают совесть, долг, достоинство, от которых зависит уровень нравственного сознания индивида.

Гражданственность как сложное интегративное единство может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом, педагогическом и социально-педагогическом аспектах.

В социально-правовом аспекте гражданственность, как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений, готовности к активному участию в управлении государством, к укреплению социальной стабильности, служит характеристикой степени цивилизованности государства, общества, определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства, власти с институтами гражданского общества, с отдельными гражданами, что находит отражение и закрепление в правовых актах.

В морально-этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив, оценивающий степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, патриотизм, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие.

В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

В педагогическом аспекте гражданственность понимается как комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.

Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них – патриотизм, ориентация на гуманистическую идеологию, политическая, правовая и нравственная культура; достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, к социальному и профессиональному самоопределению, культура межнационального общения и другие. Гражданственность как ведущая черта личности проявляется в готовности наиболее полно выразить себя в социальном плане во имя успешного развития страны и своего собственного.

На основании вышеизложенного мы можем определить сущность гражданственности как социально-педагогического феномена. Гражданственность представляет сложное явление, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности и отношений человека как члена общества и государства. Как сложное личностное образование, гражданственность включает социально-политическую, морально-психологическую, профессиональную готовность свободной, обладающей культурой достоинства и культурой полезности личности к практической реализации индивидуально-личностных и социально значимых целей в соответствии с принятыми в обществе принципами, нормами.

Гражданственность как социально-педагогический феномен, качество личности формируется под воздействием множествам объективных и субъективных факторов. Объективными основаниями гражданственности выступают социально-политические условия: уровень демократизации общественных отношений, уровень развития и состояние институтов гражданского общества, экономическое положение государства, морально-психологическая атмосфера в обществе. Субъективными основами гражданственности являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности к социально значимой деятельности. Гражданственность как имеющее интегративную природу качество личности определяет её социальную направленность, готовность к защите прав человека, к отстаиванию интересов личности, общества в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами.

Таким образом, гражданственность представляет системное единство социально одобряемых преимущественно неполитических отношений, направленных на утверждение демократических ценностей, идеалов, прав и свобод, на обеспечение процветания и благосостояния гражданина, общества, государства, регламентируемых принятыми в обществе, государстве принципами, нормами.

Важнейший фактор формирования гражданственности – образование как социальный институт. В культурно-образовательном аспекте гражданственность конкретизируется через понятие “гражданская культура”, которое в качестве структурных компонентов включает политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, ценности, жизненные смыслы, духовно-нравственный облика личности, результаты практической деятельности. Одним из важнейших признаков гражданственности является наличие гражданской позиции. Гражданская позиция, органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов. Наличие гражданской позиции – необходимое условие, ступень для восхождения к гражданской зрелости, то есть к осознанной готовности личности взять на себя ответственность за судьбу страны в период трудных испытаний, обеспокоенности за ее будущее, готовности подчинить, если этого требуют обстоятельства, личные интересы общественным. Основу гражданской зрелости личности составляет отношение человека к долгу, обязанностям, общественным ценностям, традициям, будущему, ее нравственная надежность. Нравственная надежность – качество личности, которое позволяет человеку даже в сложных противоречивых ситуациях не изменять своим нравственным принципам, эффективно и устойчиво исполнять социальные функции, не вступая в противоречие с моральными нормами.

Гражданственность тесно связана с патриотизмом (патриотизм – высшая форма проявления гражданственности). Патриотизм – это сложный социально-нравственный принцип и морально-психологическое чувство. Как социально-нравственный принцип, патриотизм служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения, развития Отечества – конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Как морально-психологическое чувство, патриотизм выражается в любви к Родине, в гордости за ее успехи, в переживании неудач, в готовности к защите родной земли. В антигуманных, антидемократических системах принцип патриотизма извращается: “любовь к родине подменяется преданностью существующей государственно-политической системе. Соответственно полезным для родины считается все, что отвечает интересам правящей элиты. Не будучи осознанной, эта подмена порождает глубокие нравственные коллизии, нередко проявляющиеся в том, что протест против эгоистического, корумпированного поведения властей может выражаться у молодёжи в демонстрации экстремизма и даже антипатриотизма. Патриотизм, выражаясь в патриотическом сознании, любви к родине, социально одобряемых поступках, - это самоидентификация человека в конкретной природной, культурно-исторической среде, особая направленность социального поведения граждан, «предполагающая на основе любви и служения Отечеству приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и выступающая как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоёв общества… В современных условиях патриотизм «идентифицируется на уровне личностных качеств – любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимые поведение и деятельность» [14, с.41)Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика.-2006.-№2.-С.37-42 (с.41)].

Патриотизм как сложное понятие включает две основные составляющие: чувство любви к Родине, желание ей добра, процветания и патриотическое сознание. Чтобы понять, что есть добро и что есть зло, что будет полезным, а что нет, необходимо иметь сознание, выражающееся в отношениях к Отечеству, к власти, к политическому устройству, экономическому укладу. В структуре патриотического сознания выделяют несколько аспектов: онтологический (оценка характера социальных процессов, определяющих направления развития государства и общества); гносеологический (характер представлений об отечественном культурно-историческом процессе); аксиологический (усвоение патриотических ценностей, идеалов, формирующих самосознание личности); эмоционально-чувственный (рефлексия собственных переживаний, представлений, положительные или отрицательные эмоции по отношению к событиям, затрагивающим судьбу Отечества); деятельностный (участие в событиях, действиях, значимых для судьбы Отечества) [15) Быков А.К. Формирование патриотического сознания молодёжи // Педагогика.-2010.-№9.- С.10-20].

Патриотизм как многогранный смысловой феномен может быть рассмотрен на личностном и социальном уровнях. На личностном уровне понятие патриотизма представляет комплекс индивидуальных личностных свойств и качеств: любовь к Родине, верность своему Отечеству, вера в него,; солидарность со своим близкими, соотечественниками; уважение к культурно-историческому прошлому, к государственным символам, реликвиям, святыням; гармоничность в соотношении личных и общественных интересов; готовность к активной деятельности на благо Родины и Отечества, готовность к их защите. Таким образом, патриотическое сознание – это сложное образование, включающее патриотические чувства, совокупность представлений, знаний, убеждений, ценностных смыслов, формирующих отношения человека к Родине, Отечеству, мотивационные установки, ориентирующие личность на активные действия, поступки, направленные укрепление страны, её процветание. Патриотизм – это осознанная любовь к Родине. Патриотизм проявляется в активной жизненной позиции человека, в социально одобряемых поступках, действиях. Патриотическое сознание, являясь ядром мировоззрения, придаёт ему устойчивость, прочность, вселяет в человека «уверенность в своих силах и действиях, исключает предпосылки в развитии подражательного или приспособленческого мировоззрения» [16, С.12 Быков]. В проекте Закона «О патриотическом воспитании граждан РФ записано: «Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. Это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества». Патриотизм не может быть ограничен рамками «академического знания», включает глубоко осознанные нравственные отношения к государственно-правовым и политическим основам жизни общества, к судьбе Отечества, готовность служить ему, защищать его честь и достоинство. Патриотизм, гражданственность, смысловым стержнем которых является российская национальная идея, рождают новый идейно-нравственный сплав – гражданский патриотизм. К основным идеям Содержание понятия «гражданский патриотизм» включает идеи державности, социальной ориентированности, просвещённости, духовности, исторической преемственности [17) Вырщиков А.Н. Российская национальная идея / А.Н. Вырщиков, К.М. Никонов. –Волгоград: Изд-во ВГУ, 1998.-112с.].

Интернациональное воспитание связано с более широким по содержанию понятием – интерсоциальным воспитанием, которое современные исследователи понимают как воспитание культуры межнационального общения, культуры общения с людьми различного социального положения, иного вероисповедания, других культурных традиций и жизненных ориентаций, потребности во взаимном познании народных культур, в дружбе и любви. В ходе интерсоциального воспитания у учащихся формируется широкая социальная квалификация и социальная мобильность.

Таким образом, патриотизм и интернационализм входят в состав понятия “гражданственность” как составные части и находят выражение в деятельности, направленной на благо отечества и народов других стран, на поиски путей спасения человечества.

Гражданское образование – это система и процесс формирования социально-политических, правовых, экономических, экологических, морально-этических знаний, способов практической деятельности растущего человека как члена общества и государства. На основе знаний сущности, характера, закономерности социальных и других отношений у юного гражданина как субъекта социальной деятельности формируются демократические взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества.

Целью гражданского образования является формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию, подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную жизнь, трудовую деятельность на основе необходимых для этого знаний, стимулирующих молодых людей к социальной активности.

Гражданственность как принцип организации и функционирования системы образования предполагает относительную независимость, автономность образовательных учреждений, их свободу от произвольного вмешательства и мелкой регламентации государством трудовой, экономической, социальной, нравственной, творческой, национальной и других сфер деятельности учебных заведений, что позволит преодолеть отчуждение учебных заведений от общества, родителей, детей.

Гражданское образование предполагает также существование параллельно с государственными общественно-государственных и иных альтернативных образовательно-воспитательных учреждений. Система гражданского образования и воспитания строится на основе таких идей, как открытость и вариативность, обеспечивающих возможность вхождения в мировое образовательное пространство; соответствие культурным запросам личности и потребностям общества, рынка труда; непрерывность процесса гражданского становления, развития и саморазвития личности; автономизация и регионализация, опора на мировой опыт. Гражданское образование и воспитание имеют конкретно исторический характер, несут в себе отличительные черты эпохи, уровня развития общества, государства, его материальных и духовных сил, уровня развития педагогической теории и практики.

Обобщая научные подходы к исследованию проблемы гражданственности, целесообразно определить следующие социально-педагогические основы формирования гражданственности:

- выбор стратегии гражданского воспитания и образования определяется не только объективными условиями существования государства и общества, но и возможностью образования как части культуры опережать достигнутый уровень развития социума;

- гражданское воспитание как общественное явление ориентируется на выбор тех концепций, систем, которые способствуют объединению, а не разъединению людей;

- гражданское воспитание как педагогическая деятельность строится на основе принципа взаимосвязи общего, особенного и единичного, что предполагает разработку педагогической парадигмы, построенной на единстве общечеловеческих, национальных и индивидуально-личностных ценностей;

- идеологическую основу гражданского воспитания и образования составляют идеи свободы, справедливости, личностного достоинства, сплавленные с национально-историческими интересами России.

Понятия «гражданственность», «патриотизм», как сложные смысловые образования, включают личностные качества, формирующиеся в главных сферах жизни – сознании, отношениях и деятельности. Общие основания, определение ключевых понятий, объясняющих смысл, назначение гражданственности, пути, способы формирования гражданского сознания и гражданских качеств личности изложены в «Хартии Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека». «Воспитание демократической гражданственности означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передаче обучающимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей осуществлять и защищать свои демократические права и ответственность в обществе, ценить многообразие и играть активную роль в демократической жизни с целью продвижения и защиты демократии и верховенства прав. Образование в области прав человека означает воспитание, подготовку, просвещение, информацию, практику и деятельность, которые направлены, благодаря передачи обучающимся знаний, навыков и понимания, а также развитию их позиций и поведения, на расширение их возможностей содействовать созданию и защите всеобщей культуры прав человека в обществе с целью продвижения и защиты прав человека и основных свобод. Таким образом, данные понятия взаимосвязаны, поддерживают друг друга. Они различаются скорее в отношении сферы главного внимания и действия, а не по целям и практике. В «воспитание демократической гражданственности» главное внимание уделяется правам, ответственности и активному участию в различных сферах общества, в то время как понятие «образование в области прав человека» охватывает более широкий спектр прав человека и основных свобод во всех аспектах жизни людей» [13) Хартия Совета Европы о воспитании демократической гражданственности и образовании в области прав человека.- Режим доступа: http: /; www.coe.int/edc].

Гражданское воспитание включает в себя обучение (усвоение политических и правовых знаний об обществе, государстве), развитие гражданских качеств (свободы выбора, ответственности, патриотизма, толерантности и др.), формирование социальных умений (защищать свои права, участвовать в выборах, помогать нуждающимся) и мрально-волевой настроенности на созидательное преобразование социальной среды» [14, с.37) Савотина Н.А. Гражданские ценности в контексте проблем социализации студенческой молодёжи // Педагогика.-2010.-№7.-С.37-45 (с.37)].

Гражданское образование, включающее в себя гражданско- патриотическое воспитание и правовое, политическое, экономическое, просвещение, представляет собой целостный процесс, результатом которого является формирование гражданских компетенций: исследовательских, компетенций социального выбора, социального действия, коммуникативных, социального саморазвития. Гражданская компетентность – готовность граждан активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе [15) Фарафонова Л. Некоторые аспекты гражданского образования молодёжи // Высшее образование в России.-2006.-№12.-С.71-74 ].

Патриотическое воспитание. Современное понимание патриотизма во многом опирается на идеи христианства: в силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству видеть его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы [16, с.185) Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред.Б.М.Бим-Бад.-М., 2003. С.185]. Именно такое понимание патриотизма должно стать методологическим основанием патриотического воспитания. В практической деятельности на федеральном уровне в качестве исходного в понимании сущности патриотического воспитания может служить определение, данное в проекте Закона РФ «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации»: «Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».

По-прежнему востребованными, эффективными являются следующие формы, средства патриотического воспитания: поисковые отряды, краеведческая работа, музейная работа, встречи с людьми, отличившими в выполнении конституционного и гражданского долга, празднование памятных дат, Дни воинской Славы, Вахты памяти, экскурсии по местам боевой славы, работа по сохранению и восстановлению культурно-исторических памятников, разработка проектов, имеющих социальную направленность, ежегодная акция «Мы – граждане России», ознакомление с символами государства, его героической историей, государственными наградами.

 

Гражданское образование и патриотическое воспитание не могут осуществляться вне идеологических оснований. Стержнем воспитательной идеологии является национальная идея. Национальная идея являет собой средоточие самосознания и целенаправленной воли нации, сущностных особенностей менталитета, духовного состояния, общественных и межличностных отношений, понимания своего места и предназначения в этом мире, цели и смысла бытия [17) Лихачёв Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания // Педагогика.-2007.-№9.-С.60-65]. Главное назначение национальной идеи – выражение стратегических целей исторического развития народа, общества, государства, объединение народа для достижения этих целей, его поддержка в тяжёлых испытаниях. Для формулирования национальной идеи в научной, публицистической литературе используется в основном следующий понятийный ряд: «сбережение народа», «военная мощь и героическое прошлое», «державность», «особая миссия», «духовно-нравственное наследие». С точки зрения известного учёного Б.Т. Лихачёва, русская национальная идея – это Справедливость, Самобытность, Всеединство. «Важно, чтобы в сознании подрастающего поколения, - отмечает Б.Т. Лихачёв, - жила идея социальной справедливости, гражданской и нравственной свободы, национального самостояния, духовно-православного всеединства. Именно в этом и состоит смысл, историческое значение и величие российской национальной идеи [17, с.65]. Патриотизм, российская идентичность - духовно-нравственный стержень национальной идеи, без которой невозможно сохранить суверенитет российского государства. «Формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями, - отмечает президент России В.В. Путин, – необходимое условие сохранения единства страны» [18) Путин В.В. О национальных ценностях граждан России Известия, 2013, 11 ноября].

Патриотизм как единство духовности, гражданственности и социальной активности личности в образовательном учреждении формируется в целостном учебно-воспитательном процессе. Задача университета – разработка научно-методических основ гражданско-патриотического образования: технологии проектирования, организации целостного процесса; модели координации работы общественных организаций; технологии реализации воспитательного потенциала социально-экономических и гуманитарных дисциплин; методики применения активных и интерактивных форм и методов воспитания; форм обобщения и распространения педагогического опыта в данной области.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.