Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. На книжной полке рядом стоят два тома сочинений Дарвина






Задача № 2

На книжной полке рядом стоят два тома сочинений Дарвина. В первом томе — 447 стр., во втором — 478 стр. Книжный червь проел насквозь оба тома — от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц проел червь? Многие привели сложные расчеты, а ответы оказались ложные. Правильный ответ состоит в том, что червь не проел ни одной страницы. Он двигался от первой страницы первого тома до последней второго тома. Чтобы правильно решить задачу, нужно было просто представить себе положение соседних книг на книжной полке.

Задача № 3

Поезд подходит к перрону. Из вагона выходит особа во всем черном. К ней подходит молодой человек, и та говорит ему вчера вечером умерла ваша мать. Кем приходится эта особа молодому человеку, если этот молодой человек ее сын? Какие вы мне прислали ответы? Она ему теща. Она ему жена. Она ему мать, и она говорит неправду. Это бабушка. Она ему мачеха.

Умерла, наверное, бабушка, которая воспитала молодого человека как мать, а настоящая мать сообщает внуку. Она ему сводная мать.

Что здесь сложно, что формирует поисковую модель и поисковую область? Вас сбивает грамматическая форма задачи. Особа может быть и мужчиной, и женщиной. У вас создается ложная поисковая модель, вы ищете особу женского рода и ошибаетесь. Если нарисовать простейшую диаграмму решения, все сразу станет ясно. Молодой человек — сын, значит, особа может быть или отцом или матерью. Мать умерла, значит, остается только отец Он может быть особой? Может Значит, особа в черном — это отец

На опыте решения этих задач важно получить представление о том, что при ознакомлении с задачей у нас складываются безотчетные представления о том, что спрашивается, что представляет собой искомое. Представление складывается ложное, а правильное представление появляется только, когда найден ответ, а когда ответа нет, истинные представления скрыты и о них не думают В этом и коварство Мы не знаем, что препятствует решению задачи, мы просто испытываем трудности в решении. А препятствуют наши же собственные безотчетно сложившиеся представления о том, что и где нужно искать Выяснение этих особых психологических образований, в основном неправильных, безотчетно складывающихся, но мощно ориентирующих поиски решений — поисковой модели и

Era


ffil

поисковой области, — это один из важных результатов исследования мышления.

Второй результат, который связан с первым, — это то, что большая часть ознакомления с условиями задачи производится очень бегло. В силу этого условия представляются обычными, не требующими специфического анализа. А в результате этой беглости некоторые существенные условия вообще не учитываются. Беглость ознакомления приводит к тому, что более обстоятельный анализ условий задачи начинают обычно только после серьезных неудач. После этих неудач вторично обращаются к условиям и там обнаруживают какие-то важные моменты.

Очень характерна также беспорядочная эмиссия догадок, т. е. догадки возникают не по мере анализа задачи, а совершенно спонтанно. Выхватываются отдельные элементы, и по отношению к ним делается предположение. Если предположение не находит подтверждения, неудачная догадка неоправданно быстро отбрасывается. Между тем основательный анализ неудачной догадки сам по себе представляет большую ценность, потому что он позволяет выяснить причину неудачи, тем самым уточнить условия задачи или ее даже не указанные в условии, скрытые связи, отношения и т. д.

Вообще, выяснение принципа неудач есть одно из самых важных обстоятельств на пути к правильному решению. В большом плане — это попытки изобрести велосипед или создать вечный двигатель. Эти попытки есть и в наше время. Но почему делаются эти попытки, хотя людям известно, что их делалось раньше очень много? Дело в том, что им казалось, будто каждый раз это только неудача частной попытки, но вот они придумают что-то новое, и другая их попытка будет удачной Важно выяснить общий принцип всех неудач, т е применительно, скажем, к построению вечного двигателя осознать принципиальную невозможность выполнения работы без лишних затрат энергии. Значит, важно выяснить принцип, потому что если вы выясните принцип, то поймете, что попытка создать вечный двигатель невозможна принципиально Можно создать более эффективный двигатель — это можно и нужно, к этому стремятся, но создать принципиальный двигатель, который бы внутри замкнутой сети снова и снова использовал непонятно откуда берущуюся энергию, — это невозможно Очень важно осознать принцип неудачи, даже в задачах «на соображение» это очень важно, потому что всегда выдвигается много догадок, с помощью которых пытаются решить задачу с






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.