Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 20. Психология мышления







П.Я.Гальперин ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ

что схватил дугу и побежал с ней. Его поймали и чуть не избили. Почему же такой великий живописец не мог выдумать такую незначительную деталь, как дуга? Потому что она должна быть настоящей, идти от жизни. И ему нужна была подсказка, чтобы решить свою задачу.

Эта теория имеет два основных элемента: с одной стороны, антиципирующая схема, а с другой — необходимая для ее завершения подсказка. Она и в настоящее время жива и действует. И от нее довольно трудно освободиться, потому что поверхностное знакомство с фактами как будто подтверждает эту теорию. Даже то, что я вйм рассказывал, — незамечаемые решения. Иногда можно не заметить решение просто потому, что оно попадается под руку как бы на бегу и мимо него идут дальше, т. е. человек не остановился на объективном факте. А бывает и так, что человек остановится на этом решении, проверит его и отбросит. Но почему он отбрасывает решение, которое объективно является верным? Потому что оно не соответствует его антиципирующей схеме. Его схема неверна, и по отношению к ней верное решение выглядит как неверное. Так что все укладывается в эту схему, живущую до сих пор.

Вот таковы основные результаты традиционного исследования процесса решения задач на мышление. При этом основным методом является подсматривание. Человеку дают задачу, требующую большого или маленького экспериментального творчества, а экспериментатор пытается подсмотреть, как он ее решает. Попытка экспериментального изменения условий не меняет общего характера метода Меняют отдельные условия, но опять-таки пытаются подсмотреть, как идет решение. К этому сейчас присоединяется масса аппаратурных методик, все это чрезвычайно онаучено, но от этого не становится чем-нибудь другим

Есть, например, такие попытки: шахматная игра считается благодатным объектом для исследования мышления. Она требует большой сообразительности, открывает широкие возможности варьирования, изобретения новых приемов, ходов и т. д. И вот пытаются подсмотреть, как происходит изобретение новых ходов. Но так как это подсмотреть трудно, то стараются подсмотреть движения глаз, определить, куда и в какой последовательности шахматист смотрит. Для этого требуется очень тонкая методика, потому что нужно зарегистрировать движения глаз, направления взгляда И вот при всей этой сложной процедуре регистрации, сложной аппаратуре получаемый эффект очень незначителен. Основные результаты сводятся к

ЕТП


пи

Тому, что новые соображения приходят испытуемому не тогда, когда он что-то делает, а когда останавливается на каком-нибудь положении и думает. Глаза его то двигаются, то останавливаются, испытуемый о чем-то думает во время паузы, делается новый ход. Но как человек пришел к этому новому — остается скрытым.

Теперь выскажу несколько соображений по поводу основной теории — теории антиципирующей схемы. В действительности, если признать ее существование, то как будто этот процесс укладывается в ясные схемы, становится понятным. Но есть одно «но», которое бросает тень на эту «навязывающуюся» теорию — теорию антиципирующей схемы. Это «но» заключается в следующем. Подсказкой очень часто служат такие факты, которые постоянно окружают нас в обиходе. Например, есть такой факт из области истории изобретений. В свое время, еще до изобретения лампочки накаливания, был изобретен метод освещения больших площадей, улиц с помощью электрической дуги. То, что она дает яркий свет, было известно давно, но это демонстрировалось лишь в лабораториях. Феномен красивый, но существовала одна трудность, не дававшая практически его использовать, Дуга, проскакивая между двумя углями, сжигает концы углей, расстояние увеличивается, и дуга исчезает. Нужно было или увеличивать напряжение тока, или сближать угли. Чтобы сближать угли в лаборатории, приспосабливался часовой механизм, который по мере сгорания углей сдвигал их. Этот метод был непригоден в практике. В уличный фонарь часовой механизм не вставишь Это было бы непрактично Над практическим применением электрической дуги работал русский инженер Яблочков. Он работал в Петербурге, потом уезжал во Францию и там долго работал И вот однажды он зашел в кафе пообедать и в ожидании обеда играл столовыми приборами Он положил нож рядом с вилкой, и тут его осенило, что нужно поставить угли параллельно друг другу, тогда они будут все время на одинаковом расстоянии. И поставить изоляцию между углями, которая сгорала бы по мере сгорания углей. Эта идея возникла внезапно, на основе подсказки. Правда, обычно говорят так. решение задачи не получится, пока не готова антиципирующая схема А когда она созреет, то способна подхватить подсказку. Если все зависит от внутреннего созревания этой схемы (как говорят «инкубации»), то гипотеза становится неопровержимой, но и недоказуемой, т е она перестает быть научной гипотезой в собственном смысле слова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.