Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Которое ранее казалось возможным, оказывается ложным






которое ранее казалось возможным, оказывается ложным. Тем самым уточняется наше представление о действительных условиях задач. Так что даже ошибочные гипотезы приносят пользу, ведут к уточнению знаний об условиях задач, но только если мы можем эту гипотезу проверить. Так вот, с этой теорией антиципирующей схемы и всем, что из нее следует, с учением о роли случая в открытии мы попадаем в ситуацию, когда не можем сказать, так это или не так, т. е. не можем ни подтвердить, ни отвергнуть гипотезу. О том, что там происходит что-то подспудно, неосознанно, мы узнаём только по результату. Что же нам делать с таксой гипотезой?

Есть еще целый ряд дополнительных соображений в пользу того, что теория антиципирующей схемы содержит отдельные крупицы истины. Но в целом она неверна. И потому не нужно преувеличивать значение этих крупиц. Ведь никакое заблуждение не может быть принято, если не содержит чего-то правдоподобного, в противном случае оно было бы отвергнуто. Конечно, даже малые крупицы истины надо брать, но в целом эта гипотеза несостоятельна. И вот почему. Антиципирующая схема складывается в ходе попыток решить задачу, но попыток неудачных. В результате таких неудач постепенно выявляется действительное значение условий, то значение, которого в начале решения задачи мы не понимаем. Значит, по самому процессу, который здесь предполагается и который ведет к неосознанному отображению действительной системы условий, эта схема рождается в попытках решить задачу. А попытки решения представляют собой движение от исходных данных к заданному ответу на вопрос задачи. Это так называемый синтетический путь — от исходных данных к какому-то их объединению, наводящему на решение задачи Но этот путь дает знания лишь одной части того, что предполагается в антиципирующей схеме Вместе с тем существует и другая часть, касающаяся подсказки Вспомним, ведь подсказка может сработать как бы совершенно со стороны Лишь бы она соответствовала пробелу. Какова подсказка по содержанию — i само по себе это не имеет значения. Из всего содержания подсказки сама схема выделяет то, что отвечает пробелу. Это и объясняет то, что подсказкой может служить всякая чепуха Таким образом, предполагается, что антиципирующая схема — два четко законченных звена. Пусть эта схема складывается в процессе не только решения задачи, но и последующего автоматического объединения

ЕЕП


ran

отрицательных результатов всех попыток. Пусть имеет место созревание схемы, но обязательно, хотя бы даже в результате этого непонятного созревания, предполагается четкое выделение пробела.

Если вы проанализируете процесс решения задачи, то увидите, что попытки ее решить связаны только с той частью задачи, которая определена. Это хорошо заметно на пространственных задачах, которые даются животным в виде так называемых «разумных задач». Их животное может решить только выделив отношения, которые оно прежде не выделяло. Пока животное определяет и видит зону достижения, задача так и остается нерешенной. А чтобы задача была решена, животному надо занять особое положение и вообще перестать действовать, а начать, если по-человечески говорить, «рассуждать». Животное, утомленное попытками достичь цели и взрывами ярости в связи с неудачами, наконец несколько успокаивается. И тут все будет зависеть от того, в каком положении оно окажется. Если оно сидит в прежней позиции, с которой ему не удалось решить задачу, то оно будет вздыхать, почесываться, озирать это поле. Затем оно опять вернется к прежним попыткам и еще раз убедится в невозможности достичь цели.

Здесь очень важно, чтобы животное заняло особое положение в системе, чтобы оно смогло обозреть поле задачи в целом и главное — охватило бы средство для решения задачи. Совершенно недостаточно только какой-то организации результатов прежних попыток решить задачу. Надо изменить «точку зрения», надо занять иную позицию по отношению ко всему полю задачи. Только в этом случае могут появиться принципиально новые данные, но они никогда не будут получены, если вы движетесь от условий к цели, — тогда вы получите только неудачи.

Для достижения решения требуется точное определение конкретных свойств того, что же мешает решить задачу, определение подобного пробела. А для этого к задаче надо подойти с другой стороны. Это не совсем с конца, а надо подойти к тем отношениям, которые связывают конец, итог решения задачи с ее условиями Поэтому теория антиципирующей схемы неправильно рисует положение вещей в том смысле, что будто бы попытки решить задачу сами по себе достаточны для образования этой схемы. Для определения необходимого пробела нужно изменение позиции, взгляд на задачу с иной точки зрения Вот почему очень часто оказывается,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.