Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. Решает свои задачи, и память и т






решает свои задачи, и память и т. д. Поэтому нужно выделить специфику мышления, а именно то, что отличает его от других форм решения задач. Такой спецификой является, во-первых, то, что характеризует вообще познавательную сферу человека. Это — решение задач, вся система условий которых находится перед испытуемым, психологически вне него, потому что другая половина психической деятельности — это аффективная и волевая сферы, характеризуются тем, что там человек находится внутри задач, а тут вся задача находится вне человека, перед ним.

Во-вторых, мышление решает задачи, все условия которых хоть и находятся вне субъекта, но не все они открываются даже систематическому наблюдению. Вот там, где мы встречаемся с такими задачами, решение которых не может быть найдено даже систематическим наблюдением, мы и имеем дело с задачами на мышление. При этом важно подчеркнуть, что это не обязательно задачи, которые лежат вне поля восприятия, эти задачи могут находиться и в поле восприятия, как «разумные» задачи, которые решают животные. Они ведь решают задачи, которые только перед ними, только в поле восприятия, но все-таки это такие задачи, которые животное не может решить только путем обследования ситуации, оно должно найти новый путь, который раньше не проходило.

К сожалению, все, что мы знаем на сегодняшний день о процессе мышления, — это результат наблюдений над уже совершающимся процессом мышления Это или наблюдения экспериментальные, при решении задач «на соображение», или это воспоминания, рассказы творческих личностей о том, как они решали ту или иную стоявшую перед ними задачу Но и в том, и в другом случае это уже происходящий процесс и наблюдение за ним. Иногда, правда, психологи пытались внести изменения в условия решения таких задач (к этому сводилось экспериментирование), изменялись условия соответствующей деятельности, но сама деятельность мышления при этом оставалась такой, какой ее заставали в данный момент.

Я считаю, что единственный путь действительного анализа психических процессов — это построение формирования интересующего нас процесса с заданными свойствами Если бы мы хотели применить эту точку зрения к мышлению, тогда мы должны были бы воспитывать творческое мышление (творческое мышление все равно ведь воспитывается, но воспитывается стихийным, закрытым

ЕШ


ETffl

для понимания образом). Нам трудно воспитывать творческое мышление, потому что мы недостаточно знаем, что оно собой представляет. А если мы не знаем, что оно собой представляет, так как же мы можем его воспитывать? Только стихийно.

Будем пока пользоваться тем, что есть, т. е. материалом систематических наблюдений над процессом мышления в условиях лабораторного эксперимента и по разного рода воспоминаниям, описаниям этого процесса.

Несколько лет назад вышла книга Жака Адамара «Психология математического мышления». Жак Адамар — очень крупный математик. Он бежал из Франции, занятой фашистами, в Америку и там занялся исследованием математического мышления. Будучи ученым, широко известным в мире, он разослал анкеты целому ряду выдающихся деятелей науки с просьбой рассказать, как они решали свои задачи. Попытался это проследить и на себе.

Его книга очень хорошо описывает, как, кто и что рассказывает о себе, как он думал, в какой форме ему являлись мысли. Один говорит про одно, другой совершенно про другое, и, по-видимому, все правы, так как при таком методе очень трудно найти что-то общее. Процесс описывается так, как он был доступен наблюдению. Что можно сказать по поводу этого процесса? Если объединить разные попытки проанализировать этот процесс, то, во-первых, можно наметить основные стадии такого мышления. Выделяется пять таких стадий.

Первая стадия бывает не всегда заметной, но всегда имеет место — это столкновение с неожиданностью, которая вызывает недоумение, столкновение с чем-то таким, что не соответствует обычному представлению. Это представляет собой форму вовлечения человека в еще не сформулированную задачу.

Вторая стадия — формулировка задачи. Очень важно подчеркнуть, что формулировка задачи иногда бывает не удачной, она не всегда соответствует подлинному содержанию того, что остановило на себе внимание человека, — неудачной в том смысле, что формулировка имеет большое значение для последующей ориентировки поиска Неудачная формулировка ведет к тому, что поиски решения производятся в ложном направлении

Третья стадия — это пробы решений Вначале человек начинает как бы вспоминать все то, что могло бы ему помочь решить






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.