Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






П. Я. Гальперин лекции по психологии. На то, что у вас есть цель и вы прилагаете усилия, чтобы понять, в чем секрет фокуса






на то, что у вас есть цель и вы прилагаете усилия, чтобы понять, в чем секрет фокуса. Но фактически ваше внимание следует за тем, куда надо смотреть, чтобы как раз не раскрыть этот секрет. Когда же вы знаете, в чем фокус заключается, т. е. когда у вас есть план, куда надо смотреть во время исполнения фокуса, тогда, уж как бы фокусник ни старался, он не сможет увести ваше внимание, и вы будете смотреть куда надо, чтобы его разоблачить.

Можно привести и другие примеры. Практикующие психологи знают, что когда человек к ним приходит на консультацию, он старается скрыть явные, внешние черты своего беспокойства. Психолог \ знает, что в это время надо смотреть не на лицо, не на глаза, а на руки, которые находятся где-то под столом. Вот эти руки и выдают беспокойство, т. е. если вы знаете, куда надо смотреть, что нужно контролировать, вы сможете проконтролировать, а если вы не знаете, хотя очень хотите проконтролировать, вы все-таки будете идти на поводу у внешних, бросающихся в глаза черт реальной ситуации. Пример из кино «Похитители велосипедов». Там у бедняка украли велосипед, с помощью которого он зарабатывал себе на жизнь. И вот он с сыном ходит по городу в поисках этого велосипеда. Они стараются быть внешне спокойными. И это им вроде бы удается. Но вот оператор показывает крупным планом их руки, и они их выдают: они показывают волнение.

Итак, непроизвольное внимание — это деятельность непроизвольная в том смысле, что она или полностью подчиняется предмету внимания, или идет на поводу у своего прошлого опыта, т е. человек действует так, как научился прежде, а не так, как это надо в данном случае. А вот если вы обладаете отдельным самостоятельным планом контроля по отношению к данному конкретному процессу или объекту и критериями, которые позволяют вам точно установить, соответствует ли то, что происходит, этим критериям, — вот тогда это будет произвольное внимание. Иногда вы очень хотите решить задачу. Надо обладать средствами, которые не давали бы готового решения, но позволяли бы справиться с этой задачей.

На этом мы заканчиваем изучение темы о внимании. Внимание — это последний раздел общего учения о формировании психической деятельности. Изучая отдельные части этой функции, вы могли убедиться вот в чем. Во-первых, конкретные формы психи-

ЕТГО


етпя

ческой деятельности образуются по общему порядку, т. е. вначале в виде внешней, предметной, осмысленной деятельности, которая затем переносится в идеальный план, там сокращается по законам этого плана и превращается в нечто не только не узнаваемое, но даже противопоставляемое этой исходной предметной, материальной деятельности. Это очень важно, потому что во всех случаях, когда вы столкнетесь с необходимостью или сформировать новые формы психической деятельности, или исправить те формы, которые сложились у людей ошибочно или недостаточно продуктивно, вам всегда надо вернуться к первичнбй, материнской исходной форме, к предметному, материальному действию и на нем или сформировать новое психическое действие, или исправить прежнее.

Знание этого процесса помогает ответить и на другой вопрос. Старая психология говорит обо всех переживаниях внутри нас как форме собственно психической, и в таком виде психическое становится непонятным, недоступным, так как психическое тогда совершенно не похоже на исходную материальную деятельность. Этот путь закрывает нам доступ к пониманию особенностей психики, ее происхождения, ее реальной деятельности.

Если же вы берете путь интериоризации, тогда сама форма, в которой выполняется психическая деятельность, становится понятной как наиболее экономная, наиболее выгодная форма выполнения, так как процесс ориентировки обобщается, стереотипизирует-ся, и тогда в идеальном плане теряется необходимость его выполнения Если вы имеете постоянное соотношение, то можете взять уже формулу этого выполнения, т. е исходные данные и конечное заключение, — надо только знать, как это получается. Выполнять все промежуточные операции уже нет необходимости, так как вы знаете результат, к которому они приведут. Значит, вы получаете конечную форму, сокращенную, сигнальную, чрезвычайно экономную и открывающую каждый раз возможность переходить к новому действию, потому что как только усвоенное приобрело эту сокращенную форму, так действительное ее исполнение падает на аппарат мозга, а для нас открывается возможность сосредоточиться на новой задаче. Значит, сама эта форма является чрезвычайно выгодной, чрезвычайно удобной, каждый раз открывающей возможность подняться к новым задачам, а свой мозг превратить в хорошо работающую машину.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.