Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология творческого мышления






В прошлый раз мы рассматривали основную теорию традиционной экспериментальной психологии Мышления — теорию антиципирующей схемы. Она была выдвинута Отто Зельцем и до сих пор существует в явном или скрытом виде. Практически все представления о решении так называемых творческих задач и о различных условиях, факторах этого решения исходят из учения об определяющей роли антиципирующей схемы. Действительно, знакомство с фактами, которые удавалось установить, говорят в пользу наличия такой схемы, и как дополнение к этому учению об антиципирующей схеме выступает учение о роли случая в решении творческих задач. Антиципирующая схема складывается безотчетно, и поэтому как раз тогда, когда человек ближе всего к решению задачи, но не знает, что и где искать, приходит на помощь этот случай.

Случай может быть разный — как внешний, связанный с впечатлением извне, так и внутренний, порожденный течением мысли, казалось бы, не имеющей отношения к интересующей нас задаче. Отсюда следует простое заключение: единственное, что может сделать человек, — активно искать такой случай Или же отправляться в области, далекие от задачи, и там искать нужную подсказку Например, человек физически идет куда-нибудь, где он не ожидает найти решения своей задачи, но находит там случайные впечатления, которые служат ему подсказками. Американские психологи рекомендуют в таких случаях обратиться к совсем иной области. Если вы конструктор, — то к области техники, но очень далекой от основного круга ваших идей. Например, если вы заняты конструированием самолетных двигателей, то обратитесь к области машин для изготовления кондитерских изделий. Вот там и надо искать, так как в ближайшем круге вопросов, где вы хорошо ориентируетесь, вы не находите решения.

Итак, это два взаимосвязанных момента — учение об антиципирующей схеме и о подсказке, которая эту схему помогает дополнить.

ЕП1


ЕТП

В этом смысле антиципирующая схема выступает как незаконченная система условий, в которой недостает ключевого звена. Иными словами, есть какой-то пробел, этот пробел надо заполнить, а заполнить его помогает подсказка.

Если просмотреть все имеющиеся факты, то они как бы говорят в пользу этой теории. Но есть одно обстоятельство, которое бросает тень на эту схему. А именно то, что подсказкой часто служат самые обычные явления, и даже трудно сказать, почему вы не обратили внимания на эту подсказку раньше. Говорят таю наверное, схема была еще не готова и поэтому подсказка не могла найти себе места. Схема должна созреть в течение определенного периода — периода инкубации. Действительно, есть какой-то процесс непроизвольной организации мысли. Все, наверное, знают о существовании такого процесса. Например, в школьные годы вы упорно, но безуспешно пытались решить какую-то задачу целый вечер, и вдруг утром, после ночного сна, решение приходило как бы само собой. Но ведь за время сна что-то произошло, т. е. во сне продолжается автоматическая работа мышления над нерешенной задачей. Днем, во время бодрствования, активные прямые поиски решения оказались неудачными, потому что ограничивались узкими условиями, наличием ложной ориентировки в этих поисках. Вот от этой ложной ориентировки надо освободиться. Ну а как от нее освободиться, если вы даже не знаете, что это такое, в чем она состоит и что вам мешает? А все дело в том, что нужно отстроиться от решения задачи, диктуемого логикой поисковой области. Такая отстройка приводит к освобождению от неумышленной и мешающей предвзятости, и происходит автоматическое упорядочивание мысли Это подтверждается на примере наиболее характерного вида непроизвольного воображения — сновидений Как мы увидим позже, сновидения — это тоже своеобразная форма автоматического, непроизвольного решения задач.

Проблема состоит в том, что если мы ограничиваемся ссылками на эти неведомые автоматические процессы, то теряем всякую возможность проверки гипотезы. Ведь ценность любой гипотезы заключается именно в возможности ее если не прямой, то, по крайней мере, косвенной проверки В таком случае даже ложные гипотезы, несомненно, играют положительную роль в процессе решения задачи, потому что они обнаруживают, что какое-то предположение,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.