Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентрация и рефлексия






Овладев техниками KB и дКВ, можно совершать переходы от KI к дКВ, и наоборот. Более того, появляется возможность не только чередования KB и дКВ во времени, но и их сосуществования в про­странстве восприятия, когда на одних участках поля восприятия внимание равномерно распределено, а на других - сконцентриро­вано на дискретных фигурах. При этом оператор, производящий психотехническую процедуру, сталкивается с необходимостью от­слеживания динамики «сгущений» и «разряжений» внимания во времени и сложной картины «сгущений» внимания в пространстве восприятия.

Но чем, в таком случае, «наблюдается» внимание? Ведь в обыч­ных условиях внимание и есть наблюдение. Наблюдать за внима­нием можно, лишь опираясь на механизм, отличный от самого вни­мания. Этот механизм мы и будем называть рефлексией, придавая этому термину, столь же широкому и неопределенному, как и поня­тие медитации, узкое и специфичное (в рамках нашего текста) зна­чение. Рефлексия есть наблюдение, не деформирующее объект на­блюдения. Рефлексия - это то, что наблюдает «поведение» внимания.

Внимание деформирует свой объект. Оно изолирует его от ок­ружающей среды, изменяет соотношение его частей, «подгоняет» объект под прегнантные формы. Рефлексия, отталкиваясь в своем происхождении от наблюдения за вниманием, лишена всех этих деформирующих свойств. Напротив, опираясь на нее, можно уви­деть, отметить и зафиксировать, как внимание искажает свой объ­ект, как работают в поле восприятия перцептивные силы, как фор­мируется и разрушается гештальт, как протекают другие подобные процессы, ускользающие от внимания, поскольку они являются его составной частью.

Процесс формирования рефлексивной инстанции технически прост, но весьма «энергоемок». Первый шаг - разделение фокуса взора и локуса внимания. Обычно локус внимания и фокус взора совпадают, но если зафиксировать взор на каком-либо объекте в поле зрения, то можно произвольно сконцентрировать внимание на периферии поля зрения и начать перемещать внимание по полю зрения, независимо от движения глаз.

Следующий шаг - наблюдение за динамикой внимания в усло­виях разрушения дКВ. При достаточно устоявшейся дКВ равномер­ное распределение внимания может быть разрушено появлением в поле зрения движущегося предмета или взглядом инструктора не­посредственно в глаза обучаемого. Введение в обучение подобных воздействий, разрушающих дКВ, сопровождается инструкцией на­блюдать за перемещением и «сгущениями» внимания.

После выработки навыков произвольного управления внима­нием, его направленностью и степенью концентрации обучаемому предлагается наблюдать за перемещением внимания при дКВ, пере­ходах от KB к дКВ и обратно по команде, а затем формировать в по­ле зрения зоны с различной степенью «сгущения» внимания. Через какое-то время навык вырабатывается и можно наблюдать, как ме­няется восприятие объекта при привлечении внимания к нему.

С этого момента начинается формирование рефлексивного пространства. Но это уже новая техника, выводящая оператора за пределы тематики дКВ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.