Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деконцентрация и медитация






Термин «медитация» употребляют для определения очень ши­рокого круга психических состояний и порождающих их техник, зачастую радикально отличающихся друг от друга. Поэтому любая работа, в которой используется термин «медитация», должна со­держать в себе уточнение, определяющее, в каком смысле употребляется это понятие. В дальнейшем под медитативными состояниями мы будем понимать состояния, аутогенные по своему происхождению, интровертные по направленности, спонтанные по протеканию, характеризующиеся тем, что не чувственные компоненты психики управляют движениями смыслов, а смыслы спонтанно формируют чувственную ткань.

По отношению к другим техникам и их результатам будем упот­реблять термин «псевдомедитация», фиксирующий тот факт, что техники, стремящиеся утвердить свое родство с престижным словом «медитация», отражают и имитируют именно медитацию, хотя и не совпадают с тем, что скрывается за этим термином ни по технике, ни по результирующему состоянию.

Медитативное состояние, безусловно, относится к категории ИСС. Оно более энтропийно и менее организовано, чем любые НСС. В медитативном состоянии нет визуальных, звуковых и иных форм как объекта внимания, но интенсивно переживаются смыслы как таковые, смыслы, лишенные формальных оболочек.

В НСС смыслы тесно связаны с выражающими их формами и манипуляция смыслами происходит за счет манипуляции формами. Факт удержания смысла или перехода от смысла к смыслу фиксиру­ется переходом от формы к форме (словесной, визуальной, тактиль­ной и любой другой). Для того чтобы перейти от смысла, скрываю­щегося за ломаной линией, к смыслу, выраженному кругом, необхо­димо перейти от исходной формы (ломаной линии) к результирую­щей (кругу). В медитативном состоянии смысл удерживается и пе­реходит в другой смысл вне формальных соответствий, наоборот, спонтанный смысловой поток может формировать те или иные сим­волы как концентрированные и совершенные выражения смысла. Но это результат медитативного состояния, а не его характеристика.

Медитация является результатом контрпроцесса, и потому тех­ника, позволяющая сформировать медитативное состояние, должна быть контрпроцессуальной, должна быть направлена вспять по от­ношению к ООП. Формирование дКВ представляет собой процесс, обратный течению обычных процессов, и потому естественно, что его результатом являются состояния, которые легко отождествить с медитативными. Однако о медитации как результате дКВ мы можем говорить лишь тогда, когда используется плоскостная дКВ. Объем­ная дКВ приводит к состояниям, в каком-то смысле полярным по отношению к медитации.

При плоскостной дКВ попытка одновременно охватить внима­нием все множество объектов, находящихся в поле восприятия, приводит к тому, что ни один из них не воспринимается как отдель­ность. В результате поле восприятия превращается в однородный фон, внимание отвлекается от формально-чувственых элементов, интровертируется, смыслы освобождаются от контроля со стороны чувственных компонентов. Обычно сохранение дКВ требует посто­янных усилий, однако при достаточно длительном удержании пло­скостной дКВ иногда возникают стойкие состояния с перечислен­ными выше характеристиками. Это и есть медитация.

Медитация, формируемая плоскостной дКВ, не сопровождается появлением спонтанных образов, поскольку внимание полностью приковано к полю восприятия. Внимание здесь «парализовано» восприятием, и медитативные процессы протекают без участия внимания, а значит, и без выделения структурно оформленных об­разов. Конечным результатом этого процесса является особое со­стояние, которое можно назвать и дКВ, и KB одновременно. С одной стороны, это дКВ, поскольку в поле восприятия остается только фон, но с другой - это глубокая KB, поскольку фон остался единственным объектом внимания. Остается только погрузить в фон и растворить в нем характеристики пространственной протяженности и временной длительности, и мы получим состояние чистого сознания.

В этом пункте мы сталкиваемся с важным различием техник медитации по критерию их происхождения: медитация как элемент сакральных практик, безусловно, отлична от медитации как техно­логии. Технологическая медитация, конечно, неизмеримо беднее, чем сакрально ориентированная. Технологическая медитация не интерпретирует медитативные феномены, она лишена ориентации, предмета, контекста и многих смысловых измерений сакральной медитации. Технологическая медитация соотносится с сакральной, как синтаксис с семантикой. Ее единственным преимуществом (впрочем, преимуществом только для секуляризованного сознания) является прозрачность техники и управляемость результирующего состояния. То целое, которое строится из отдельных элементов, не может быть сложнее и обладать большей смысловой насыщенно­стью, чем исходные элементы. Сакральная медитация начинается с «работы» над фундаментальными {в юнговской психологии был бы употреблен термин «архетипическими») смыслами, которые после­довательно разворачиваются в образы, постепенно теряющие свою семантическую и энергетическую насыщенность и допускающие прагматическое использование. Поэтому начальные объекты са­кральной медитации сохраняют напряженность и силу исходных архетипов, обеспечивая энергией длительный медитативный про­цесс. Технологическая медитация лишена сакрального измерения, и энергию для своего осуществления она вынуждена заимствовать не у архетипов, эта энергия образуется в результате применения чисто технологических приемов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.