Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концентративная и деконцентративная стратегии






Успешно выполненный психотехнический прием изменяет ак­туальное психическое состояние. Новое применение того же или иного приема переводит психику в новое состояние. Отдельные психотехнические приемы выводят психику за пределы обычных состояний, нормативных для данной культуры и необходимых для жизнедеятельности. Некоторые из этих ненормативных (в том числе и сверхнормативных) состояний мимолетны, но есть и пространство стабильных состояний, лишенных значения культурной нормы и потому называемых измененными. Терминологические границы ме­жду понятиями «психические состояния» и «состояния сознания» до сих пор окончательно не установились и зачастую эти термины используются как синонимы. Мы будем пользоваться термином «психические состояния» для характеристики вариаций и различий в рамках одного класса нормативных состояний. Для выражения же принципиальных различий между классами состояний, и тем более различий между нормативными и ненормативными состояниями, будем говорить о «состояниях сознания», понимая и учитывая зыб­кость терминологических границ и, самое главное, отсутствие фун­даментальных работ по их различению.

Говоря о принципиальных различиях, мы должны ввести своего рода масштаб состояний. Нам известно три нормативных состояния, необходимых и достаточных для сохранения жизнедеятельности и адекватного поведения человека в течение его жизни, - бодрство­вание, сон со сновидениями (быстрый сон) и сон без сновидений (медленный сон). Различия такого же масштаба и будем называть различиями между состояниями сознания, а меньшего - различиями между психическими состояниями. Состояния сознания, не совпа­дающие ни с одним из трех нормативных состояний, будем называть измененными состояниями сознания.

От каждого психотехнического приема идут траектории изме­нения психических состояний, вплоть до измененных состояний сознания. Эти траектории формируются последовательным применением тех или иных приемов.

Сравним психотехнические траектории, идущие от концентра-тивных и деконцентративных приемов.

Нам нужно определить то начальное состояние сознания, к ко­торому можно применить и KB, и дКВ. Существует множество клас­сификаций состояний сознания. Мы воспользуемся классификаци­ей, которая приводится во «Вьяса-Бхашья» - комментариях к «Йога-сутрам» Патанджали1. Для нас она обладает особой ценностью, по­скольку состояния сознания рассматриваются как соотнесенные со ступенями сосредоточения.

Комментируя первый афоризм Патанджали, Вьяса пишет:

«Йога есть сосредоточение, которое выступает свойством сознания на всех его ступенях. Ступени сознания: блуждающее, тупое, произвольно направленное, собранное в точку, остановленное».

Таким образом, рассматриваются пять состояний сознания: Ksipta - «блуждающее», рассеянное, беспокойное, спонтанно

направленное на внешние объекты, нестабильное, с преобладанием

энергетического (radjas) компонента;

Миdhа - «тупое», «ослепленное», направленное на все объекты одновременно без их различения и выделения преимуществен­ных, с преобладанием инерционного (tamas) компонента;

Viksipta - «произвольно направленное», «рассеянное», «раз­бросанное», избирательно и относительно стабильно направленное на определенный объект, но непрестанно прерываемое и сменяю­щее свой объект;

Citta-ekagrata' - «собранное в точку», реализуемое посредством преодоления процесса спонтанной избирательности (т.е. состояния viksipta), стабильно направленное на объект и «высвечивающее» его, «как он существует в реальности», достигшее предела избира­тельности;

Niruddha - «остановленное», остановленное на самом себе, прекратившее свое развертывание.

Естественно, здесь напрашиваются сопоставления. K$ipta - ис­ходное, неорганизованное состояние сознания - может перейти либо в vik§ipta (чему в нашей системе соответствует начало движе­ния к KB), либо в mudha (начальная фаза дКВ). Таким образом, тра­ектория последовательных изменений исходного состояния созна­ния разветвляется. Дальнейшее движение по концентративной вет­ви приводит к citta-ekagrata (глубокой KB, при которой в поле вни­мания остается только один объект), а по деконцентративной - к состоянию, аналога которому в тексте Вьясы нет, к состоянию, когда внимание полностью распределено по всему полю восприятия без выделения преимущественных объектов, но в котором инерционный компонент замещен энергетическим. Поле восприятия превращено в фон, являющийся единственным «объектом» сосредоточения. Это не состояние citta-ekagrata, поскольку фон не обладает характери­стиками дискретного объекта, но и не состояние niruddha, посколь­ку предмет сосредоточения - фон - обладает качественной опреде­ленностью, этостью, чем и отличается от множества других фонов.

Дальнейшее углубление и KB, и дКВ приводит к одинаковому результату - состоянию niruddha. В первом случае внимание утра­чивает единственный объект KB и переходит к KB на чистом созна­нии, во втором - дКВ переходит к основе всех фонов - чистому соз­нанию. Но и это не предел. Чистое сознание либо включает в себя возможности появления новых организованных структур и сопутствующего им фона, либо нет. Этому соответствует «самадхи с семе­нем» и «самадхи без семени».

Однако KB и дКВ и йогическая техника сосредоточения включены в различные контексты. Йога преследует не технологические, а сакральные цели. Реальные процедуры в йоге сопровождаются многочисленными приемами, позволяющими не упускать из виду трансцендентные цели, ничего общего не имеющие с прагматиче­скими задачами психотехнологий. Поэтому о гомологиях здесь речь не идет. Состояния аналогичны, но они порождаются совершенно иной цепочкой приемов, формируются на базе различных классов состояний, получают различную интерпретацию и переходят в со­стояния, которые нельзя отождествить.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.