Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Описание деконцентрации в работах К.Кастанеды






Я отношу Карлоса Кастанеду к числу трех ведущих психотехнологов двадцатого столетия. Любого профессионального разработ­чика новых психотехник не может не поразить точное описание феноменологии применения психотехнических приемов в фило­софских работах К.Кастанеды. Поразительно, что столь подробно описанные техники и феноменология проистекают из общих фило­софских тезисов и иллюстрирующих их образов, а не заимствуются из каких-либо эмпирических источников. В числе прочих психотех­ник Кастанеда дает описание приема и сопутствующей феноменоло­гии, близких дКВ, вплоть до особенностей субъективных феноменов, сопровождающих процедуру выявления слабых и скрытых призна­ков.

Вот как К.Кастанеда описывает использование техники кон­центрации внимания на периферии поля зрения - техники, проме­жуточной по отношению к собственно дКВ и KB, - и результаты ее применения. К.Кастанеда получает «экзаменационное» задание от своего учителя, шамана дона Хуана, найти уникальное место на полу его хижины, самое лучшее для его ученика - благоприятное «пятно»

«Мне нужно разыскать его среди всех остальных мест. По общей схеме я должен «прочувствовать» все возможные места, пока без всяких со­мнений смогу определить, какое из них правильное».

Герой пытается «прочувствовать» разные места. Это ему не удается. Дон Хуан объясняет, как это сделать:

«Он рассмеялся и сообщил, что его это не удивляет, потому что я дей­ствовал неправильно - не пользовался глазами. Это было так, но я был вполне уверен, что мне нужно - по его словам - «ощутить» разницу. Я упомянул об этом, но он возразил, что ощущать можно и глазами - ко­гда не вглядываешься в предмет прямо».

В этом отрывке речь идет о восприятии недифференцирован­ного визуального фона. Герой следует совету:

«Когда я фокусировал взгляд в точке прямо перед глазами, вся пери­ферийная зона моего поля зрения однообразно окрашивалась свер­кающим зеленовато-желтым цветом... Внезапно я осознал перемену оттенка в точке, находящейся примерно на середине пола. Справа от меня, по-прежнему на периферии поля зрения, зеленовато-желтый от­тенок стал ярко пурпурным».

Таким образом герой обнаруживает «враждебную точку». Бла­гополучное «пятно» находится аналогично:

«Я понял, что произошло еще одно изменение окраски, опять на пери­ферии моего зрения. Однородный зеленовато-желтый цвет, который я видел повсюду, превратился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый»1.

Реальное обнаружение скрытых признаков и объектов проис­ходит сходным образом.

Элементы дКВ также описаны у К.Кастанеды. Для «остановки внутреннего диалога» дон Хуан предлагал герою:

«...подолгу ходить с расфокусированными глазами, пользуясь только боковым зрением. Он утверждал, что если удерживать расфокусиро­ванные глаза на точке чуть выше горизонта, то получаешь почти пол­ный 180-градусный обзор. Он настаивал, что это упражнение является единственным способом остановки внутреннего диалога».

«Воин сначала, поджимая пальцы, привлекает свое внимание к рукам, а затем, глядя без фиксации глаз на любую точку прямо перед собой на линии, которая начинается у концов его ступней и заканчивается над горизонтом, он буквально затопляет свой тональ информацией... Важным здесь является то, что несфокусированные глаза замечают огромное количество штрихов мира, не получая о них ясного пред­ставления. Он добавил, что глаза в этом состоянии способны замечать такие детали, которые были бы слишком мимолетными для нормально­го зрения».

«Остановка внутреннего диалога» - это особое состояние ме­дитативного типа, провоцируемое дКВ. Перегруженность перцеп­тивных каналов приводит к прекращению и перцептивной, и мысли­тельной, и имагинативной деятельности сознания. Следствие дКВ-медитации - возникновение высокоэнтропийных состояний созна­ния, от которых можно двигаться по траекториям формирования иных, нежели обычные, организованностей сознания, «необычных реальностей» в терминологии К.Кастанеды.

«Остановка внутреннего диалога» представляет собой «свора­чивание» сложных организованностей сознания в простые формы вплоть до их «растворения» в фоне. Это создает предпосылки для построения техник выявления слабых и скрытых признаков (см. разд. 3.3).

Использование К.Кастанедой техники дКВ в мыслительных и архетипических конструкциях неизбежно актуализирует весь набор связанных с дКВ тем - использования перцептивного фона для по­лучения скрытой информации, воли, контр процесса, видения мира «таким, каков он на самом деле», ассимиляции описаний предписа­ниями, преодоления стереотипов мышления и поведения, двоемыс­лия (у Кастанеды двоемыслию соответствует «контролируемая глу­пость»), объемного сознания и т.д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.