Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация методов воспитания






Классификация методов воспитания – это выстроенная по определенному признаку система методов. Классификация помогает обнаружить в методах общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует их сознательному выбору, наиболее эффективному применению. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно представляет себе систему методов, но и лучше понимает назначение, характерные признаки различных методов и их модификаций. В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности – интегративной характеристики, включающей в себя единство целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания. В соответствии с этой характеристикой выделяются 3 группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности.



 

Методы воспитания

 

Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования
Убеждение: Рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, пример Упражнение: Упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации. Мотивация: Поощрение, наказание.

 

Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать какое-либо качество, не добившись ясного понимания значения этого качества. Убеждения стимулируют поступки школьников, нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Каждый из методов имеет свою специфику и область применения. Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Рассказ на этическую тему используется преимущественно в младших классах. Это яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов, событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями.

Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта метода – ориентированность воздействия на группу или отдельную личность.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Упражнение – практический метод воспитания, сущность которого состоим в многократном выполнении требуемых действий, доведение их до автоматизма. Результата упражнений – устойчивые качества личности – навыки и привычки.

Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств.

Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Оно наиболее эффективно на ранней стадии воспитательного процесса.

Поощрение – выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрений: одобрение, похвала, благодарность, награждение грамотами, подарками.

Наказание – это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Виды наказания: наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение определенных прав, выражение морального порицания, осуждения, неодобрение, замечание, предупреждение, лишение удовольствий, отстранение от занятий, исключение из школы.

Выбор методов воспитания – поиск оптимального пути воспитания. Факторы, определяю выбор методов воспитания: цель и задачи воспитания, содержания воспитания, возрастные особенности воспитанников, уровень сформированности коллектива, индивидуальные и личностные особенности воспитанников, условия воспитания, средства воспитания, уровень педагогической квалификации.

Вопросы:

1. Что такое метод воспитания?

2. Какие условия и факторы определяют выбор методов воспитания?

3. Как классифицируются методы воспитания?

4. В чем сущность этической беседы?

5. В чем смысл этических бесед?

6. Что такое воспитывающие ситуации?

7. В чем сущность метода наказания?

 

Задание 1.2. Прочитайте ФК 2 (с. 36–37).

 

Десятиклассникам школы № 45 задали вопрос: «что и в каких ситуациях является для вас убедительным?» Разброс мнений был таким: «то, к чему я пришел сам», «долгие уговоры», «нормальный тон убеждающего», «предоставление доказательств, фактов, доводов, железная логика», «убеждают родители, учителя, которые уважают мое достоинство», «что-то новое», «на меня надо хорошо покричать», «если я не согласен, поступаю по-своему», «никто ни в чем не может меня убедить», «если убеждают – поступаю противоположно».

Прокомментируйте данные высказывания.

 

Задание 1.3. Условия правильного применения какого метода приведены ниже?

· Ясное представление о цели воспитания у воспитателя и самого воспитанника.

· Четко формулировать правило, но не давать казенно-бюрократических указаний.

· На каждый отрезок времени должен быть выделен оптимальный объем действий, посильных для воспитанника.

· Показывайте, как выполняется действие.

· Нельзя сразу, параллельно формировать все качества.

· Обязателен контроль.

· Педагогический эффект дает использование игровой формы.

 

Задание 2.1. Проанализируйте ситуации, ответьте на вопросы.

 

Ситуация 1. Из беседы классного руководителя с ученицей 7 класса. «Я не верю, что с матерью могут быть дружеские отношения. У меня самые нелюбимые дни – это суббота и воскресенье. Мама в эти дни меня ругает. Если бы она со мной, вместо того, чтобы орать, говорила по-человечески, я бы ее лучше поняла…. Ее тоже можно понять, она хочет сделать из меня хорошего человека, а получает несчастного. Мне надоело так жить. Как мне быть?».

 

В чем вы видите причину отчуждения девочки от матери? Что можно посоветовать матери, чтобы отношения изменились?

 

Ситуация 2.

В подростковом возрасте покладистый и ласковый ранее Глеб А. стал «вдруг» дерзким, задиристым, залихватски грубым и неуживчивым. Не вызывал симпатий учителей, повергал в страдания родителей, сверстники, в основном, игнорировали его. Разгадка пришла неожиданно, когда одна из учительниц в сердцах вспылила: «Да что же ты, такой маленький, а сколько в тебе злобы! На десятерых атлетов хватит!» Неожиданно для всех Глеб расплакался. Рыдал долго, навзрыд, горько и жалобно. Присутствующий при этом учитель физкультуры, обняв по-мужски за плечи, отвел парня в сторону: «Я понял ‒ ты страдаешь из-за своего маленького роста. Так знай: парни растут до 25 лет. Одни вырастают раньше, другие – позже. Ты скоро будешь выше всех в классе. Я знаю такой тип мужчин: не растут ‒ не растут, а потом вымахивают с коломенскую версту. Я вот тоже был таким в твоем возрасте. Гномиком звали. Знаешь, как мучился. Но потом один умный человек научил: «Ты, говорит, спортом займись» Вот и занялся. Так что через год мама с папой не узнавали – таким гигантом стал. Вот и ты сделай то же. Не пожалеешь.

 

Какова роль воспитательного воздействия в данной ситуации?

 

Ситуация 3.

Пятиклассник пишет письмо бабушке. Мать заглядывает ему через плечо. Письмо трогательное, да вот только почерк корявый, да ошибок много: все эти знаменитые детские «ищо», «сенце», «чюствую»… Мать замечает: «Ой, как у тебя получается коряво, да с ошибками!» Мальчик расстраивается, скисает, не хочет писать дальше.

 

В чем причина нежелания ребенка продолжать начатое?

 

Ситуация 4.

К классному руководителю обращается мама Пети. Знакомый комплекс проблем: «не тянет» девятый класс, уроки не делает, книгами не интересуется, в любую минуту норовит ускользнуть из дома. Мама очень озабочена Петиной судьбой: что с ним будет? Кто из него вырастет? Петя же – румяный, улыбчивый «ребенок», настроен благодушно. Считает, что все в порядке. Неприятности в школе? Ну, ничего, как-нибудь уладим. А вообще – жизнь прекрасна, вот только мама отравляет существование.

В чем вред такой воспитательной активности мамы? Как избежать конфликта принуждения?

 

Ситуация 5.

В пятый класс пришел новый учитель – словесник Петр Сергеевич. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина Г. чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо, сбивчиво. Дети посмеиваются над ней. Нина имела слабое зрение, еле вытягивала тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение и учитель поставил ей пятерку и похвалил. Ученики как-то настороженно загудели. В дальнейшем Петр Сергеевич не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо выучить материал по русскому языку и литературе. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Авторитет Нины в коллективе постепенно укрепился.

Какие методы воспитания использовал учитель?

 

Ситуация 6.

Из рассказа ученицы: «У моей первой учительницы был любимый педагогический прием: всех провинившихся она заставляла стоять. Стояли мы во время уроков и перемен, стояли по одному и по рядам, по партам и всем классом. Стояли возле парт и возле стен, у доски и в углу. Частенько наказывался весь ряд, если кто-то один из нас провинился. Пока стоишь во время урока, записывать что-то в тетрадь нельзя, а если при проверке тетради какого-то упражнения не оказалось на месте, виноват был хозяин тетради. Вот таким методом у нас добивались дисциплины на уроке».

Какой же метод воспитания использовал учитель? Почему он оказывался мало эффективным?

 

Ситуация 7.

Ученик 5-го класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: «Спасибо, Саша». После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

 

Какой метод воспитания был использован учителем в данной ситуации?

 

Ситуация 8.

Ученица 5-го класса Вера Т. пришла в школу и показала ребятам очень необычный набор разноцветных фломастеров, которые ей подарил старший брат. На последнем уроке обнаружилось, что фломастеры пропали. Вера со слезами побежала к классному руководителю Геннадию Васильевичу. Он спокойно вошел в класс, снял очки и внимательно посмотрел на всех учеников, задерживая внимание на каждом. И вдруг весело обратился к классу:

‒ Ребята, а ведь никто и не воровал у Верочки фломастеры. Здесь я вижу просто шутку. Считаю до тридцати. Внимательно смотрите на доску.

Г.В. Ходил по классу, как фокусник, размахивал руками и медленно считал до 30. При этом не забывал приговаривать: «Смотрите на доску». Когда учитель обошел весь класс, закончил счет и возвратился к доске, ребята увидели в его руке злополучные фломастеры. Он вручил их с подчеркнутой торжественностью Вере. Ребята с удивлением смотрели на учителя и вдруг зааплодировали, как иллюзионисту в цирке.

‒ А как вы? Где?

‒ Ловкость рук, ребята, ‒ пошутил учитель. –А теперь идите на перемену.

Ученики с веселым настроением выходили из класса. Только Сережа с покрасневшим лицом несколько задержался, но и он побрел за товарищами, посматривая на учителя. Однако этого ребята не заметили.

 

Какой прием воспитательного воздействия применил учитель?

 

Ситуация 9.

Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели вести себя в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении семиклассников не произошло.

Почему не изменилось поведение ребят?

 

Ситуация 10.

Лене 14 лет. Иногда она приезжает в гости к старшей сестре Ане. Перед очередным приездом мама позвонила Ане и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией, где мальчики и девочки курят, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит повлиять на сестру. В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Настроение девочки портится.

‒ Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.

‒ Да, не очень.

‒ Но ведь у тебя есть настоящая подруга.

‒ Конечно, есть Галка. А остальные…даже не знаю.

‒ Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.

‒ Да, пожалуй.

‒ Ты не знаешь, как к ним относиться.

‒ Да…

‒ А они к тебе очень хорошо относятся.

‒ Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать деньги на вино, а потом просить у мамы, чтобы отдать.

‒ Да-а. Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.

‒ Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо.

‒ Ты стала хуже учиться.

‒ Да, мама расстраивается. И характер у меня стал какой-то ужасный, чуть что – грублю.

‒ Ребята из компании совсем не слушают своих родителей, обманывают их.

‒ Если они обманывают родителей, то что им стоит обмануть тебя?

‒ Вот, они с деньгами меня уже обманули. В общем, они мне уже надоели, я им в глаза скажу, что они за люди.

 

Лена поехала домой. Через неделю мама позвонила Ане и сказала, что Лена все поняла, стала просто другим человеком.

 

Какой прием воспитательного воздействия применила Аня, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?

 

Ситуация 11.

(Из рассказа матери) «Мы разошлись с мужем, когда сыну было шесть лет. Сейчас ему 11, и он стал глубоко, осознанно, но больше про себя, скучать по отцу. Как-то у него вырвалось: «С папой я бы пошел в кино, а с тобой не хочется». Однажды, когда сын прямо сказал, что ему скучно и тоскливо, я сказала ему: «Да, сынок, тебе очень грустно, и мне грустно. Наверное, оттого, что у нас нет папы. Да и мне невесело. Был бы у тебя папа, у меня муж, было бы нам жить намного интереснее». Сына как прорвало: прислонился к моему плечу, полились тихие горькие слезы. Всплакнула украдкой и я. Но нам обоим стало легче. Я долго думала об этом дне и где-то в глубине души понимала, что сделала правильно».

 

Какой прием воспитательного воздействия использован автором письма?

 

Ситуация 12.

Классный руководитель 6-го класса готовился с ребятами к трехдневному походу: распределяли обязанности, учились ставить палатку, разжигать костер. Активнее других при это был Саша К. Он постоянно давал советы ребятам, старался быть в центре внимания, делал замечания мальчикам, у которых сразу не все получалось, высмеивал их. Особенно много насмешек в свой адрес получал Дима Г. (Мальчик с заниженной самооценкой, плохой успеваемостью, замкнутый). Он впоследствии просто отошел и молча наблюдал за всем происходящим со стороны. Саша не унимался: «Как учишься плохо, так и руками работать не умеешь». В походе Дима плелся сзади всех. Когда прибыли на место, классный руководитель распорядился разбивать лагерь. Саша стал громко командовать, но сам ничего толком сделать не сумел: костер не разгорался, палатка постоянно падала. Дима молча исправлял то, что не мог сделать его товарищ: правильно уложил дрова и разжег костер, помог ребятам ставить палатки. Классный руководитель громко восторгался тем, как ловко все получается у Димы, при этом выразительно поглядывал на Сашу. Вскоре ребята стали обращаться к Диме за помощью и советами, совсем не обращая внимания на Сашу.

Какой прием воспитательного воздействия имел место в данной ситуации?

 

Ситуация 13.

(Из рассказа молодого учителя математики). «За первой партой сидит Лукин. Сидит и бьет себя по руке железной линейкой. Мешает. Отбираю линейку (вытягиваю из кулака). Лукину кто-то дает другую, деревянную. Вижу, что Лукин держит крепко ‒ не вырву. Произношу фразу (придумал): «Кутузов сказал, что излишняя настойчивость в негодных намерениях из-за собственной амбиции есть первый признак ограниченности». Лукин не очень понял, но общий смысл уловил. Дураком выглядеть не хочет.

Какой прием воспитательного воздействия применил учитель?

 

Ситуация 14.

На уроке молодого учителя математики.

‒ Овчарова, идите к доске.

‒ Я не пойду, я ничего не знаю.

‒ Идите к доске, я обещаю, что вы не будете отвечать.

‒ Я и писать не буду.

‒ Хорошо, вы и писать не будете.

Овчарова выходит, ждет подвоха, класс следит.

‒ Значит у нас договор: вы не отвечаете и не пишете.

‒ Да.

Иванов, идите к доске, решайте (дает листок с примером). К Овчаровой: «Я помню, вы не отвечаете и не пишете, поэтому просьба: проконсультируйте Иванова».

Овчарова выполняет на пару с Ивановым задание, увлекается, берет мел и хочет что-то написать.

Учитель: «Нет-нет, мы договорились, что вы писать не будете».

 

Какой прием воспитательного воздействия использовал учитель?

 

Ситуация 15.

Один из учеников с презрением относится к информатике. Не учит, не пишет контрольную. У него, как и у учителя, первый разряд по шахматам.

Учитель: «Если тебе не нравится информатика, если она тебе не нужна, то все равно ведь логичнее, умнее не получать двойки и неприятности, а при твоем логическом мышлении – за полтора часа выучить (и понять) весь курс и больше к нему не возвращаться (учебник ведь совсем тоненький). (Конечно, размышляет учитель про себя, за полтора часа он, не выучит, но при его гордости, гоноре, он, если возьмется за учебник, не бросит, пока не разберется).

Ученик: «Что, действительно, за полтора часа?»

Учитель: «Думаю, да. Это чистая логика. То, что у тебя на высоте».

 

Какой метод воспитания использовал учитель?

 

Ситуация 16.

Начинается новая тема. Мария Николаевна увлеченно рассказывает и успевает по ходу объяснения отобрать у Андрея наушники при попытке надеть их на соседа, закрыть на самом интересном месте детектив, который читал Олег, и даже (впрочем, машинально) передать записку Лене от Иры. В середине урока Мария Николаевна окончательно убеждается, что бороться со стихией бессмысленно, и мягко просит открыть учебники и заняться самообразованием. Не желая слишком злить «Марьяшу», ребята в первую минуту делают вид, что с интересом изучают материал указанного параграфа. Мария Николаевна тоже получает пятиминутную передышку. «Нельзя так больше учить, ‒ вдруг думает она, обозревая «работающий» класс, ‒ ведь вижу: лукавят, изверги, в глаза смеются. Безалаберна, мягкотела. Кому нужна такая педагогика? Уходить? Зачет себя обманывать? Не уйду, не девочка – сниматься с места. И, в конечном счете неизвестно, что лучше: когда дети вздрагивают от голоса математички или когда они вот такие, «раскрепощенные» на ее уроках. Господи, да разве я виновата, что жизнь такая наступила, что дети такие пошли? В старые времена молились на учителя. Разве я виновата, что у меня характер такой? А держимордой все равно быть не хочу. Просто наступила минутная слабость. Случатся время от времени. Надо «включить» психологический тренинг: все в порядке, все хорошо, ничего страшного не произошло. Я ведь человек легкий, веселый – вот и следует обрести обычное свое состояние. Пятнадцать лет протянула в школе и еще столько же выдержу. Ведь, в конце концов за таких добрых, пытающихся понять и простить, ратуют сегодня. Новаторы, педагогическая пресса. Всего лишь немножко психологического тренинга…

От самобичевания Марию Николаевну отвлек шум в классе.

Оказывается, прозвенел звонок. Забыв дать задание на дом, Мария Николаевна отпускает «извергов». Когда за последним с треском захлопнулась дверь, Мария Николаевна с ужасом обнаруживает, что вокруг полным – полно всякого хлама: бумаги, огрызки яблок, булок. Чтобы не навлечь на себя гнев коллеги, она спешно принимается за уборку. Кое-как разметала мусор по углам и заспешила в учительскую за картами.

 

Определите тип воспитательных отношений учителя.

 

Тема 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.