![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исторический обзор использования музыки и движений в лечении и коррекции.
Искусство обладает специфическими средствами воздействия на человека. Упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит своими корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Они считали, что музыка устанавливает пропорциональный порядок и гармонию во Вселенной, в том числе нарушенные в человеческом теле. Было замечено, что музыка, прежде всего ее основные компоненты - мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее строение. В древнем Китае лечение душевных и физических расстройств проводилось посредством воздействия на биологические точки определенных тонов, звуков и определенных музыкальных инструментов. Научное осмысление механизма воздействия музыки на организм человека началось с конца XIX — начало XX века. В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека появился в ряде исследований, проводимых В.М.Бехтеревым, С.С.Корсаковым, И.М.Сеченовым и др. В России во второй половине XX века музыка начала использоваться в коррекционной практике, поскольку музыка обладает более широким спектором развивающего, воспитывающего и коррекционного воздействия. Одним из эффективных направлений в формировании личности «особого» ребенка является взаимодействие медицины и музыкального искусства, а точнее терапевтический, лечебный эффект музыки в жизнедеятельности человека Еще в Античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. У Средневекового итальянского теоретика музыки - Дисозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье. Музыка возбуждает дух, управляет страстями, украшает и унимает радость, заставляет добродетельно проводить время и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам. Приведем еще несколько примеров: Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму; пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи или возбуждал дух красноречия своего господина. Врач Асклеид звучанием музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Таких примеров можно приводить множество. Если обратиться к трудам древнегреческого философа Пифагора, то мы в них найдем объяснение, каким образом музыка может влиять на эмоциональное состояние человека. Он полагал, что музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом. Ему принадлежит следующий афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Философы изучали и классифицировали полезные для медицины музыкальные произведения. Знаменитый врач Гиппократ специально прописывал больным курсы музыкотерапии. Сейчас же представляют интерес современные методы исцеляющего воздействия музыки на человека, разработанные талантливым петербургским врачом - Рушелем Блаво. Он является автором первого в России методического пособия «Музыка Рушеля Блаво и ее применение в лечебно-профилактических целях». Данная работа посвящена принципиально новому методу лечения многих заболеваний. И полученные результаты подтвердили: энергоинформационная музыкотерапия программирует и пробуждает естественный потенциал самоисцеления, заложенный в каждом человеческом организме. Музыкотерапия, т.е. лечение с помощью музыкального воздействия, завоевала прочные позиции в современной медицине экономически развитых государств. Как говорил сам Рушель Блаво: «...успех во многом зависит от правильного подбора музыкального материала, от порядка звучания -взаимодействия произведений в каждой программе....Каждая содержала 3-4 сочинения, разделенных небольшой паузой. Начинается программа музыкой успокаивающей, снимающей напряжение, затем звучит более оживленная по характеру пьеса, а завершается программа спокойным, оптимистическим произведением, создающим приподнятое настроение, уверенность в своих силах». Как правило, произведения исполняются на фортепиано, ибо наибольший эффект достигается с помощью именно живой музыки. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе По ходу проводимой работы врачи наблюдают за состоянием здоровья детей. Врачи посчитали даже возможным некоторым из них снизить дозировку лекарств. По мнению воспитателей, ребятишки стали намного спокойнее, доброжелательнее, терпимее к недостаткам своих товарищей и к замечанию педагогов. Более того, они лучше стали усваивать учебный материал, у них увеличился интерес к трудным для большинства предметам - к русскому языку и математике.
Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я. Переориентация основной цели образования на личностное развитие ребенка означает изменение характера самого образования: «Образование из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем». Именно культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества. В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни. Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства. Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания. Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой. Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях. Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми, адекватности коммуникативных проявлений. Посредством музыкального искусства формируются и нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т.д. Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка. Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций. Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде. Взаимодействие ребенка с проблемами с музыкальным искусством осуществляется в условиях художественной среды, которая выступает компонентом, частью всей культурно-образовательной среды. Н. А. Селянина определяет художественную среду как «совокупность художественных ценностей, видов художественной деятельности, вещных и личностных элементов, с которыми взаимодействует социальный субъект и которые определяют формирование его художественных потребностей, способов и средств их удовлетворения». Л.И.Божович рассматривает среду как особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, влияющих и на динамику развития, и на появление новых качественных образований. При этом отмечаются необходимость понимания характера переживания ребенка, включенного в среду, характер аффективного отношения к среде и его активности в ней. П. Ф. Каптерев характеризует сущность среды в педагогическом процессе как условие для творческого саморазвития личности, где культуре отводится особое место в телесной и духовной организации ребенка. Художественная среда определяет взаимосвязь искусства и личности. Личность ребенка нормально развивающегося и с проблемами рассматривается как субъект культуры, формирующийся в условиях этой среды. Взаимодействие субъекта со средой распадается на два относительно самостоятельных процесса: создание или преобразование среды и ее освоение. Развитие ребенка в художественной (в данном случае в музыкальной среде) происходит только в результате деятельности. А взаимодействуя со средой в качестве ее субъекта, личность ребенка с проблемами испытывает и реализует эмоционально-эстетическую потребность, активизирует познавательные интересы, формирует ориентационно - ценностные представления и различные формы коммуникативно-рефлексивных основ. Гуманизация коррекционно-образовательного процесса средствами музыкального искусства предполагает личностно - ориентированный, деятельностный подход, который нацелен не только на получение знаний, но и на способы их усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Основы личностно - деятельностного подхода были заложены Л.С.Выготским, А. Н.Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном. Личность рассматривается ими как субъект деятельности, который формируется в деятельности и в общении с другими людьми. Личностно - деятельностный подход в музыкально-образовательном процессе предполагает, что в центре обучения находится ребенок с проблемами как личность с ее психологическими особенностями. В связи с этим все методические решения и технология коррекционно-развивающего процесса средствами музыки, использованные приемы, способы, методы преломляются через призму личности обучаемого, его потребностей и способностей, активности, интеллекта и других индивидуально-психологических особенностей, а также имеющихся нарушений в развитии. В целом личностно - деятельностный подход в художественно-эстетическом освоении мира ребенком с проблемами означает, что прежде всего в этом процессе ставится и решается задача формирования гармоничной, нравственно совершенной, социально-активной личности через раскрытие внутренних резервов и компенсаторных возможностей личности ребенка данной категории. Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта. В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм, свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах. В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Клинико – психологические педагогические основы музыкального образования детей с проблемами в развитии В современных подходах использования искусства (в частности музыки) в коррекционной работе с детьми с проблемами можно выделить несколько направлений: психофизиологическое (связанное с положительным воздействием музыки на различные функции организма), психотерапевтическое и психологическое (связанные с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу личности), социально-педагогическое (обеспечивающее повышение эстетических потребностей, расширение общего музыкального кругозора, активизацию потенциальных возможностей ребенка с проблемами в музыкальной деятельности и творчестве). Научное осмысление отечественными учеными медиками механизмов воздействия музыки на организм человека началось в начале XX в. Психофизиологическое направление связано с исследованиями В.М.Бехтерева, И.М.Догеля, И.М.Сеченова, И.Р.Тарханова, Г.П. Шипулина и др., которые выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека', сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции, получаемые от общения с музыкой, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его резервные силы. В то же время отрицательные эмоции (в первую очередь страх) блокируют функции коры головного мозга, что приводит к потере ориентировки человека в окружающей среде и может даж е стать причиной смерти. Дальнейшее изучение влияния музыки на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздействия музыки на организм достаточно широк. Мелодичная музыка обеспечивает седативный эффект; музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей, используется в восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения (И.М.Гринева). Положительное влияние музыки на центральную нервную систему отмечали психиатры А.Л. Гройсман, В. Райков. Нормализацию деятельности сердечно-сосудистой системы в процессе восприятия музыки, исполняемой на кларнете и скрипке, наблюдала С. Мамулова. Лечебное воздействие художественного пения, вокалотерапии, характер ее применения в лечебно-оздоровительной практике показаны С. В. Шушарджаном. Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи. Занятия музыкально-ритмическими движениями, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей с нарушением слуха, зрения, речи, задержкой психического развития, умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно - двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами. Наряду с возможностями музыки влиять на психосоматические процессы в человеческом организме давно известно психотерапевтическое и психологическое воздействие музыки. В практике психокоррекционной работы в процессе воздействия на эмоционально-личностную сферу она выполняет релаксационную, регулирующую, катарсистическую функции. Исследования показывают, что ребенок с проблемами, «входящий» в мир музыки, действуя в этом удивительном мире, позитивно, качественно меняется в своем развитии. На время общения с музыкой он уходит от травмирующих его ситуаций, тревожности, страхов. Взаимодействие с музыкой помогает ребенку очиститься от наслоившихся негативных переживаний, отрицательных проявлений, вступить на новый путь отношений с окружающим миром. О катарсистическом (очищающем) воздействии музыки.известно очень давно. Понятием «катарсис» пользовались древнегреческие философы Аристотель, Платон, Пифагор и др., подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с музыкой и другими видами искусства. В Средние века практика катарсистического воздействия музыки связана с теорией аффектов и теорией психоанализа З.Фрейда, К. Юнга. Выделяются эмоциональный, эстетический и этический аспекты катарсиса. Эмоциональный выражается в состоянии облегчения, освобождения (включая слезы, смех) от тяжких, мрачных переживаний в положительных просветленных чувствах. Эстетический аспект катарсиса — это появление чувств гармонии, порядка, красоты в их сложном сочетании. В этическом плане катарсис вызывает гуманные положительные чувства, переживания. Психологический механизм катарсиса был детально исследован Л.С.Выготским в работе «Психология искусства», где определено, что «искусство всегда несет в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство», «переработка чувств в искусстве заключается в превращении их в свою противоположность, т. е. положительную эмоцию». Благодаря катарсису слушатель, читатель, зритель от познания чисто внешних связей в художественном произведении поднимается до постижения их смысла, сущности. Понятие катарсиса тесно связано с понятием «художественное (музыкальное) восприятие», которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения воспринимающего произведения искусства. Психологический аспект воздействия музыки на ребенка с проблемами связан прежде всего с коррекцией нарушений познавательной, эмоционально-личностной сферы детей данной категории, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Влияние музыки на развитие и коррекцию психических функций (мышления, памяти, внимания, воображения), формирование произвольности, целенаправленности процессов подтверждается исследованиями С. М. Мидовской, И. В. Евтушенко, Е.А.Медведевой. Социально-педагогическое воздействие музыки на ребенка с проблемами связано с предоставлением ему неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в познании и утверждении своего Я. Создание ребенком продуктов музыкальной деятельности (пение, пляски, игра на инструментах) облегчает процесс коммуникации со взрослым и сверстниками на разных возрастных этапах. Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов его художественной деятельности повышает самооценку ребенка с проблемами, его самоприятие. Музыка формирует представления ребенка об окружающем мире, расширяет музыкальный кругозор. Социально-педагогическое направление воздействия музыкой осуществляется двумя путями: путем воспитания способности эстетически воспринимать действительность как непосредственно в жизни, так и через музыкальные произведения; путем деятельности, связанной с музыкальным искусством. Именно это обеспечивает решение важнейшей задачи — адаптации ребенка с проблемами посредством музыкального искусства в макросоциальной среде.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании «особых» детей Главная цель и задача каждого учителя, в особенности того, кто несет в себе высочайшую ответственность воспитателя - зажечь «светоч духа» в сердце каждого ребенка. Поддерживать этот проснувшийся интерес к новому, что они узнают о музыке, творчестве — задача учителя. Одним из путей решения данной задачи является использование терапевтических возможностей музыкального искусства.
|