Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства обучения слепых и слабовидящих.






Для слепых издаётся литература с рельефно-точечным шрифтом (по системе Луи Брайля): учебные пособия, научно-популярная, детская, художественная, музыкальная.

Рисунки, чертежи, схемы, иллюстрации -рельефные, воспринимаемые осязательно.

Для детей с остаточным зрением - издания, сочетающие рельефную и цвет­ную печать.



Для слабовидящих — специальные учебники, учебные пособия с укрупнен­ным шрифтом и адаптированными иллюстрациями.

 

В образовательных учреждениях III и IV вида используются тифлотехнические средства:

- оптические (лупы, очки, моно-бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты;

- телевизионные;

- светотехнические.

 

Разработаны специальные устройства и приспособления: для вдевания нитки в иголку, специальные трости, приборы для ручного письма по системе Брайля, «говорящие книги», «читальные машины», компьютеры (нажатие клавиши сопровождается озвучиванием буквы (цифры).

Слепые и слабовидящие выпускники спец. школ могут получить на­чальное, среднее и высшее профессиональное образование (училище масса­жистов: Кисловодск, Уфа, муз.училище: Курск.

Могут обучаться по специальностям: библиотечное дело, правоведение, родной язык и литература, история, философия, экономика, математика, на­родные инструменты, пение, фортепиано, музыковедение.

Среди незрячих немало преподавателей, общественных деятелей, учё­ных (В.В.Тихомиров, И.С.Ладенко, Б.И.Коваленко.) Слепой поэт Иван Коз­лов- автор слов «Вечернего звона», Николай Островский, ослепший в моло­дости написал роман «Как закалялась сталь», философы Демокрит, Дииодот, историки. Высшей награды Франции — ордена Почётного легиона -удостоился слепой настройщик музыкальных инструментов ВК.Монталь (ослеп в 16лет). Скульпторы, резчики по дереву - Л. Видаль, Л. По, М.Р.Макаров.

 

Аутизм (от греч. autos – сам) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности или затруднениями в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими.

Термин «аутизм» введен в 1912 г. швейцарским психиатром Э.Блейлером для обозначения особого вида аффективной сферы и мышления, которое характеризуется внутренними эмоциональными потребностями, и мало зависит от реальной действительности.

Аутичный ребенок погружается в мир своих фантазий, собственных переживаний. Он замкнут, отказывается от общения, не смотрит в глаза окружающим, избегает телесного контакта, ласки близких.

Лечение лишь в малом проценте случаев дети с точно установленным диагнозом аутизма могут в дальнейшем жить самостоятельно, и лишь 1-2 из 100 становятся полноценными членами общества. Более половины детей, страдающих аутизмом, нуждаются в уходе в условиях стационара; у значительной части больных после многих лет, проведенных в больнице, развиваются признаки хронической шизофрении. У 25-30% больных со временем появляется эпилепсия. Большинство остаются инвалидами на всю жизнь.

Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор в этиологии раннего детского аутизма- генный комплекс передает предрасположенность к развитию патологии при наличии провоцирующего фактора:

Экзогенного – внешнего (травма, инфекция, интоксикация, психотравма и т.д.) или эндогенного – внутреннего (возрастной кризис, конституционные особенности и др).

Специалисты отмечают признаки органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) у большинства детей, страдающих аутизмом.

Психогенный – возникающий вследствие влияния психики.

Основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются:

- нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

- стереотипность в поведении;

- особые нарушения речевого развития.

По данным института коррекционной педагогики РАО, при своевременной правильной коррекционной работе:

60% аутичных детей могут учиться по программе массовой школы;

30% - по программе специальной школы;

10%- адаптируются в условиях семьи.

 

При отсутствии коррекционной работы:

75% - не адаптируются социально;

22-33% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке;

2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Специальное образование лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата.

 

Врождённые и приобретённые заболевания и повреждения ОДА наблюдаются у 5-7% детей. Нарушение функций ОДА могут носить как врождённый, так и приобретённый характер.

 

Отмечаются следующие виды патологии ОДА:

1) заболевания нервной системы - детский церебральный паралич (ДЦП), -полиомиелит (воспаление серого вещества спинного мозга),

-острый полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, характеризующееся параличами)

 

2) врождённая патология ОДА:

- врождённый вывих бедра;

- кривошея;

- косолапость и другие деформации стоп;

- аномалии развития позвоночника (сколиоз);

- недоразвитие и дефекты конечностей;

- аномалии развития пальцев кисти;

- артрогрипоз (врождённое уродство).

 

3) приобретённые заболевания и повреждения ОДА:

- травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конеч­ностей;

- полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов;

- заболевания скелета (туберкулёз, опухоли костей, остеомиелит (воспале­ние костного мозга с поражением всех элементов кости);

- системные заболевания скелета: хондродистрофия — врождённое заболе­вание костно-хрящевой системы, характеризующееся неправильным, не­пропорциональным ростом частей тела и нарушением окостенения,

вследствие чего у больного наблюдается карликовый рост, укороченные конечности при нормальной длине позвоночника);

- рахит - заболевание вызванное витаминной недостаточностью и характе­ризующееся нарушением обмена веществ и поражением функций ряда ор­ганов и систем; наблюдается в основном у детей грудного возраста.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.