Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л.Н.Толстой о свободном воспитании и творческом развитии личности.






С понятием «свободное воспитание» мы уже с вами встречались. Впервые на теоретическом уровне проблему свободного воспитания как форму развития личности обосновал и изложил французский просветитель Ж.-Ж. Руссо. Он разработал структуру, содержание, формы и методы свободного воспитания, органически связав его с природой и естественным развитием ребёнка.

Л.Н. Толстой впервые в России серьёзно апробировал экспериментально и внедрил в практику «свободное воспитание». Для такого эксперимента существовали достаточно объективные предпосылки:

Содержание эксперимента отражало состояние конкретно исторической обстановки – демократизации в России. Пед. деятельность Толстого в Яснополянской школе осуществлялась как раз в период подъёма общественно-педагогического движения \характеристику этого движения я давала в лекции об Ушинском - наиболее ярко представляют нам содержание общественно-педагогического движения начала 60-х гг.: статьи Добролюбова, Чернышевского и др/.

Л. Н. Толстой не был одинок в своих воззрениях на проблему свободного воспитания. Вопросы свободы, свободного развития человека просматриваются во многих произведениях, статьях того периода и, в частности, в знаменитой работе К.Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении», в которой поднимается проблема свободного труда.



Идею свободного воспитания мог реализовать в России достаточно «свободный», состоятельный и авторитетный человек, каким и был граф Толстой – известный писатель.

Теория свободного воспитания Толстого на протяжении 100 лет развивалась в нескольких аспектах. Один из них – это идея защиты детства. В основу воспитания и обучения, взаимоотношений учителя и учащихся в школе Толстой положил принцип полной свободы детей. Идею эту развили впоследствии К.Н. Вентцель /1857-1947 гг./, Дьюи, Ян Корчак и др. великие педагоги. Взрослые не вправе «ломать» детство, диктовать ему свою волю. Детство имеет свои законы, и оно должно быть счастливым. Взрослый не возглавляет, а действует рядом с ребёнком. Примером сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся была Яснополянская школа Толстого, где Лев Николаевич всей душой любил детей и призывал своих коллег, последователей любить и принимать ребёнка таким, какой он есть.

2-ая линия развития идеи свободного воспитания – линия противостояния традиционной авторитарной системе образования и воспитания.

Л.Н.Толстой резко критиковал современную ему школу, всю систему образования в России, предлагая передать дело народного образования в руки самого народа. Народ сам должен решать вопрос о создании школ, о приемлемом для него типе школы, определять круг учебных предметов /чему учить? /, по своему усмотрению приглашать учителей.

На семинарском занятии мы более подробно остановимся на этом вопросе и сравним некоторые положения педагогических статей Толстого с содержанием современного Закона РФ «Об образовании». А пока на полях отметьте – см. Закон РФ «Об образовании» /статьи 2, 12 об участии народа в решении проблем демократизации и гуманизации системы народного образования/.

И в заключение 2-го вопроса лекции, я хотела бы обратить ваше внимание на следующее:

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.