Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональное образование. Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х гг






Общественно-педагогическое движение и школьные реформы 60-х гг. XIX века.

В конце 50-х – нач. 60-х годов 19-го века в России наблюдался подъем общественного движения, связанного с борьбой передовых сил против крепостного права. Вспомните: 50-е гг. (1855-1856гг.) страна переживала поражение в Крымской войне (событие, которое в те годы сыграло значительную роль в жизни многих известных личностей – Толстого, Пирогова и др.)

1861г.- отмена крепостного права. Это событие сопровождалось ростом крестьянских, студенческих волнений, которые нередко подавлялись военной силой. В этот период появляются различные общественные организации, кружки, где обсуждаются революционные, народнические идеи. Эти идеи коснулись и искусства, и литературы и всей русской культуры. Под влиянием освободительного движения творчество выдающихся мастеров культуры приобретало черты гуманизма, пронизывалось идеями социальной справедливости, сочувствием, состраданием к порабощенному народу, стремлением посвятить всего себя служению этому народу, своему Отечеству. Эти идеи, конечно же, наложили свою печать на развитие педагогической мысли и школы в России. И, конечно же, наложили свою печать и на развитие педагогики.

Педагогическое движение в рассматриваемый период являлось составной частью общественного движения.

Прежде, чем говорить об основных идеях, выдвигаемых представителями общественно-педагогического движения, скажу кратко о состоянии образования в России до реформ 60-х годов.



Состояние образования в России до реформ 60-х годов XIX века.

Школы.

а) Растет сеть начальных училищ (по сравнению с началом века – в 3 раза) – но в основном в городах.

б) В 40-50-е гг. было создано около 3 тысяч сельских народных школ (за счет общественных сборов с крестьян содержались).

Низкий уровень образования, элементарные знания, необходимость дополнительной работы писарем, счетоводом и т.п.

Гимназии (с 1852 г.)

3 типа гимназий:

1. гимназии, где изучались древние языки, сочинения церковных писателей;

2. гимназии, где изучался латинский язык, изучалось естествознание в описательном духе;

3. гимназии, где внимание уделялось законоведению (тоже в описательном эмпирическом духе).

Правительство стремилось ограничить доступ в гимназии детей недворянского происхождения. Применялись карательные меры по отношению к учащимся.

Профессиональное образование.

а) были средние учебные заведения, где готовили к будущей специальности.

Технические;

Коммерческие;

открывались реальные классы в гимназиях.

б) Высшие технические учебные заведения (Технологический институт, Институт гражданских инженеров).

В целом: образование в России переживало трудный период, царизм не желал просвещения народа и боролся с тягой народных масс к образованию. Следили за образом мыслей и поведением учащихся, студентов и самих учителей. Плата за обучение была высокая и постоянно повышалась. И хотя в учебных заведениях появлялись новые методики, новые учебники, все это новое в дидактике не имело поддержки у правительства, лучший педагогический опыт не обобщался. Царю нужна была «школа муштры и зубрежки», готовящая покорных слуг престола.

Ярые защитники были и у классического образования: Катков, Леонтьев, Пазухин, которые считали, что в 60-х годах у нас появилось желание создать такую учебную систему, которая дала бы легкий способ всякому получить права государственной службы. Это «недопустимо».

Пирогов занимал промежуточную позицию: он выступал против бюрократической системы руководства школой, возражал против предоставления реальным гимназиям одинаковых прав с классическими.

Древние языки (Пирогов считал) – неотъемлемая часть среднего образования.

В этот период возникло несколько общественных организаций, которые ставили своей целью решение насущных проблем педагогической теории и практики.

1859 г. – Петербургское педагогическое собрание (впоследствии: Петербургское педагогическое общество)

Редкин П.Г., Ушинский К.Д., В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, А.Я. Герд и др.

1861 г. - при Вольном экономическом обществе создается Комитет грамотности, где оживленно обсуждаются вопросы организации народной школы.

Создаются педагогические общественные организации, воскресные школы, школы для детей рабочих, дошкольные учреждения – в некоторых работали революционеры.

Издавались специальные журналы, где печатались психолого-педагогического содержания статьи («Журнал для воспитания»- впоследствии - «Воспитание»; «Русский педагогический вестник», «Учитель», «Педагогический сборник», «Ясная Поляна» и др.).

В журнале «Современник», хотя и не педагогический, но и там поднимались вопросы о воспитании (Чернышевский, Добролюбов).

Даже в специальном журнале «Морской сборник» в 1856 году была опубликована статья Пирогова «Вопросы жизни», освещавшая вопросы воспитания. Читателей привлекла идея Пирогова об общечеловеческом воспитании.

Передовая демократическая интеллигенция, не дожидаясь реформ сверху, приступила к организации школ для народа. Начиная с 1859 года, возникают воскресные школы, которые, однако, в 1862 году были закрыты правительством и вновь стали открываться лишь после 1864 года, но под строгим контролем органов власти.

Под влиянием общественного движения 60-х годов царское правительство вынуждено было провести ряд реформ: крестьянская (отмена крепостного права), судебную, военную, школьную, земскую. Эти реформы носили в целом половинчатый, двойственный характер. Подготовка их началась в 1856 году. Проекты реформ вырабатывались несколько раз. В начале 60-х годов проекты реформ были более либеральными, чем в 1863-1864 годах.

Каков же вклад отдельных педагогов и общественных деятелей в реформирование школьного образования в России, в развитие педагогической мысли?

Вы уже имеете представление о педагогической деятельности и взглядах Ушинского, частично Толстого. Сегодня нам предстоит изучить некоторые страницы деятельности Пирогова, познакомиться с его дидактическими взглядами.

План изучения данного вопроса:

1. некоторые страницы жизни Пирогова; педагогическая деятельность;

2. педагогическая теория, ее основные положения и значение.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.