Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности подготовки и проведения военных экскурсий






 

 

Одной из форм патриотического воспитания населения являются военно-исторические экскурсии. По своему содержанию они классифицируются на:

-экскурсии по памятным местам, связанным с борьбой народа за независимость;

- по памятным местам воинской славы («По местам боев в Минском «котле», разгроме французов в 1812 г.);

- по военно-инженерным сооружениям («Брестская крепость»);

- связанные с жизнью и деятельностью отдельного героя («Судьбы опаленные войной»).

Экскурсии на военно-историческую тему могут посвящаться как истории войны или отдельной военной компании, так и конкретному историческому событию или подвигу.

Цель всех этих экскурсий — воспитание любви к Родине, патриотизма, уважение к прошлому, истории страны.

Принцип построения военно-исторических экскурсий — хронолого-тематический. Все экскурсии строятся на показе конкретных событий, которые произошли в данной местности. Именно для того, чтобы увидеть историческое место, узнать о тех событиях, которые здесь проходили, приезжают экскурсанты.

Методика проведения экскурсий на данную тематику одна и та же, что и проведение других экскурсий, но есть и свои особенности.

Соотношение общего и местного материала требует правильного подхода: общий материал не должен преобладать над местным. Вместе с тем, конкретные (местные) события должны раскрываться на общем фоне, т. е. местный (конкретный) материал экскурсовод должен связывать с общей задачей, стоящей в то время перед войсками фронта, армии, дивизии, для того чтобы подчеркнуть их взаимосвязь и историческое значение, выявить роль местных событий с осуществлением планов командования по разгрому врага.

Последовательность общего и локального материала экскурсии может быть различной. Как правило, местный материал излагается при показе конкретных объектов экскурсии, общий во вступлении к теме экскурсии, выводах, логических переходах в заключении экскурсии.

Важное значение имеет использование экспозиции музеев (например, в Брестской крепости, «Линия Сталина» и т. д.).

Экскурсовод должен уметь читать карты, схемы, правильно использовать различные документы: копии приказов, боевые донесения, текст этих документов нужно зачитывать, а не цитировать по «памяти».

Среди методических приемов показа чаще всего используется прием реконструкции. Места сражений спустя много лет стали совершенно иными, поэтому перед экскурсоводом стоит задача зрительно воссоздать памятное место таким, каким оно было в годы военных действий и, ориентируясь на какой-нибудь сохранившийся след дерево, ров, траншею, а затем воссоздать и само событие. Прием реконструкции тесно связан с приемом локализации: «…Именно здесь, на этом месте…» Среди приемов рассказа — исторический анализ, описание, справки. Кроме того, на таких экскурсиях используются и особые методические приемы. Прежде всего это показ объектов в движении. При показе объектов в движении есть свои особенности. В этом случае экскурсионный автобус не останавливается у объекта, а лишь снижает скорость. Экскурсовод показывает объект и рассказывает о нем во время движения экскурсовод заранее ориентирует группу на экскурсионный объект.

Как методический прием здесь используются виды движения:

- движение экскурсантов вблизи объекта с целью его лучшего наблюдения;

- замедленное движение вокруг комплекса объектов;

- при показе объекта в движении рассказ опережает показ;

- движение вокруг объекта с выходом из автобуса, или в автобусе.

Чрезвычайно важную роль в экскурсиях на военно-историческую тему имеет «портфель экскурсовода»: карты, схемы, фотографии, магнитофонные записи, кинофильмы, диафильмы и т. д.

Очень широко используется методический прием рассказа — цитирование: выдержки из приказов, дневниковых записей, воспоминаний непосредственных участников событий.

Памятники военной истории позволяют воссоздать на экскурсиях яркие страницы отечественной истории, активно содействуют патриотическому воспитанию. Их использование в туристско-экскурсионных маршрутах вызывает у экскурсантов особого рода сопереживания и размышления, глубоко затрагивая каждого. Они играют огромную воспитательную роль, содействуя формированию нравственных идеалов, прежде всего у подрастающего поколения.

По информации Министерства спорта и туризма, в настоящее время в республике существует около 170 экскурсионных маршрутов на военно-историческую тему. В эти экскурсии включены самые разнообразные памятники военной истории: мемориальные комплексы, обелиски, братские могилы, крепости, землянки, боевая техника, места былых сражений и т. п.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.