Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. по учебной дисциплине: Экскурсоведение






КУРСОВАЯ РАБОТА

по учебной дисциплине: Экскурсоведение

на тему: Ресурсный потенциал, современное состояние и перспективы развития военно-исторических экскурсий в Республике Беларусь

 

Учащейся___________________________________________________________

(подпись) Ф.И.О.

группа__________________

 

Руководитель _______________________________________________

(подпись) Ф.И.О.

 

____________________________

(отметка)

___________________________

(дата)

 

Минск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1 Экскурсии: сущность, функции, классификации

1.1 Особенности подготовки военно-исторических экскурсий

2 Ресурсный потенциал Республики Беларусь по каждой области

2.1 Ресурсный потенциал Могилёвской области

2.2 Ресурсный потенциал Минской области

2.3 Ресурсный потенциал Гомельской области

2.4 Ресурсный потенциал Гродненской области

2.5 Ресурсный потенциал Витебской области

2.6 Ресурсный потенциал Брестской области

3 Современное состояние и перспективы развития военно-исторических экскурсий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время экскурсионная деятельность представляет собой один из основных туристских продуктов, и требует нового подхода к ее организации в связи с развитием туристского рынка. Развивается и сама экскурсия, и путь ее развития идет по линии изменения ее сущности. Первоначально экскурсия была прогулкой, которая преследовала практические задачи. Затем перед ней встали научные задачи. Стремление улучшить воспитательную и учебную работу превратили экскурсию в один из видов массовой культурно-просветительской, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения.

В настоящее время экскурсия является неотъемлемой частью культурно-просветительской, научной, учебной, общеобразовательной и культурно-воспитательной работы. Экскурсия занимает важное место в жизни человека – она содействует всестороннему развитию и воспитанию личности.

Военно-исторические маршруты - одна из особенностей белорусского туризма. Ведь это не только памятники, обелиски или братские могилы, но и военно-инженерные сооружения (рвы, окопы, блиндажи, доты), крепости, землянки, боевая техника, места бывших сражений, боевые реликвии и личные вещи участников сражений, которые хранятся в местных музеях.

Память о войне. Она не стирается и не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это память народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.

Целью курсовой является изучить и проанализировать ресурсный потенциал Беларуси по данной тематике. Поставленной цели соответствуют следующие задачи:

-изучить особенности подготовки и проведения военно-исторических экскурсий

-рассмотреть ресурсы по каждой области Беларуси

-рассмотреть состояние и перспективы развития экскурсий по памятникам военно-оборонительной архитектуры.

Предмет исследования составляют теоретические и практические аспекты экскурсионного обслуживания памятников военно-оборонительной архитектуры.

Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: общенаучный, диалектический, системный, анализа и синтеза, нормативно-логический, научной абстракции.

Информационной базой исследования послужили учебно-методические пособия по экскурсоведению, энциклопедические справочники, статьи и публикации, посвященные памятникам военно-оборонительной архитектуры. Кроме того, в данной работе были широко использованы Интернет - источники.

 

1 ЭКСКУРСИЯ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИИ

 

 

В современное понятие сущности “экскурсия” (от лат. поездка) вкладывается коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев и т.п. в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода.

Понятие “экскурсия” согласно толкованию Б.В Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах, музея, выставки и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

В основу любой экскурсии положены следующие принципы:

-принцип научности, т.е все факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оценку с позиции тех отраслей современной науки, к которым они имеют отношение.

-принцип доступности; определяется тем, насколько понятно излагается материал и насколько он по своему содержанию доступен конкретной аудитории, соответствует ее общеобразовательному уровню, уровню готовности к восприятию.

-связь с жизнью; обеспечивается за счет постоянного обновления экскурсионного материала в соответствии с теми изменениями, которые происходят в обществе.

-принцип доходчивости и убедительности; обеспечивается отбором наиболее понятных и убедительных примеров и фактов, использованием различных сравнений, умелым подбором доказательств, ссылками на источники, демонстрацией копий подлинных документов.

Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой передачи знаний экскурсантам, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека.Каждой экскурсии присущи определенные признаки, при отсутствии которых ее нельзя считать таковой. Выделяют шесть обязательных признаков экскурсии:

- протяженность по времени, обычно от академического часа до одного дня;

- наличие экскурсионной группы (индивидуальная экскурсия либо групповая);

- наличие квалифицированного специалиста-экскурсовода, имеющего специальное образование и аттестованного в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

- осмотр экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

- знакомство с объектами в движении и на остановках в частности, с выходом из автобуса;

- четко определенная тема, являющаяся стержнем этого осмотра, диктующая его направление.

К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, в портфель экскурсовода, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит.

Но главным признаком экскурсии является обязательное использование при ее проведении экскурсионного метода, т.е. единства показа и рассказа, при первичной и определяющей роли показа. Экскурсовод показывает экскурсантам объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями, историческими справками. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии. Показывая объект, экскурсовод дает пояснения, учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фактам, связанные с этим объектом. Таким образом, экскурсовод целенаправленно воздействует на формирование мировоззрения участников этого мероприятия. А сообщаемые в процессе экскурсии сведения благодаря наглядности хорошо запоминаются и способствуют расширению их кругозора.

Основные функции экскурсии:

- функция научной пропаганды. Она способствует распространению научных, политических, философских, художественных и других взглядов идей и теорий.

- функция информации. Экскурсия в соответствии со своей темой содержит информацию по конкретному разделу знаний: о достижения исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве. Значительная часть информации на экскурсии подтверждается показом объектов.

- функция организации культурного досуга. Под досугом подразумевается та часть нерабочего времени, которая остается в распоряжении человека. Экскурсию относят к той группе занятий, которая определяется термином “учеба и самообразование”. Являясь формой культурного досуга, экскурсия обеспечивает удовлетворения и формирования духовных потребностей человека.

-функция расширения культурно-технического кругозора. Любая экскурсия способствует расширению кругозора человека, так как ее участники получают знания по истории, в области искусства, архитектуры, литературы, экономики. Экскурсия помогает конкретизировать имеющиеся знания экскурсантов, увидеть то, что они знали из письменных источников, школьных программ, лекций.

- функция формирования интересов человека. Задача экскурсии- сообщить знания аудитории и вызвать интерес у людей конкретной отрасли знаний

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений,

понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих

признаков. Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре

внимания экскурсионных работников и ученых-экскурсионистов. Первые

попытки решения этой проблемы относятся к концу 1920-х годов. Ученый-

экскурсионист В.А. Герд говорил о своем варианте классификации форм

экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на

группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют

характер ведения экскурсий, т.е. помогают руководителю ориентироваться во

всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько

центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные

классификационно неясные экскурсии.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной

деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью

комплекса туристских услуг (в туристических компаниях).

В настоящее время экскурсии классифицируются:

1 по содержанию;

2 по составу и количеству участников;

3 по месту проведения;

4 по способу передвижения;

5 по продолжительности;

6 по форме проведения.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и

особенности. По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные

(многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило,

многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них

используется исторический и современный материал. Строится такая

экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и

культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых

событий, элементов благоустройства города, промышленных и

сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает

общее представление о городе, крае, области, государстве в целом.

Хронологические рамки такой экскурсии – время существования города с

первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от

тематических, в них формулировка темы представляет определенную

сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически

схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них

освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика

промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же

время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они

диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, литературные подтемы

включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и

деятельностью писателей, поэтов и т.д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это

историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или

несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более

продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную

тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения

зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе

– архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические,

производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие,

литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на

следующие подгруппы:

1 историко-краеведческие;

2 археологические;

3 этнографические;

4 военно-исторические;

5 историко-биографические;

6 экскурсии в исторические музеи.

Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

- производственно-исторические;

- производственно-экономические (например, банковская, биржевая

деятельность, рынок недвижимости и др.);

- производственно-технические;

- профессионально-ориентационные для учащихся.

Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

- историко-театральные (например, «Из истории белорусского театра»,

«Театр Буйницкого» и др.);

- историко-музыкальные (например, «Минск и Монюшко» и др.);

по народным художественным промыслам (например, ивенецкая

керамика и др.);

- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например,

«Левки», «Здравнево» и др.);

- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские

художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические – проводятся по местам, которые хранят

память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д.

(например, «Якуб Колас в Минске», «Гродно и Э. Ожешко» и т.д.);

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды

развития белорусской национальной литературы (например,

«Литературный Минск начала 20 в.», и т. д.);

- литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии или

экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того

или иного писателя (например, «По следам героев В. Караткевича» и

др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры

определенного исторического периода;

- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по

генеральным планам;

- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

- экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида

редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический

материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные

темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в

экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от

конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного

плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на

индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и

школьников и т.д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из

указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий,

методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают:

1 городские;

2 загородные;

3 производственные;

4 музейные;

5 комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения – пешеходные и с использованием различных

видов транспорта. Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что,

создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные

условия для показа и рассказа. Транспортные экскурсии (в подавляющем

большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных

объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и

рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников

и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения

экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и

т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45

мин) до суток. Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом

выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий

разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту

одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает

экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые

театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с

элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием

музыкальных произведений в салоне автобуса;

- экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-

художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных

произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для

различных групп экскурсантов. Это может быть:

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы

экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

- экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма

ознакомления группы с природными явлениями, производственными

процессами и т. д.;

- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в

соответствии с учебной программой того или иного учебного

заведения;

- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой

обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап

индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий,

форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов

при подготовке ими новой экскурсионной темы;

- показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая

целью показать образец того или иного методологического приема на

конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

- рекламная экскурсия.

Одинаковых экскурсий не существует, они различаются, прежде всего,

по теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что положено в

основу». Тема представляет собой понятие, относящееся к содержанию чего-

либо. Это понятие содержит указания:

- какому именно кругу явлений посвящается данное произведение;

- к чему стремится автор (привлечь внимание читателей, слушателей,

зрителей);

- что именно и с каких позиций хочет автор осмыслить в своем

произведении.

Цель связана с понятиями цель и идея и предусматривает изложение не

только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея –

замысел экскурсии, ее главная мысль. Тема и идея составляют идейно-

тематическую основу произведения (экскурсии). Каждая экскурсия должна

иметь свою четко определенную тему. Тема в экскурсии – предмет показа и

рассказа. Формирование темы представляет собой краткое и концен-

трированное изложение основного содержания экскурсии. Подготовка новой

темы, содержания экскурсии – это многомесячный напряженный труд

коллектива работников. Особенностью каждой экскурсионной темы является

то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным

материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал должен быть

подан в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе

объектов.

Тема играет решающую роль в объединении внешне разрозненных

частей экскурсии в единое целое. Она регулирует рассказ, не давая

возможности экскурсоводу рассказать об объекте все, что он о нем знает,

особенно в тех случаях, когда объект бывает многоплановым и содержит

обширную информацию. Именно темой экскурсии определяется – как

показать объект, какую часть информации дать экскурсантам в данном

случае.

Некоторые объекты показываются в нескольких экскурсиях. Например,

Дом правительства и костел Св. Симеона и Елены в Минске. И в каждой из

них об одном и том же объекте дается разный объем информации, в

рассказах он освещается в различных ракурсах.

Большое значение имеет выдержанность тематики экскурсии. Весь

рассказ и показ должен «работать» на ее основную тему. По пути следования

группы в экскурсию могут «вторгаться» объекты, расположенные на данном

маршруте, но не относящиеся к выбранной теме. Сведения о таких объектах

могут быть очень интересными, но второстепенными к конкретно

рассматриваемой теме. Поэтому экскурсовод может сообщить о них

экскурсантам только в качестве ответов на вопросы.

Каждая тема представляет собой совокупность целого ряда подтем. У

каждой подтемы должна быть полнота и логическая завершенность.

Правильно разработанная подтема должна восприниматься экскурсантами не

сама по себе, а вместе с другими подтемами, в композиции. Композицией

экскурсии называют расположение, последовательность и соотношение

подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Ведущая подтема – композиционный центр экскурсии, вокруг которого

строится весь рассказ экскурсии. Она способствует более глубокому

раскрытию содержания экскурсии, делает ее убедительной и

запоминающейся. Многотемье обзорной экскурсии не дает возможности

достаточно глубоко раскрыть содержание каждой подтемы, дать более

глубокое толкование событий. В такой экскурсии обычно бывает больше фактов без их толкования. Однако обзорная экскурсия имеет большое

значение для развития экскурсионной тематики, так как почти каждая ее

подтема может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной

экскурсии.

Название экскурсии – это языковое выражение, в прямой и косвенной

форме обозначающее содержание. Название экскурсии должно выражать

смысл. Оно должно быть точным, не допускающим двоякого толкования. У

одной и той же темы может быть несколько названий в зависимости от

состава участников и поставленной задачи (например, обзорная экскурсия

«Минск – столица Республики Беларусь» может иметь и другое название:

«Минск вечерний» и др.).

Таким образом, деление экскурсий на четко определенные группы на

практике носит несколько условный характер, однако имеет большое

значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная

классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации

работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу

для деятельности методических секций. Использование закономерностей

проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы

каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых

тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются

достижения отдельных отраслей знаний.

Главная задача развития тематики экскурсий – наиболее полное

удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги. Для

выполнения этой задачи следует рассматривать тематику в трех планах:

- как тематику экскурсионного учреждения, которая построена на сумме

специальностей экскурсоводов;

- как тематику конкретной методической секции, построенную на

усилиях работников одной специальности (исторической,

литературной, искусствоведческой, природоведческой и др.);

- как тематику конкретного экскурсовода, которая построена на

максимальном использовании его знаний и опыта, как специалиста

определенной отрасли.

Постоянная разработка новых интересных тем, совершенствование

действующей тематики являются одним из главных резервов роста объема

экскурсионных услуг, предоставляемых потребителю.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.