Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л Е К Ц И Я № 3






Тема: «ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ЧАСТЕЙ РЕЧИ»

План лекции

1. Характеристика частей речи в немецком языке.

2. Признаки частей речи.

3. Структурно-семантические разряды слов.

4. Процессы образования новых слов

 

Части речи — это классы или категории слов в словарном составе языка, объединяемые сово­купностью следующих признаков: одинаковым ха­рактером лексического значения, одинаковым со­ставом грамматических категорий, одинаковыми типами формообразования и словообразования, оди­наковыми синтаксическими функциями в предло­жении.

Характер лексического значения каждой категории слов и их грамматические свойства взаимосвязаны. Так, естественно, что слова типа: der Mensch, das Haus, der Baum, которые являются названиями предметов, имеют, например, грамматическую кате­горию числа; также естественно, что слова типа: groß, klein, s chö n, т. е. названия качеств, имеют категорию степени качества и, соответственно, формы степеней сравнения, а слова типа: gehen, sprechen, arbeiten — названия действий — имеют категорию времени и

изменяются по временам, так как действие может происходить в тот момент, когда о нем сообщается, предшествовать этому моменту или следовать за ним. Такая же взаимосвязь существует между характером лексического значения различных типов слов и их ролью в предложении: в то время как названия предметов, качеств, действий выступают как самостоятельные члены пред­ложения, слова типа: und, weil, mit и т. п. в соответствии со своим значением играют совершенно другую роль в предложе­нии— они служат для выражения связей и отношений между предложениями или членами предложения.

Образование от основы или одной из грамматических форм слова нового слова, принадлежащего к другой части речи, свя­зано с тем, что вновь образованное слово получает все свойства соответствующей части речи: изменяется характер значения слова, его синтаксические функции в предложении, состав присущих ему грамматических категорий, тип формообразования и словообразо­вания. Сравните изменение значения прилагательного krank при субстантивации: в то время как прилагательное krank обозначает качество или состояние предмета, слово der Kranke, получая свойства имени существительного, становится в соответствии с общим характером значения имен существительных названием предмета (в данном случае одушевленного лица)..Одновременно изменяется и характер синтаксического употребления слова. Суб­стантивированное прилагательное der Kranke получает синтакси­ческие функции, характерные для имени существительного, но отнюдь несвойственные прилагательному krank: оно может высту­пать в роли подлежащего и в роли дополнения. Изменяется и состав грамматических категорий, присущих слову: категории рода, числа и падежа, имеющие у прилагательного относительный ха­рактер, приобретают абсолютный характер; слово der Kranke приобретает также присущую именам Существительным категорию опре­деленности и неопределенности. Изменение состава грамматических категорий, присущих слову, еще нагляднее выступает при слов rauchen и das Rauchen: субстантивируясь, слово fauchen утрачивает глагольные категории лица, времени, нения, залога и приобретает грамматические категории имени существительного. Изменяется также тип формообразования слова: Глагола rauchen характерна спрягаемость, для существительного - das Rauchen — склоняемость. Изменяется и словообразовательный тип слова: слова типа der Kranke, das Grü n воспринимается нами прежде всего как - субстантивированные слова, образованные от прилагательных, слова типа gebildet, verdient, reizend адъективированные отглагольные образования; слова типа heim, и т. п. — застывшие формы имен, подвергшиеся адвербиализации.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими общими признаками характеризуются части речи в немецком

языке?

2.Чем отличается немецкая классифкация частей речи от русской?

3. Какие структурно-семантические разряды существуют в немецкой

грамматике?

4. Привидите примеры образования новых слов от одной из граммтических

форм, но принадлежащих к другой части речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.