Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) в системе профессиональной подготовки студента






 

В настоящее время основные требования к квалификации педагога определяет профессиональный стандарт[1], разработанный в соответствии с принятой в Российской Федерации Национальной рамкой квалификаций (далее – НРК РФ)[2]. Согласно этим документам, профессиональная деятельность учителя соответствует шестому квалификационному уровню, который предъявляет следующие требования к профессиональным знаниям и умениям: разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений; применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных; самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Предполагается, что сотрудник, чья профессиональная деятельность соответствует данному квалификационному уровню, осуществляет самостоятельную деятельность, определяя задачи собственной работы и / или подчиненных по достижению цели[3].

Профессиональный стандарт педагога четко указывает, что современный учитель должен быть способен проектировать и реализовывать образовательный процесс и основные образовательные программы с опорой на системные знания в области преподаваемого предмета и методики организации его изучения различными категориями обучающихся (одаренными детьми, учениками, имеющими проблемы в развитии, социально запущенными учащимися и др.) на различных ступенях общего образования.

Данные требования к профессиональным компетенциям учителя конкретизированы в стандартах высшего образования[4]. Так, выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», в области педагогической деятельности должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

– способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

– способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

– способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ПК-4);

– способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

– готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

– способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).

При обучении по программам прикладного бакалавриата выпускник должен освоить следующие профессионально-прикладные компетенции в области педагогической деятельности:

– готовность реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ППК-1);

– способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ППК-2);

– способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ППК-3);

– способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета (ППК-4);

– готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ППК-5);

– способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ППК-6).

Очевидно, что овладение данными компетенциями возможно лишь при гармоничном сочетании теоретической и прикладной составляющих профессиональной подготовки студента. Одной из форм учебной деятельности студентов, ориентированных одновременно на обогащение их теоретических знаний в единстве с применением в образовательной деятельности, выступает курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания (по профилю подготовки)». Такая курсовая работа является обязательной для всех студентов Института истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профили «История» и «История и мировая художественная культура».

Общие требования к подготовке и защите курсовой работы определены СТО НГПУ 7.5.3-02/01-2011 «Курсовая работа. Курсовой проект. Требования»[5]. В документе подчеркивается, что курсовая работа является «одним из основных видов учебной самостоятельной деятельности студентов»[6].

Целью курсовой работы по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки) является освоение студентами позиций «методист-теоретик» и «учитель-практик», т. е. приращение и систематизация знаний по теоретическим и прикладным вопросам методики преподавания истории в школе как научной дисциплины, применение полученных знаний для моделирования практической деятельности учителя истории. В процессе выполнения курсовой работы происходит овладение умениями работы со специальной методической и психолого-педагогической литературой, в том числе и размещенной на современных электронных носителях, развиваются умения поиска, обработки, использования и предъявления научной методической и психолого-педагогической информации в условиях современного информационного общества, а также умения применять теоретические знания в практических ситуациях урока истории или других форм профессиональной деятельности со школьниками на уровне их моделирования.

Названный вид работы способствует подготовке студентов к участию в научно-практических конференциях и написанию ВКР.

В данном пособии мы преследовали цель помочь студенту выбрать тему, имеющую не только личную актуальность, но и особую значимость в современных условиях: на это «работают» разделы «Тематика курсовых работ». Хотелось бы также, чтобы студент осознанно освоил технологию работы над темой: для этого в пособие включены разделы «Общие требования…», «Структурные элементы…» и «Этапы работы…».

Темы курсовых работ сгруппированы по блокам, в логике основных компонентов процесса обучения. В каждом блоке есть небольшой вводный раздел, где дана краткая характеристика особенностей тематики и высказаны методические рекомендации по выполнению работы. Они помогут студенту определить цель и задачи работы, выстроить ее логику. Перечень тем курсовых работ может быть расширен с учетом личных интересов студента.

Списки литературы сформированы по тематическому блоку в целом и содержат лишь необходимый минимум. Из предлагаемого списка студент может выбрать те исследования, которые касаются именно его темы, а затем самостоятельно расширить и дополнить круг литературы. В списки не включены учебники по методике преподавания (обучения) истории и школьная учебная литература. Исследования, значимые для любой темы блока, названы во введении к нему.

В приложении 1 дана сводная таблица требований к курсовой работе по методике обучения и воспитания (по профилю подготовки), которая поможет студенту не только правильно выстроить свою деятельность, но и осуществить самопроверку и самооценку своей курсовой работы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.