Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематический блок. «Педагогические технологии в обучении истории»






«Педагогические технологии в обучении истории»

Понятие «технология» применительно к учебному процессу появилось в отечественной методике лишь на рубеже XX–XXI вв., до этого времени российская педагогическая наука оперировала понятием «методика». Сам термин «технология» пришел из зарубежной педагогики, где возник еще в 1940-х гг. в связи с технологизацией общества. Сегодня это понятие применяется достаточно широко и успешно сосуществует с понятием «методика преподавания (обучения)».

Студенту, выбравшему одну из тем, связанных с педагогической технологией, прежде всего, нужно разобраться с сущностью понятия «педагогическая технология», понять саму идею технологического подхода в обучении, сравнить понятие «технология» с понятием «методика», познакомиться с существующими в дидактике классификациями педагогических технологий (В. П. Беспалько, Г. К. Селевко и др.), попытаться «вписать» (соотнести) выбранную для характеристики технологию обучения истории в одну из выбранных классификаций. Выяснение этих вопросов может стать одной из первых задач курсовой работы.

Стоит иметь в виду, что в методической науке принято делить технологии на традиционные, активные и интерактивные. Предлагаемая тематика курсовых работ нацелена в первую очередь на «знакомство» студента с активными и интерактивными технологиями и освоение их. Характеристика выбранной технологии (например, метода проектов) может быть следующей задачей курсовой работы.

Характеризовать технологию целесообразно, также следуя логике образовательного процесса, акцентируя при этом внимание на тех ее особенностях, которые придают данной технологии активный или интерактивный характер:

1) задачи современного исторического образования, которые данная технология позволяет решить, т. е. ее педагогический потенциал;

2) границы применения технологии, т. е. при изучении какого исторического содержания наиболее полно реализуется ее потенциал, применима ли она для изучения всех сюжетов школьного курса истории и т. д.;

3) процедурные элементы технологии – какие средства и приемы обучения используются, в каком сочетании и последовательности;

4) приемы диагностики, используемые в рамках данной технологии, т. е. как происходит отслеживание результата и его оценка.

Прикладная глава (параграф) курсовой работы данной тематики может быть представлена в виде сценарного плана урока, смоделированного в данной технологии, описания реализованного на практике в школе проекта, либо пакета дидактических материалов (содержимого кейса, например, или материалов для «запуска» и организации проектной деятельности, собранного документально-методического комплекса или ридера по одной-двум конкретным темам школьного курса истории), снабженного методическим сопровождением. В каждом конкретном случае содержание практической главы (параграфа) согласовывается с научным руководителем.

Возможен и другой вариант содержания практической (прикладной) главы – анализ современной практики использования описываемой технологии, который может быть осуществлен в школе на педагогической практике, на основе работы с видеоуроками и методическими разработками учителей, выставленными в Интернет, опубликованными в профессиональных журналах или специальных сборниках. Студенту можно в курсовой работе «собрать» варианты использования различных приемов описанной технологии, и после анализа каждого конкретного случая их использования сделать обобщение о том, насколько востребована данная технология в практике преподавания. Высказать свои суждения о степени эффективности использования приема (технологии в целом) в том или ином случае, в целом о готовности учителей к работе по данной технологии и т. д. Обобщения теоретического характера, например, о способах создания проблемной ситуации, могут стать определенным вкладом в современную методическую науку.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.