Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематический блок






«Исторические источники при изучении истории»

Использование исторических источников в обучении истории – один из ключевых сюжетов («вечных вопросов») методики преподавания. Эта тема стала объектом внимания методистов с момента возникновения методики истории как науки и продолжает оставаться центральной по настоящее время. Прежде всего, студенту следует разобраться с самим понятием «исторический источник», не отождествляя его с более широким понятием «источник исторической информации». Опираясь на классификации исторических источников, существующие в исторической науке, выяснить специфику их группировки в методике преподавания истории и высказать свои суждения по поводу этого соотношения. Понятийный аппарат может быть представлен во введении, либо в одном из параграфов теоретической главы.

Учитывая описанные в методической литературе две стратегии использования исторических источников – в рассказе учителя (пассивная) и в качестве средства организации деятельности школьников (активная)[12], акцент при их характеристике делается на активной стратегии. Следует иметь в виду, что идеи самостоятельного «добывания знаний» школьниками из исторического источника не новы, они появились еще в конце XIX в., как и методики организации такого рода работы (например, лабораторный метод, обоснованный Н. А. Рожковым, С. Ф. Фарфоровским). В своем развитии эти идеи прошли несколько этапов, прежде чем оформиться в сегодняшние методики и технологии. Для выяснения этих этапов логичным будет при написании курсовой работы обращение автора первоначально к ставшим уже классическими работам методистов по этому вопросу (А. А. Введенский, А. В. Предтеченский, А. А. Вагин, М. А. Зиновьев, Л. Н. Боголюбов, А. Т. Кинкулькин, А. Г. Колосков, И. П. Рахманова и др.).

Тематика предлагаемых курсовых работ данного цикла, однако, ориентирована в первую очередь на освоение студентом современных подходов к использованию исторических источников, связанных с изменением их роли в процессе обучения – от источника получения знаний к средству овладения приемами, способами, методиками работы с ними (информационная функция уступает место предметно-деятельностной). Освоение приемов работы с разнообразными как по форме, так и по содержанию (типами и видами, говоря языком исторической науки) историческими источниками составляет, согласно последнему Стандарту образования, основу предметных результатов обучения школьников.

В качестве тем курсовых работ в данный блок вынесены вопросы, связанные или с относительно «новыми» для практики школьного изучения истории видами исторических источников (песни, устные источники, историографические материалы, СМИ и т. д.), или с изменением функциональной роли некоторых видов «традиционно» использовавшихся источников (карикатуры, плакаты, вещественные источники).

По любой теме данной проблематики, обращаясь к методическим исследованиям и публикациям разных лет, студенту важно проследить эволюцию представлений методической науки о роли исторических источников, как таковых, на школьном уроке, обобщить выводы методистов-историков о принципах их отбора для урока, о приемах работы с ними, определить значимость этих выводов для современной российской школы, обращая при этом особое внимание на «свой» вид источника (был ли он в поле зрения методистов). Это может стать одной из задач курсовой работы.

Для выяснения роли исторических источников в современных условиях перехода школы на ФГОС необходимо использование этого документа как нормативно-правового акта в сопоставлении с другим законодательным источником – ФК ГОС 2004 г., выявление различий по вопросу о роли исторического источника в процессе школьного исторического образования в нормативно-правовом контексте.

Естественно, что исторические источники каждого типа (письменные, устные, вещественные, визуальные) имеют свою специфику использования на уроке, для работы с ними школьникам требуется применять различные приемы. Выявление особенностей организации работы учеников с тем или иным типом источников и раскрытие конкретных приемов работы с ними, с опорой на методическую литературу последних лет, и должны стать особым предметом внимания автора курсовой работы, его главной задачей.

Работа над темой «Историографические материалы как средство обучения истории: дидактический потенциал, стратегии познавательной деятельности школьников» требует выяснения вопроса о целесообразности, месте и способах знакомства школьников с концепциями и теоретическими подходами к описанию истории.

Еще одной составляющей курсовой работы по данному тематическому блоку может стать характеристика современной практики использования на уроках того или иного вида исторических источников. В качестве объектов анализа этой практики могут быть использованы опубликованные или размещенные в Интернете сценарные планы уроков учителей, видеозаписи уроков различных конкурсов (например, «Учитель года»), наконец, школьные учебники.

Определяя педагогический потенциал и границы применения конкретного типа или вида исторических источников, можно, по согласованию с научным руководителем, идти разными путями. Во-первых, охарактеризовать этот потенциал и указать возможные темы, при изучении которых целесообразно обратиться к данному типу источников (естественно, объяснив свой выбор), опираясь на содержание школьного курса истории в целом. А можно взять за основу один из школьных курсов (историю Древнего мира, историю России в 6 классе и т. д.) или даже одну из тем выбранного курса истории и выявить всю «удобную» для работы школьников с данным типом источников тематику, оформив результат в форме такой таблицы:

 

Тема урока Исторический источник (источники) Прием (приемы) работы
     

 

Таблица может быть помещена в приложениях к курсовой работе и явиться основой для написания практической главы.

Практический (прикладной) раздел работы, соответственно, также может быть построен по-разному. Основу его могут составлять:

1) серия фрагментов уроков по различным темам, указанным в таблице, с комментарием (место данного фрагмента в структуре урока, задачи использования исторического источника, методические рекомендации учителю и т. д.);

2) сценарный план урока с использованием приемов работы с историческими источниками данного типа. В этом случае урок сопровождается методическим комментарием, в котором объясняется, для решения каких задач урока привлекаются именно эти источники, почему выбраны такие приемы и формы работы учеников с ними;

3) мини-хрестоматия, ридер, если источники устные, видеоколлекция, если работа посвящена визуальным или вещественным источникам. В этом случае также требуется методическое сопровождение (комментарий), позволяющий понять, на выявление какого потенциала данных источников нацелены вопросы и при изучении каких тем этот потенциал может быть реализован;

4) задания в формате ЕГЭ, снабженные системой вопросов и заданий;

5) характеристика школьного учебника (учебников) в контексте выбранной темы, т. е. выяснение степени вовлеченности в учебный процесс исторических источников того или иного типа по замыслу автора учебника (наличие источников данного типа, например, источников личного происхождения, для изучения каких вопросов они подобраны, снабжены ли вопросами и заданиями, если да, то каков их характер и т. д.). Анализ учебника сопровождается комментарием автора курсовой работы, в котором отражается его оценка подбора источников и предполагаемой методики работы с ними. Далее должны следовать предложения и рекомендации: какими источниками, при изучении каких сюжетов можно дополнить учебник, как можно изменить характер вопросов или какие вопросы включить дополнительно, и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.