Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этапы выполнения курсовой работы. Начальный (подготовительный) этап – определение проблемы и формулирование первого варианта цели и задач курсовой работы






Начальный (подготовительный) этап – определение проблемы и формулирование первого варианта цели и задач курсовой работы, подбор литературы и составление плана. Подбор литературы следует начинать с учебников по курсам методики преподавания истории и методических пособий, подготовленных на кафедре отечественной истории НГПУ, затем нужно обращаться к каталогам библиотек, ресурсам Интернет, профессиональным журналам, в первую очередь, к «Преподаванию истории в школе» (ПИШ) и «Преподаванию истории и обществознания в школе» (ПИОШ). Следует помнить, что должны быть выявлены также нормативно-правовые документы по выбранной теме, в том числе и созданные в различные исторические периоды. Результаты их критического анализа и составят источниковедческую базу курсовой работы, наряду со школьной учебной литературой, если таковая привлекается для анализа практики изучения конкретного исторического сюжета.

Основной (содержательный) этап – аналитическая работа с литературой, в том числе и с информацией на электронных носителях. Такая работа требует не просто внимательного прочтения текста, но и его «мыслительной обработки». Студент делает из востребованного текста выписки, при необходимости изготавливает закладки или ксерокопии с обязательным указанием автора, названия работы и страниц или электронного адреса. При работе с текстами, помещенными в Интернете, можно применять скачивание (копирование) их с целью последующего анализа.

Опыт исследовательской работы, накопленный представителями гуманитарных наук, позволяет сформулировать несколько практических советов. Во-первых, прежде чем начинать делать выписки или другим образом фиксировать нужную информацию по теме курсовой работы, необходимо сделать особую страничку в тетради или отдельный файл (если автор предпочитает работать на компьютере), где поместить библиографическое описание каждого найденного источника информации по теме работы, сделать краткую аннотацию его содержания. Это позволит в дальнейшем не только правильно оформить список литературы и сделать необходимые ссылки, но и написать историографический раздел введения. Во-вторых, на начальном этапе работы с литературой все выписки, ксерокопии, скачанные тексты складываются в отдельную папку (или сбрасываются в отдельную электронную папку / архив) для последующего анализа с целью вычленения вопросов, которые станут объектами внимания (рассмотрения) в курсовой работе и помогут определить задачи работы и составить ее план. В-третьих, одновременно можно фиксировать позиции разных авторов по одному и тому же вопросу, например, о типах урока истории, о целях исторического образования, выделяя их в тексте цветным маркером или другими особыми знаками. Этот этап в работе с текстами может быть назван сортировкой и маркировкой текста.

Тщательное изучение литературы позволит уточнить и скорректировать формулировки цели и задач работы и ее структуру: могут появиться те вопросы, которые первоначально не предполагались, и наоборот, некоторые могут исчезнуть. Следует избегать таких клише, как «изучить», «рассмотреть», «проанализировать» и т. п. Цель и задачи должны быть представлены в таких формулировках, которые покажут прогнозируемый результат выполнения курсовой работы. Например, постановка цели и задач курсовой по теме «Задания в тестовой форме как средство оценивания результатов обучения истории» может выглядеть следующим образом.

 

Цель работы: выяснить педагогический потенциал и место заданий в тестовой форме в системе итоговой проверки и оценки достижений учащихся по истории.

Задачи:

1) раскрыть современные научные представления о требованиях к результатам обучения истории;

2) на основе подобранной литературы выяснить и охарактеризовать виды и предназначение заданий в тестовой форме по истории, методику их конструирования;

3) определить достоинства и недостатки КИМов ЕГЭ по истории 2015 г. на примере заданий из открытого банка ФИПИ.

 

После того, как сформулированы цель и задачи работы, составлен ее план, наступает период создания собственного текста курсовой работы. Пишутся введение и тексты глав – сначала теоретической, а затем и прикладной. Полный текст введения может быть написан уже после глав, это индивидуально решает каждый автор. Исследователи – как историки, так и методисты – подходят к этому вопросу, исходя из собственных «вкусовых» установок. Но в любом случае цель и задачи работы должны быть четко сформулированы перед написанием глав. При конструировании теоретического раздела работы лучше всего руководствоваться логикой процесса обучения (цели и задачи – содержание – средства и приемы – результаты – проверка и оценка результатов обучения), подчиняя ей и логику главы.

Текст теоретической главы должен быть авторским вариантом понимания и описания накопленного в методике и педагогической практике опыта по конкретному вопросу, отраженному в названии курсовой работы, должен выявлять этапы решения методической наукой обозначенной проблемы обучения истории. При этом, раскрывая мнения различных методистов или дидактов и психологов по какому-либо вопросу, желательно двигаться в хронологической последовательности, тогда будет видна содержательная эволюция темы и ее современное звучание. Например, рассматривая цели работы с историческими источниками логично показать, как они менялись от досоветского периода к советскому и постсоветскому.

Все суждения ученых подкрепляются в курсовой ссылками на их тексты, с указанием конкретных страниц исследований или электронного адреса, если использовалась электронная версия. При этом студент, конечно, сопровождает собственными комментариями и суждениями то или иное мнение ученого, сопоставляет эти мнения, анализирует их с точки зрения современных реалий образовательного процесса и своего личного опыта. Для того, чтобы отделить собственный текст от передаваемого мнения ученого, следует употреблять словесные конструкции типа «По мнению….», «Как считает…» и т. д.

Написание текста введения – одна из наиболее сложных частей работы, поскольку требует предъявления собственного понимания актуальности темы работы (научной, практической и личностной), а также четкой формулировки цели и задач работы в варианте их проверяемости. Успех курсовой работы как собственного исследования во многом зависит от правильной формулировки цели и задач, поэтому к написанию введения лучше подходить как минимум дважды или трижды, проведя корректировку задач уже после работы с литературой, а затем и после написания всего текста курсовой работы.

Во введении следует кратко охарактеризовать уже изученную литературу по теме, предварительно сгруппировав ее. Для группировки литературы традиционно применяются несколько вариантов: хронологический, проблемно-тематический или их сочетание. Отдельной группой стоит выделить литературу, в которой характеризуются нормативно-правовые документы по теме. Источниковедческую базу курсовой работы (востребованные и кратко проанализированные нормативно-правовые документы и школьные учебники) необходимо тоже назвать во введении, указав, на какие вопросы те или иные источники позволили получить ответы.

Практическая (прикладная) глава создается как продолжение теоретической на основе логического конструирования ее содержания в виде урока, внеклассного мероприятия по истории, плана работы исторического кружка и т. д., или дидактических материалов к ним, выполненных на конкретном историческом содержании. Представленные методические материалы сопровождаются комментарием, включающим объяснение авторского замысла на уровне цели и предполагаемых результатов, указание того, в рамках какого курса (курсов) предполагается использование предлагаемых материалов, на какой возраст учеников они рассчитаны, какое место могут занимать в рамках изучаемого курса, как могут быть проверены и оценены результаты работы школьников с этими материалами.

Форма предъявления текста этой главы согласовывается с научным руководителем индивидуально для каждой темы. Создаваемый методический продукт должен быть описан так подробно и оформлен таким образом, чтобы любой учитель мог использовать его в своей практике.

Заключительный этап – написание заключения к работе, опираясь на поставленные цель и задачи. Заключение является подведением итогов всей работы над курсовым проектом в виде выводов и суждений, показывающих, с какими результатами решена каждая поставленная задача. Обычно по объему это 2–3 страницы текста.

Далее необходимо вычитать весь текст работы, проверяя ее логику, наличие связок между частями текста – главами, введением и заключением, удаляя повторы. Обязательным является проверка правильности оформления сносок, соблюдения грамматических правил русского языка и внесение в работу необходимых редакторских правок.

После этого составляется список источников и использованной литературы, размещаются они в алфавитном порядке. Возможно выделение особого раздела «Список источников», в таком случае следом идет «Список литературы» Список может включать и литературу, на которую в тексте прямой ссылки нет, но студенту она в чем-то помогла при написании работы. Если в работе есть приложения, следует еще раз проверить, есть ли в тексте курсовой указания на обращение к ним, правильно ли они оформлены. Наконец, следует провести самопроверку работы с учетом требований, указанных в приложении № 1 к данному пособию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.