Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Плохие школьные отметки






Своим рисункам на эту тему дети дали такие назва­ния: «Когда два или замечание», «Двойка за диктант в день рождения мамы», «Я получил кол, я исправлюсь», «Неприятная оценка четвертная», «Кол и двойка», «Зло­получная тройка», «Плачу, получила единицу», «Никак не забыть про двойку», «Я получила единицу, потому что грязно в тетради», «Тройка по музыке».

Самочувствие младших школьников тесно связано с отметками. Родители убеждают их, что учение — их глав­ная деятельность. Сначала дети радуются любым отмет­кам, но очень быстро начинают понимать их значение. Если плохие отметки выступают как символ наказания, деления детей на «умных» и «глупых», как средство воз­вышения одних и унижения других, как ярлык, опреде­ляющий дальнейшую судьбу ребенка, — они легко могут травмировать его психику [42, 89].

Рассказ Яны О., 8лет [11]: «Яполучила двойку. Пер­вую в жизни. По русскому языку. В домашней работе, самое главное! Я в первом классе была отличницей — и получить двойку по русскому языку! Вину чувствую. Я получила. Я не постаралась».

Рассказ Виталика Е., 8 лет [11]: «Я получил двойку, смотрю в дневник и иду домой. Беспокоюсь, думаю, что мама будет ругаться. Заставит делать работу над ошибками, учить, чтоб двоек не получать. Плохие чув­ства. Трудно. Страх. Боюсь, что сильно ругать будут. Не выношу, когда мама ругает. Обижаюсь на маму. Сижу, играю солдатиками».

Следует обратить внимание на тот факт, что именно в младших классах отметки часто выступают как обоб­щенная оценка личности ребенка. Если ребенок — двоеч­ник, то его могут незаслуженно подозревать в самых раз­ных неблаговидных поступках. Если плохую отметку получит отличник — это может явиться для него траге­дией, снизить самооценку и уважение к себе. Из-за пло­хих отметок у детей формируются чувство вины, стыда, тревожность, неуверенность в себе, боязнь ситуации со­ревнования. Особенно болезненно относятся к отметкам двоечники и отличники, т. е. те дети, у которых мало опыта получения «разных» отметок [51]. Существенно, что ситуации с плохими отметками в 1, 3 раза чаще встре­чались в рисунках детей 7—9 лет, чем у школьников по­старше, в 10—11 лет.

Особенно тяжело дети воспринимают ситуацию, ко­гда родители устанавливают за ними строгий контроль и наказывают их за каждую плохую отметку. Страх нака­зания за тройки и двойки, часто совершенно неоправ­данный, пронизывает рисунки и рассказы многих детей, особенно первоклассников. Один мальчик нарисовал, как мама будет наказывать его за двойку, которую он когда-нибудь еще получит, «потому что плохо пишет по письму». На этом рисунке мама его «дубасила»: сначала дубиной, потом табуреткой и напоследок... платяным шкафом!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.