Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование различных форм защиты






Ребенка поранят,

и он заплачет,

О сердце детских дней

Далекое...

Как мне тебя вернуть?

Исикава Такубоку

Все люди — и взрослые, и дети — в трудных для себя жизненных ситуациях используют разные формы защи­ты от внешней и внутренней опасности. На основе зна­ний и личного опыта они, как умеют, стараются спра­виться с внутренним напряжением и улучшить свое душевное состояние. И для этого слушают любимую му­зыку, уходят из комнаты, громко хлопнув дверью, или просят помощи и совета. Проявление таких защитных стратегий можно легко заметить в рисунках и рассказах детей («получил двойку — играю солдатиками»; «учитель­ница наказала — думаю, что дура»; «скучно — как закри­чу!»). При этом нередко детское защитное поведение: и типичные для них автоматически используемые защит­ные реакции, и осознанно применяемые стратегии совладания — трактуется родителями, воспитателями и учи­телями как упрямство, капризы, агрессия, лживость или невоспитанность ребенка.

В этой главе мы рассмотрим особенности детского защитного поведения и только в следующей главе обра­тимся к психологическим защитным механизмам. Поче­му сначала поведение, а потом — защиту на уровне пси­хических функций, посредством автоматического включения психологических защитных механизмов? Во-пер­вых, логичнее начать исследование проблемы с того аспекта, который легче фиксировать: первичная защита у ребенка осуществляется в виде врожденных действий. Во-вторых, такие поведенческие акты «зримы»: их может наблюдать и регистрировать не только специалист — психолог, но и любой другой взрослый человек. И в-третьих, если обратиться к самым сложным и высоко­организованным защитным нормам поведения — ко-пинг-стратегиям, то они могут и выступать как осознан­ные целостные варианты бессознательных защит, и/или включать их как составные элементы. Это означает, что копинг-поведение служит удобным мостиком к само­му интересному и в то же время, с процедурной точки зрения, самому сложному — психологическим защитным механизмам. Здесь существенно и то, что сами дети (младшие школьники, принявшие участие в нашем исследовании) — были способны замечать особенности своего защитного поведения и отдавать себе в нем отчет, т. е. осознавать. Это позволяло нам взглянуть на дет­скую защиту не с точки зрения взрослых, а глазами самих детей. Именно поэтому мы решили начать обсуж­дение защиты у детей с анализа характерных для них осознанных стратегий совладания со стрессом, или ко-пинг-стратегий.

Напомним: копинг — это активные, преимуществен­но сознательные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы. По своему содержа­нию понятие копинга близко к понятию психологиче­ской защиты. Действительно, если происходит стрессовое событие, человек реагирует на него либо подсознательно (автоматическими адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защит­ных автоматизмов от копинг-стратегий является неосоз­нанное включение первых и сознательное использова­ние вторых.

В нашем исследовании приняли участие 238 школь­ников в возрасте от 7 до 11 лет, ученики 1-5 классов санкт-петербургских школ [32]. С их помощью мы полу­чили возможность ответить на два важных с нашей точки зрения вопроса. Первый: «Какие конкретные жизненные события провоцируют детское защитное поведение?». И второй: «Какие стратегии защитного поведения — ко­пинга — характерны для детей?».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.