Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отношения со сверстниками






Названия рисунков и рассказов на эту тему: «Друг переехал в новую квартиру», «Меня выдали друзья», «По­били на улице», «Напали взрослые ребята», «Вика при­шла и выгнала с лазелок», «У меня нет друзей», «Поссо­рилась с подругой», «Когда я побежден». Можно видеть, что детские рисунки и рассказы отражают самый широ­кий спектр проблем человеческих взаимоотношений, вы­зывающих переживания. Это — разлука, предательство, конфликты, угрозы, поражение, отчуждение.

Круг людей, значимых в жизни ребенка, постепенно расширяется. Для дошкольника особо значимы отноше­ния с родителями. Для первоклассника и второклассни­ка—с учителями. Эмоциональная жизнь более старших детей и подростков в существенной степени определяет­ся отношениями со сверстниками. Как подчеркивает В. С. Мухина, начальная школа погружает ребенка, пре­жде защищенного семьей, в ситуацию, где в реальных отношениях следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность — право быть равноправным в общении с другими людьми. В ситуации формального равенства (все — одноклассники и все — ровесники) дети сталкиваются с разной природной энер­гетикой, с разной культурой эмоционального и речевого общения, с разной волей и разным чувством личности. Причем нередко эти столкновения приобретают ярко вы­раженные экспрессивные формы [70].

Рассказ Лены А., 11 лет: «На уроке физкультуры мы играли в пятнашки с мячом. Сережа нечестно меня запятнал (так нельзя было пятнать). И вот мы стали разбираться, а Рома поднял мяч и запятнал меня, и сказал, чтобы я села. Его тогда все поддержали. Я упорно доказывала поступившему со мной так, что это несправедливо. Я чувствовала себя обиженной и всеми отвергнутой. Я думала, что этот человек всегда та­кой, и мне в таких случаях хочется плакать, и меня понимает только кот и больше никто. Все остальные или заняты своими заботами, или просто не хотят ме­ня слушать. А некоторые даже не понимают меня, или смеются, или требуют, чтобы я от них отстала. То­гда мне всегда хочется плакать и кому-нибудь, кто ме­ня поймет, все рассказать, излить, что у меня накопи­лось на сердце. Но это, к сожалению, получается очень редко. А кот очень доброе и понятливое существо. Он как человек, все понимает».

Наше исследование показало, что конфликты со свер­стниками представлены в рисунках детей 10—11 лет в 8 раз чаще, чем в рисунках младших детей. К сожале­нию, эти конфликты и связанные с ними переживания часто не только непонятны, но и неинтересны или даже смешны родителям и взрослым.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.