Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отклонения свойств личности






Мы провели исследование 257 младших школьников в возрасте от 7 до 11 лет с помощью адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттелла. Это позволило выявить наибо­лее характерные для этой возрастной группы отклоне­ния эмоциональных и поведенческих свойств личности [1]. Прежде чем говорить об отклонениях, надо уточ­нить понятие нормы. В интерпретации Р. Кеттелла, по­нятие личности включает в себя такие категории, как «темперамент», «характер», «индивидуальность». Он да­ет личности очень общее определение: «Личность — это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации», и рассматривает ее как сложную и дифференцированную структуру определенных черт [135].

Черты личности — это наиболее устойчивые компо­ненты, относительно не зависимые от мотивационных факторов и внешней ситуации. Любая изолированная черта может представлять собой следствие влияния на­следственности (физиологических внутриорганизменных условий), следствие влияния среды (социальных инсти­тутов и культуры) или влияния того и другого. Черты личности Кеттелл разделяет на четыре группы:

• Черты темперамента, основанные на конституцио­нальных (врожденных) аспектах реакций, таких как скорость, энергичность, эмоциональная реактив­ность.

• Динамические черты, связанные со свойствами устой­чивых установок и приводящие индивида в действие в направлении некоторой цели.

• Черты — способности, связанные с эффективностью достижения человеком какой-либо цели.

• Черты — состояния, роли и динамические установки, наиболее преходящие и флуктуирующие в структуре личности [116].

Информацию о личности Р. Кеттелл черпал из трех источников: наблюдения за поведением индивида в раз­ных реальных ситуациях, самооценки и объективных тес­тов. С помощью процедуры факторного анализа ему уда­лось выделить некоторые базовые черты, или свойства личности, — глубинные факторы, определяющие или контролирующие изменения поверхностных (ситуацион­ных) черт. Любое личностное свойство понимается как биполярная шкала, на которой индивид может быть представлен условной точкой. Детский вариант личност­ного вопросника Р. Кеттелла оценивает двенадцать фак­торов (биполярных личностных свойств детей) по деся­тибалльной шкале (см. таб. 1).

Низкие (1-3 стена) и высокие (8-10 стеков) шкаль­ные показатели говорят о наличии отклонений свойства личности в сторону одного или другого полюса. Напри­мер, фактор О измеряет выраженность состояния тре­вожности у детей. Низкие значения этого фактора свиде­тельствуют о спокойствии и безмятежности ребенка, от­личающих его от большинства других детей. Высокие — о тревожности и озабоченности, которые тоже являются отличительным свойством по сравнению с большинст­вом. Средняя выраженность фактора (значения от 4 до 7 стенов) показывает, что спокойствие и тревожность не являются теми свойствами личности, которые отличают этого ребенка от большинства сверстников. Согласно закону нормального распределения, средние значения какого-либо показателя являются самыми частыми и выявляются примерно у 70% людей, поэтому их счи­тают нормативными. Отклонения от среднего в сторону высоких или низких значений встречаются примерно в 15% наблюдений.

Таблица 1. Перечень факторов, определяемых с помощью адаптированного модифицированного варианта детского личностного вопросника Р. Кеттелла

Свойство личности Фактор Свойство личности
Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодуш­ный -А+ Открытый, доброжелатель­ный, общительный, участливый
Низкая степень сформиро­ванности интеллектуаль­ных функций, преоблада­ние конкретных форм мышления, небольшой объем знаний -в+ Высокая степень сформнро-ванности интеллектуальных функций, достаточное развитие абстрактных форм мышления, большой объем знаний
Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый -с+ Уверенный в себе, спокойный, стабильный
Сдержанный, флегматич­ный, неторопливый -D+ Легко возбудимый, реактивный, нетерпеливый
Послушный, зависимый, уступчивый, подчиненный -Е+ Доминантный, независи­мый, напористый
Осторожный, благоразум­ный, рассудительный, серьезный -F+ Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый
Недобросовестный, пре­небрегающий обязанностя­ми, безответственный -G+ Добросовестный, исполнительный, ответственный
Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе -н+ Социально смелый, непри­нужденный, решительный
Реалистичный, практич­ный, полагающийся на себя -1+ Чувствительный, нежный, зависимый от других
Спокойный, безмятежный, оптимистичный -о+ Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений
Низкий самоконтроль, плохое понимание социаль­ных нормативов -Q3+ Высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов
Расслабленный, спокой­ный, невозмутимый -Q4+ Напряженный, раздражи­тельный, фрустрированный

Теперь обратимся к тому, отклонения каких лично­стных свойств оказались характерными для исследован­ной нами выборки младших школьников.

Повышенная напряженность, раздражительность, фрустрированность отмечена у 43% детей (высокие значения фактора Q4). Это говорит о наличии у них избытка побу­ждений, которые не находят практической разрядки в деятельности. В поведении таких школьников преобла­дает нервное напряжение. Они раздражаются, если их ненароком толкнут. Порой злятся на всех. Вздрагивают при неожиданных звуках. Повышают голос. Не могут ждать. И нередко делают то, чего не следовало бы делать. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, такое отклонение нередко диагностируется у школьни­ков с хорошими интеллектуальными способностями, но низкой успеваемостью [1]. Расслабленность, спокойствие, невозмутимость (низкие значения фактора Q4) в нашей выборке были отмечены у 11, 3% детей, то есть таких бы­ло почти в 4 раза меньше.

Тревожность и озабоченность (высокие значения фак­тора О) были выявлены у 33, 5% обследованных детей. Это свидетельствует об их постоянной озабоченности, ожидании неудач, пониженном настроении. Такие дети полны мрачных опасений, легко расстраиваются. Они считают, что в их жизни много неприятностей и затруднений и что мечты их почему-то не сбываются. Детям порой одиноко и грустно. И тогда они сидят без дела и чувствуют себя очень плохо. Считается, что высокая тревожность является основой для возникновения нев­роза. В то же время, она может быть ситуационным ин­дикатором тревоги или депрессии. Как правило, высокая тревожность — это характерное свойство личности детей младшего школьного возраста, которое встречается у 70—75% детей [92]. Отметим, что спокойствие, безмятеж­ность н оптнмистичность (низкие значения фактора О) вы­явлены только у 6, 6% обследованных нами младших школьников.

Робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (низкие значения фактора Н) выявлены у 30, 4% школь­ников, принявших участие в нашем исследовании. По мнению таких детей, им живется не слишком хорошо: учитель говорит о них мало, родители часто заняты, взрослые обижают и с ними не разговаривают. Самим детям в разговор вступить трудно из-за робости и смуще­ния, а рассказать смешное и вовсе невозможно. Непри­ятности такие дети помнят долго. Социальная смелость, решительность и непринужденность (высокие значения фактора Н) наблюдались в три раза реже, у 10, 5% школь­ников.

Чувствительность, нежность, зависимость от других (высокие значения фактора I) отличали 23, 4% детей. Это указывает на их эмоциональную сенситивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственные» мягкость и подчиненность. Они любят природу, играют с маленькими, плачут, когда читают грустные истории, и «боятся прикоснуться к пауку». Согласно наблюдениям И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, эти мягкие, сентиментальные и доверчивые дети очень нуждаются в поддержке, так как сильно подвержены неблагоприят­ным влияниям внешней среды [1]. Реалистичность и прак­тичность (низкие значения фактора I) наблюдались у 10, 5% обследованных нами детей.

Легкая возбудимость, реактивность, нетерпеливость (высокие значения фактора D) были характерны для 20, 6% младших школьников Они сверхреактивны даже на слабые провоцирующие стимулы. Легко отвлекаются и плохо концентрируют внимание. Моторно растормо-женны и не только чрезвычайно активны, но даже само­надеянны. Внешне дети производят впечатление очень живых, беспокойных, непоседливых и надоедливых. Они не могут усидеть на месте. Делают массу помарок. Много говорят. По данным авторов адаптации вопросника, эти свойства личности формируются и на основе темпера­мента, и под влиянием неправильного воспитания [1]. Сдержанность, флегматичность, неторопливость (низкие значения фактора D) характеризовали только 12, 5% об­следованных нами детей.

Низкий самоконтроль и плохое понимание социальных нормативов (низкие значения фактора Q3) выявлены у 19, 8% детей. Эти школьники плохо умеют контролиро­вать свое поведение и плохо организованны. В школе таким детям трудно. Если другие шумят и шалят, они шумят и шалят тоже. Вместо уроков они бы с большим удовольствием пошли в кино, играли бы в разные игры или даже «катались бы на автомобиле». Высокий само­контроль и хорошее понимание социальных нормативов (высокие значения фактора Q3) отмечены реже, у 11, 3% школьников.

Различия в частоте отклонений в сторону высоких и низких значений по другим факторам были не столь суще­ственными. Приведенные нами данные позволяют соста­вить обобщенный психологический портрет детей млад­шего школьного возраста. Это дети напряженные, тре­вожные, робкие, чувствительные, легко возбудимые, с низким самоконтролем. Характерные для младших школь­ников отклонения свойств личности позволяют считать, что их главной особенностью является обостренная эмо­циональность.

Интересно также проследить различия в отклонени­ях личностных свойств у мальчиков (120 чел.) и девочек (137 чел.), которые приняли участие в нашем исследова­нии. Более чем у 20% мальчиков выявлены такие откло­нения свойств личности:

• напряженность, раздражительность, фрустрированность (34, 2%),

• робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (31, 7%),

• чувствительность, нежность, зависимость от других (27, 5%),

• добросовестность, исполнительность, ответственность (24, 2%),

• тревожность, озабоченность (21, 7%),

• доминантность, независимость, напористость (20, 8%),

• высокая степень сформированности интеллектуаль­ных функций (20, 8%).

Более чем у 20% девочек отклонения личностных свойств были следующими:

• напряженность, раздражительность, фрустрирован-ность (50, 4%)

• тревожность, озабоченность (43, 8%),

• робость, застенчивость, чувствительность к угрозе (29, 2%),

• недобросовестность, безответственность (27, 7%), 152

• низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов (27, 0%),

• замкнутость, недоверчивость, обособленность, равно­душие (27, 0%),

• легкая возбудимость, реактивность, нетерпеливость (22, 6%),

• высокая степень сформированности интеллектуаль­ных функций (22, 6%).

Статистически значимые различия прослеживались по трем позициям. Девочек достоверно чаще, чем маль­чиков, отличали высокая напряженность (р< 0, 02) и тре­вожность (р< 0, 02). Кроме того, девочки, в отличие от мальчиков, чаще выступали как недобросовестные и без­ответственные, с точки зрения взрослых (р< 0, 001).

Кроме того, на уровне сильной тенденции, девочки по сравнению с мальчиками чаще были замкнутыми, не­доверчивыми, отличались низким самоконтролем и пло­хим пониманием социальных нормативов. Все эти дан­ные позволяют сделать вывод о большей эмоциональной нестабильности девочек (высокая тревожность и напря­женность) и об их склонности к иррациональному поведе­нию (безответственность, плохое понимание социальных нормативов).

Сравнение детей по возрасту выявило только одно статистически значимое различие. Так, среда школьни­ков старшей возрастной группы (10—11 лет) достоверно чаще встречались неуверенные в себе и легко ранимые дети (низкие значения фактора С). Возможно, что это является следствием гормональных перестроек в пред­дверии подросткового полового созревания. Такие ребя­та остро реагируют на неудачи, оценивают себя как ме­нее способных по сравнению со сверстниками, отлича­ются лабильностью настроения, плохо контролируют эмоции и трудно приспосабливаются к новым условиям. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской, к неуверенности в себе младших школьников нередко приводит неблагополучие в учебной деятельности [1]. По нашим данным, дети с низкими значениями факто­ра С чаще обнаруживаются среди одаренных детей из эстетических классов и среди детей с задержкой психи­ческого развития, чем среди школьников из обычных классов [78]. По-видимому, эти школьники, взрослея, набираясь опыта и сравнивая себя с другими детьми, осознают свою непохожесть на других и начинают фор­мировать психологические комплексы. Так, низкая сте­пень сформированности интеллектуальных функций у детей с задержкой психического развития, выступающая в качестве первичного дефекта, нередко обуславливает вторичные психические нарушения: замкнутость, неуве­ренность, зависимость от других. Замкнутость и неуве­ренность, в то же время, могут явиться следствием не только низкого, но и высокого интеллекта, так как люди со средним уровнем умственного развития, составляю­щие большинство, склонны отвергать как менее, так и более умных людей [81].

Варианты формирования типа личности

Тип темперамента и характера, акцентуация характе­ра, личностный тип — это те важные категории, которые не только обуславливают индивидуальные различия че­ловека, но и служат адекватной «мишенью» для коррек­ции в тех случаях, когда психологическая и социальная адаптации личности по каким-то причинам затруднены. Так, В. Н. Мясищев, один из методологов проблемы «трудного» детства, на основе своих наблюдений диффе­ренцировал следующие случаи [71]:

• Эмоционально неустойчивые дети (как правило, из семей без твердого руководства, определенного ре­жима, последовательного образования с раннего воз­раста).

• Легко возбудимые, аффективные, «взрывчатые» дети (происходящие чаще всего из социально неблагопо­лучных семей).

• Дети с эгоистическими наклонностями (из семей, где ребенка излишне балуют).

• Замкнутые, недоверчивые, скрытные дети (формиру­ются в обстановке конфликтных ситуаций в семье, деспотического воспитания, заброшенности, оскор­бительного отношения).

Принято считать, что характер ребенка формируется в подростковом возрасте [59, 60, 123]. В то же время и у детей 8—12 лет с помощью специальных методов анализа можно выделить различные варианты формиро­вания типа личности [4]. Мы провели диагностику типологии личности у 258 учащихся начальных классов нескольких школ Санкт-Петербурга в рамках разраба­тываемой нами программы профилактики нервно-пси­хических нарушений у школьников. Первоначально, с помощью адаптированного варианта детского личност­ного вопросника Р. Б. Кеттелла, были выявлены свойст­ва личности учащихся 7—11 лет [74, 78], а затем, на основе процедуры детерминантного анализа, определе­ны их наиболее характерные сочетания. Эти характер­ные сочетания личностных свойств мы рассматриваем как возможные варианты формирования типа личности младших школьников (см. табл. 2). Всего нам удалось выявить восемь вариантов:

1. Гармоничный (два подтипа): интеллектуально ода­ренный и социально смелый

2. Конформный

3. Чувствительный

4. Тревожный

5. Доминирующий

6. Интровертированный (два подтипа): активный и пассивный

7. Инфантильный (два подтипа): моторно-растормо-женный и апатичный

8. С задержкой интеллектуального развития (два под­типа): подчиненный пассивный и добросовестный нор­мативный.

Представленные в таблице 2 данные показывают, что эти типологические варианты можно объединить в груп­пы на основе общих признаков. Наиболее интересными из них, на наш взгляд, являются следующие:

• Замкнутость — открытость (фактор А). Замкнуты­ми, недоверчивыми, отгороженными от других ока­зались ребята интровертированные, инфантильные и I подтип детей с задержкой интеллектуального развития. Открытыми, общительными, доброже­лательными — дети гармоничного, конформного и чувствительного типов. Сразу отметим, что при­мерно на такие же группы они делились по значе­нию фактора С: неуверенность в себе — уверенность в себе.

• Сдержанность — возбудимость (фактор D). Сдержан­ными, флегматичными, неторопливыми были ребята гармоничного, конформного, чувствительного типов, инфантильные апатичные и дети с задержкой интел­лектуального развития. Напротив, легко возбудимы­ми, реактивными и нетерпеливыми оказались доми­нирующие, интровертированные и инфантильные моторно-расторможенные дети.

• Расслабленность — напряженность (фактор Q4). Рас­слабленными, спокойными, невозмутимыми были дети гармоничные интеллектуально одаренные (I под­тип), конформные, чувствительные, с задержкой ин­теллектуального развития. Напряженными, раздражи­тельными, фрустрированными — тревожные, доми­нирующие, интровертированные и инфантильные дети.

• Низкая степень сформированное™ интеллектуаль­ных функций — высокая степень сформированное™ интеллектуальных функций (фактор В). Низкий уро­вень интеллекта отличает конформных, инфантиль­ных детей и детей с задержкой интеллектуального развития. Высокий уровень — гармоничных, доми­нирующих, интровертированных активных школь­ников.

• Послушание — 'доминантность (фактор Е). Послуш­ными, зависимыми, подчиненными были дети кон­формные, чувствительные, тревожные, с задержкой интеллектуального развития, а доминантными, неза­висимыми, напористыми — интеллектуально одарен­ные, доминирующие и интровертированные актив­ные дети.

• Робость — социальная смелость (фактор Н). Робки­ми, застенчивыми, чувствительными к угрозе были дети тревожные, интровертированные и инфантиль­ные. Социально смелыми, непринужденными в об­щении — гармоничные, конформные и доминирую­щие дети.

Таблица 2 Свойства личности у младших школьников с различными вариантами типа личности

Рассмотрим типы личности младших школьников бо­лее подробно (см. также приложение I).

1. Гармоничный тип (всего 34 человека, т. е. 12, 4% обследованных детей: 17 мальчиков и 15 девочек). Свой­ства личности ребенка: открытый, с высоким уровнем интеллекта, уверенный в себе, сдержанный, добросове­стный, социально смелый1. Можно видеть, что эти свой­ства позволяют ребенку успешно адаптироваться к со­циуму и стать активным участником общественно-тру­довой деятельности. В рамках этого типа выделено два подтипа: интеллектуально одаренные и социально сме­лые дети.

I подтип, интеллектуально одаренный (всего 8 чело­век, или 3, 1%: 6 мальчиков и 2 девочки). Свойства лич­ности ребенка2: с высоким уровнем интеллекта, спокой­ный, открытый, уверенный в себе, сдержанный, доминант­ный, добросовестный, осторожный, социально смелый, с хорошим самоконтролем, расслабленный.

У этих детей оказались самые высокие значения интеллекта и самая хорошая эмоциональная уравнове­шенность. Их свойства личности — это те индивидуаль­но-психологические особенности, которые являются желательными в ребенке для большинства родителей и педагогов и поэтому могут быть положены в осно­ву создания психологического портрета «идеального школьника». К сожалению, школьники этого подтипа составили лишь 3, 1% общего количества обследованных детей.

______________________________________

1 Свойства личности определяются усредненным значением фактора: больше чем 6 стенов (+), меньше чем 5 стенов (—).

Достоверность разности средних значений свойств детей с раз­личными вариантами формирования типа личности устанавлива­лась с помощью t-критерия Стьюдента.

2 Здесь и ниже мы будем перечислять свойства ребенка от бо­лее выраженных к менее выраженным в структуре его личности.

 

Как отмечает Э. М. Александровская [4], практиче­ская направленность таких учащихся проявляется в эф­фективном овладении учебной деятельностью, в стрем­лении к хорошим результатам. Основой этому служит высокий уровень развития вербального интеллекта, та­ких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, хорошее владение логическими и математи­ческими операциями, а также легкость усвоения новых знаний. В целом сочетание их личностных свойств пред­ставляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает интеллектуально одаренным учащимся бы­струю и эффективную адаптацию.

Отметим также, что обнаруживаемая у этих детей до­минантность (склонность к самоутверждению, лидерст­ву, проивопоставлению себя окружающим) в сочетании с высоким интеллектом и открытостью обеспечивает ус­пешность детей в сфере общения и лидерства [81]. Это проявляется в легкой приспособляемости к новым си­туациям и непринужденном вступлении в контакты с другими людьми, а также в тенденции руководить игра­ми и занятиями других детей, генерировать идеи и реше­ния задач, проявлять инициативу в общении со сверст­никами, принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для этого возраста.

Следует, однако, иметь в виду, что свойство доми­нантности, которое присутствует у этих детей, может обусловить наличие у них поведенческих проблем, на­пример, агрессивности как выражения потребности к самоутверждению. По данным И. Н. Гильяшевой и Э. М. Александровской [1], высокие значения фактора Е регистрируются у тех, кто имеет склонность противо­поставлять себя другим, отличается стремлением к ли­дерству и независимости.

Для иллюстрации приведем следующий пример. Ко­гда мы попросили детей нарисовать неприятные для них жизненные ситуации, мальчик Рома 9 лет, у которого был диагностирован интеллектуально одаренный под­тип личности, нарисовал драку со сверстником. Рису­нок был озаглавлен весьма красноречиво «Когда я побе­жден». Таким образом, смыслом существования детей этого подтипа можно считать победы, или жизненный успех. Значит, отрицательные переживания у них бу­дут возникать, когда по каким-то причинам они не смо­гут быть победителями.

II подтип — социально смелый (всего 24 человека, или 9, 3%: 11 мальчиков и 13 девочек). Свойства личности ребенка: социально смелый, открытый, уверенный в себе, добросовестный, с высоким уровнем интеллекта, сдержанный. Достоверные отличия от I подтипа: не столь высокий уровень развития интеллекта, средняя степень самоконтроля, доминантности и напряженности.

Главной чертой этих детей является умение ладить и взаимодействовать с окружающими людьми — и детьми, и взрослыми, — вследствие открытости и уверенности в себе. Если профиль интеллектуально одаренных ре­бят можно рассматривать как «идеальный» вариант фор­мирования личности ребенка, то профиль детей соци­ально смелых — как то гармоничное сочетание свойств личности, которое на практике встречается чаще и дос­таточно успешно адаптирует ребенка к социальному окружению.

Существенно, что у детей этого подтипа самым не­приятным событием в жизни были не удовлетворяющие их школьные отметки. Однако это была просто конста­тация факта, что какая-то плохая отметка, от кола до тройки, получена. Ни о каких переживаниях по этому поводу дополнительно не сообщалось.

2. Конформный тип (6 человек, или 2, 3%: 4 мальчика и 2 девочки). Свойства личности ребенка: открытый, расслабленный, интеллект ниже среднего уровня, с вы­соким самоконтролем, уверенный в себе, сдержанный, послушный, добросовестный, социально смелый, спо­койный. Его профиль личности практически повторяет рисунок профиля интеллектуально одаренных школьни­ков, за исключением «провалов» по факторам В и Е. Это означает, что конформные дети менее умные и не доми­нантные, а послушные.

Согласно результатам исследования, они оказались самыми открытыми и общительными среди всех других групп школьников. Однако вследствие недостаточного развития интеллекта и послушания (уступчивости), кон­формные нередко попадают в сильную зависимость от ситуации и окружающих людей. К сожалению, из-за не­доразвития познавательных функций эти дети не очень успешны в учебе. Если такой ребенок не справляется с учебной нагрузкой и попадает в число неуспевающих, а значит, отвергаемых, у него может проявиться склонность к неврозоподобным и астеническим расстройствам [4].

3. Чувствительный тип (19 человек, или 7, 4%: 11 маль­чиков и 8 девочек). Свойства личности ребенка: чувст­вительный, открытый, сдержанный, добросовестный, расслабленный, уверенный в себе, с высоким самокон­тролем, послушный, осторожный. От школьников гар­моничного типа их отличает обостренная чувствитель­ность, еще большая добросовестность и средний уровень развития интеллекта.

Доминирующими чертами детей чувствительного ти­па можно считать обостренную чувствительность и доб­росовестность. Это выражается в их мягкости, даже неж­ности и сентиментальности, доверчивости, ранимости, зависимости от мнения, настроения, отношения других шдей, а также в очень высоком чувстве долга, ответст­венности, исполнительности и аккуратности.

Интересно, что одним из самых неприятных жизнен­ных событий для детей этого типа является материальная утрата чужих вещей. Эту ситуацию дети очень тяжело переживают («Я разбила мамину любимую вазу и не на­хожу себе места»). В этой особенности проявляется вы­сокая моральная нормативность и некоторый инфанти­лизм интересов и ценностей чувствительных школьни­ков. (Возможно, это в некоторой степени объясняется тем, что в нашей выборке 16 из 19 детей чувствительного типа относились к младшей возрастной группе.)

Отметим: детей трех рассмотренных выше типов объ­единяет открытость (общительность), уверенность в себе и добросовестность. Эти свойства лежат в основе их луч­шей, по сравнению с другими детьми, социальной при­способленности [1].

4. Тревожный тип (всего 5Q человек, или 19, 4%: 22 маль­чика и 28 девочек). Свойства личности ребенка: тревож­ный, чувствительный, робкий, послушный, с высоким самоконтролем, добросовестный, осторожный, напря­женный. Основными при разграничении гармоничных и тревожных школьников можно считать семь факторов, по которым обнаружены статистически значимые отличия. Гармоничных отличает открытость, высокий уровень ин­теллекта, уверенность в себе, сдержанность, а тревожных — тревожность, чувствительность и социальная робость.

Надо также иметь в виду, что по некоторым свой-гвам личности тревожные дети похожи на чувствительных. И тех и других характеризует средний уровень раз­вития интеллекта, чувствительность, осторожность, доб­росовестность, послушание. Статистически значимые отличия между типами состоят в следующем. Дети чув­ствительного типа более открыты, уверены в себе, сдер­жанны, добросовестны, не столь застенчивы в социаль­ных контактах. Дети тревожного типа тревожны и на­пряженны. Их отличают повышенная впечатлительность, излишнее волнение, пониженное настроение, постоян­ное предчувствие угрозы, опасности и, как результат, — повышенная напряженность. По нашим данным, это не­редко бывает следствием психотравмирующего опыта — тех опасных и неприятных жизненных событий, которые уже пережили эти школьники.

Например: «У меня была ситуация, когда я шел до­мой один и на меня напали большие пацаны, и начали требовать драгоценные вещи. Но у меня ничего не бы­ло». Или: «Я нарисовал, как меня побили на улице и от­кололи ползуба», «Потерялась», «Чуть не попал подма­шину».

На основе пережитого, тревога как предчувствие опас­ности становится стойким эмоциональным состоянием ребенка. Зависимость от этого доминирующего состоя­ния может вызвать у некоторых тревожных детей затруд­нения в усвоении школьной программы. Напомним, что тревожность — это характерная возрастная черта млад­шего школьника. По-видимому, вследствие этого детей тревожного типа в нашей выборке оказалось больше всего.

Как отмечает Э. М. Александровская, ведущей на­правленностью ребят чувствительного и тревожного ти­пов является общение, т.к. именно социальное взаимо­действие служит источником получения эмоционального подкрепления, столь для них необходимого. Ожидание положительной оценки своих действий со стороны окру­жающих, зависимость от их мнений, оценок и отноше­ний может предопределять трудности в сфере общения [4].

5. Доминирующий тип (всего 45 человек, или 17, 4%: 17 мальчиков и 28 девочек). Свойства личности ребенка: напряженный, доминантный, склонный к риску, легко возбудимый, тревожный, недобросовестный, с низким самоконтролем, с высоким уровнем интеллекта, социаль­но смелый, реалистичный. От гармоничного типа доми­нирующих школьников отличает склонность к риску, не­добросовестность, плохой самоконтроль, напряженность, не столь выраженная открытость. Однако доминирую­щие тоже обладают высокой степенью сформированно-сти интеллектуальных функций и социальной смелостью. С интеллектуально одаренными школьниками их, кроме этого, объединяет свойство доминантности.

Характерными чертами детей доминирующего типа является склонность к риску, беспечность и храбрость. Ни в одном другом типологическом варианте личности младших школьников высоких значений фактора F обна­ружено не было. Детей, имеющих высокую оценку по этому фактору, отличают: энергичность, активность, от­сутствие страха в ситуации повышенного риска; им при­сущи переоценка своих возможностей и даже чрезмер­ный оптимизм [1]. Если проанализировать неприятные ситуации, участниками которых были такие дети, мож­но заметить, что многие из этих ситуаций доминирую­щие создали сами благодаря своим личностным особен­ностям.

Например: «Был будильник, и он упал с ниточки, торчавшей из окна». Или: «Падают 4 банки компота, и разбивается кружка. Это мы в прятки играли с девоч­ками и сестрой», «Я облил кипятком кошку», «Кон­фликт с папой», «Не хочу делать уроки».

Существенно, что дети этого типа не придают боль­шого значения отметкам, много конфликтуют, шалят. В основе трудностей их адаптации, связанных с усвоением норм поведения, лежит сочетание высокой активности, склонности к риску и низкого самоконтроля. Если окру­жающие пытаются противодействовать стремлениям до­минирующих детей, подавить, подчинить их, возникает конфликтная ситуация. Дизадаптация проявляется в ви­де реакции активного протеста и повышения тревожно­сти и напряженности. Может возникнуть недоверие ко взрослым. При сохранении неблагоприятной ситуации такая защитная реакция становится привычным модусом поведения [1].

Интересно, что склонность к риску, бесстрашие в со­четании с высоким интеллектом — свойство одаренных людей. Наш анализ показал, что школьники домини­рующего типа, особенно мальчики, чаще представлены среди учащихся эстетических, а не обычных классов.

6. Интровертированный тип (всего 52 человека, или 20, 1%: 30 девочек и 22 мальчика). Свойства личности ре­бенка: замкнутый, неуверенный в себе, легко возбуди­мый, недобросовестный, робкий, тревожный, с низким самоконтролем, напряженный. Все перечисленные свой­ства могут спровоцировать трудности адаптации. Выде­ляют два подтипа интровертированных детей: активный и пассивный.

I подтип — интровертированный активный (всего 39 человек, или 15, 1%: 20 девочек и 19 мальчиков). Свой­ства личности ребенка: напряженный, тревожный, роб­кий, замкнутый, легко возбудимый, доминантный, не­уверенный в себе, с низким самоконтролем, с высоким уровнем интеллекта, недобросовестный.

Следует обратить внимание на два свойства, которые объединяют интровертированных активных, интеллек­туально одаренных и доминирующих детей. Это — вы­сокий уровень интеллекта и доминантность (склонность к самоутверждению). Однако еще большее количество признаков эти группы разделяет. Интровертированных активных детей, в отличие от интеллектуально одарен­ных, характеризуют: напряженность, тревожность, соци­альная робость, замкнутость, низкий самоконтроль, воз­будимость, недобросовестность, неуверенность в себе. По сравнению с доминирующими, дети рассматривае­мого подтипа — замкнутые, неуверенные в себе, роб­кие, осторожные. Кроме того, они еще больше, чем доминирующие, напряженны, тревожны и возбудимы. Такие отклонения свойств личности неизбежно будут ле­жать в основе жизненных трудностей школьника, про­воцируя целый спектр эмоциональных и поведенческих проблем.

По данным Э. М. Александровской, характерной для интровертированных активных ребят является направ­ленность на познавательную деятельность [4]. В то же время, высокий уровень развития интеллекта сочетается у них с пониженным контролем за окружающей действительностью в силу их замкнутости и социальной робо­сти. Они живут в своем внутреннем мире, поэтому очень часто просто не обращают внимания на то, что их окру­жает.

При анализе неприятных ситуаций, которые рисова­ли эти дети, самыми интересными нам показались си­туации с учебой и фрустрированными потребностями.

Ситуации с учебой: «Я не могу справиться с зада­чей», «Мне никак не сделать природу», «Каникулы еще через два дня. Ждем каникул. Спать хочу. В школу не хочу. На дачу хочу. Телевизор хочу смотреть». Трудно­сти подстерегали детей не в результате, а в самом процессе деятельности, в процессе ожидания, нежела­ния что-либо делать. Примеры фрустрированных по­требностей: «Никак не перейти дорогу», «Хочется мо­роженого, да денег нет. Мне очень хочется его, ну очень! Я его люблю это мороженое, обожаю. Но нельзя. Мы уходим из магазина».

В основе таких переживаний лежит избыток внутрен­них побуждений, порой не находящий практической раз­рядки, постоянный внутренний конфликт между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо». Неудивительно, что такие осо­бенности могут привести к общей невротизации лично­сти ребенка. Как отмечено в литературе, специфическим признаком дизадаптации для этой группы детей является синдром повышенной аффективной возбудимости в ви­де реакции активного протеста (потеря контроля над своими действиями, агрессивность) [4].

В то же время, высокая познавательная активность в сочетании со склонностью к самоутверждению обеспе­чивает успешность этих детей в самых разных видах учеб­ной и творческой деятельности. Так, по нашим данным, интровертированные активные школьники чаще других были представлены среди учащихся школ-лицеев гума­нитарно-художественной ориентации.

II подтип — интровертированный пассивный (всего 13 человек, или 5, 0%: 3 мальчика и 10 девочек). Свойства личности ребенка: напряженный, робкий, тревожный, с низким самоконтролем, замкнутый, недобросовестный, возбудимый, неуверенный в себе. Достоверные отличия от гармоничных детей наблюдаются по всем этим при­знакам. В отличие от детей интровертированного актив­ного типа, пасивные более замкнуты, не столь напря­женны, их характеризует средний уровень интеллекта и доминантности. Можно видеть, что в плане социальной адаптации эти дети, по сравнению с уже рассмотренны­ми типами, — самые незащищенные, поскольку харак­терные для них свойства личности не могут обеспечить такому ребенку успешное взаимодействие с окружающим миром. Да, они могут существовать в своем внутреннем мире. Но как только оказываются во внешнем мире, им очень трудно справиться со множеством опасностей, ко­торые их там подстерегают.

Примером может служить рассказ девятилетней Маши О.: «Я очень-очень долго делаю уроки и очень-очень устаю! Мои проблемыдвойки, чашку разбила, упала с велосипеда в канаву, умерла собака, ошибки, помарки, ругают, бабушка умерла, не успеваю делать уроки».

По нашим данным, устойчивость к стрессу у этих де­тей — низкая, поэтому их можно рассматривать как «группу риска» возможной психической и социальной дизадаптации. Характерной для них является реакция ухода в себя, сопровождаемая страхами, депрессивным фоном настроения, расстройствами сна, повышенной утомляемостью [4]. По нашим данным, в неприятных для себя жизненных ситуациях учащиеся интровертирован­ного пассивного типа с высокой частотой используют всего четыре стратегии совладания со стрессом (в целом по группе обследованных детей таких стратегий — один­надцать). При этом ни одна из копинг-стратегий не по­могает им с высокой степенью эффективности.

7. Инфантильный тип (всего 38 детей, или 14, 8%: 17 мальчиков и 21 девочка). Свойства личности ребенка: замкнутый, с низким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, робкий, с низким самоконтролем, напряженный. Отличается от гармоничных детей по всем этим призна­кам. Отметим, что в эту группу попали учащиеся из клас­сов с разным профилем обучения: эстетическим, обыч­ным и коррекционным.

Характерными свойствами личности детей этого ти­па являются низкий уровень интеллекта, а также неуве­ренность в себе и социальная робость. По нашему мне­нию, именно эти свойства являются их слабым местом. Низкие значения фактора С регистрируются у тех, кто оценивает себя как менее умного и способного по срав­нению со сверстниками, остро реагирует на неудачи, обнаруживает неустойчивость настроения, плохо контро­лирует свои эмоции, раним и неустойчив, испытывает трудности в приспособлении к новым условиям. По нашим наблюдениям, неуверенность в себе часто фор­мируется в тех случаях, когда дети по каким-то призна­кам (уровню интеллекта, социальной обеспеченности, внешним данным, физическому здоровью) не соответст­вуют большинству окружающих детей. Это порождает закрытый внутриличностный конфликт на почве ком­плекса собственной неполноценности и приводит к ухо­ду в себя.

Э. М. Александровская считает, что детей инфантиль­ного типа характеризует задержка психического разви­тия, либо в виде незрелости мотивационно-потребност-ной сферы, либо в виде интеллектуальных нарушений [4]. Их отличительной особенностью является направлен­ность на игру. В рамках этого типа выделяется два под­типа: моторно-расторможенных и апатичных детей. При этом основным фактором, который позволяет дифферен­цировать два подтипа, является фактор D. Он находит свое отражение в возбудимости детей первого подтипа и сдержанности, флегматичности и даже апатичности — второго.

I подтип — инфантильный моторно-расторможенный (28 человек, или 10, 9%: 12 мальчиков и 16 девочек). Свойства личности ребенка: с низким уровнем интеллек­та, неуверенный в себе, робкий, замкнутый, легко возбу­димый, напряженный, с низким самоконтролем.

II подтип — инфантильный апатичный (всего 10 чело­век, или 3, 9%: 5 мальчиков и 5 девочек). Свойства лич­ности ребенка: напряженный, замкнутый, робкий, с низ­ким уровнем интеллекта, неуверенный в себе, сдержан­ный, недобросовестный, чувствительный, тревожный, с низким самоконтролем. От I подтипа его отличают чув­ствительность и сдержанность.

Мы считаем, что у этих детей тип личности еще дос­таточно неопределенный, поэтому, по мере взросления ребенка, он может претерпеть особенно большие изме­нения.

9. Тип личности детей с задержкой интеллектуально­го развития (всего 13 человек, или 5, 1%: 10 мальчиков и 3 девочки). Свойства личности ребенка: низкий уровень интеллекта, неуверенный в себе, сдержанный, послуш­ный, осторожный, чувствительный, тревожный, расслаб­ленный. Этот тип впервые был выделен и описан нами. Он был определен только у школьников с диагнозом «за­держка психического развития», которые обучались в коррекционной школе [79]. Основные отличия от гармо­ничного типа: низкий интеллект, неуверенность в себе, послушание, чувствительность, тревожность. Основные отличия от инфантильного типа: послушание, осторож­ность, расслабленность.

Главная проблема детей с задержкой интеллектуаль­ного развития состоит в очень низкой степени сформи­рованности интеллектуальных функций, преобладании конкретных форм мышления, плохом внимании и утом­ляемости (фактор В—), а также в замедленности психи­ческих реакций, общей расслабленности, безынициатив­ности, т. е. в низком энергетическом потенциале лично­сти (факторы D—, Q4—). Компенсировать этот недостаток дети стараются, с одной стороны, подчиненностью, за­висимостью от любых более сильных людей — детей и взрослых, а с другой — добросовестным исполнением их требований. В рамках этого типа можно выделить два подтипа: подчиненных пассивных и добросовестных нор­мативных детей.

I подтип — подчиненный пассивный (всего 4 человека, или 1, 6%: 2 мальчика, 2 девочки). Свойства личности ре­бенка: послушный, с низким уровнем интеллекта, неуве­ренный в себе, осторожный, тревожный, сдержанный, расслабленный, чувствительный, замкнутый.

II подтип — добросовестный нормативный (всего 9 человек, или 3, 5% — 8 мальчиков и 1 девочка). Свойст­ва личности ребенка: с низким уровнем интеллекта, с высоким самоконтролем, добросовестный, послушный, чувствительный, осторожный, сдержанный, неуверенный в себе, тревожный, робкий и расслабленный.

Определенные нами варианты формирования типа личности младших школьников частично совпадают по своим характеристикам с типами, описанными Э. М. Алек­сандровской, частично — не совпадают. Кроме того, в на­шем исследовании дети не разделяются на группы хоро­шо приспособленных к школе и группы испытывающих трудности в адаптации. Мы просто обращаем внимание на то, отклонения каких личностных свойств может при­вести к дизадаптации учащихся любого из описанных типов. В третьей главе будут рассмотрены особенности защитного поведения детей с различными вариантами формирования типа личности на основе анализа частоты использования и субъективной оценки эффективности детских копинг-стратегий.

* * *

Поступление ребенка в школу и включение в новую учебную деятельность требует от него определенного уровня развития познавательных процессов: дифференцированности восприятия, произвольности внимания и памяти, сформированности мыслительных операций обоб­щения и отвлечения. У детей этого возраста такие позна­вательные функции еще находятся в процессе формиро­вания, поэтому объективно обусловленное несоответст­вие некоторых детей требованиям учебной деятельности неизбежно порождает трудности в учебе и заставляет их переживать. Школьная жизнь, новая социальная ситуа­ция, переживается как стрессогенная также в связи с тем, что она ставит ранее свободного в своих желаниях ребен­ка в состояние зависимости (конфликт «хочу» — «надо»). Такая зависимость от мнений и оценок не только роди­телей, но также учителей и сверстников, побуждает де­тей к сравнению себя с другими, к осознанию своих фи­зических и психологических особенностей, толкает к са­моутверждению и постепенно рождает чувство личности. Однако процесс самосознания всегда идет через пережи­вание. Осмысленная ориентировка в собственных пере­живаниях, их обобщение и борьба постепенно формируют уровень запросов ребенка к самому себе, к своим успе­хам и к своему положению. Такая внутренняя работа очень трудна для детей и неизбежно приводит к заострению эмоциональных свойств личности. Напряженность, раздражительность, фрустрированность, высокая тревож­ность, робость, застенчивость, чувствительность к угро­зе, эмоциональная сенситивность, зависимость от дру­гих, высокая реактивность, возбудимость, нетерпеливость в сочетании с низким самоконтролем и еще недостаточ­ным пониманием социальных нормативов — характер­ные свойства младших школьников. Их физиологиче­скую основу определяет интенсивное физиологическое созревание у детей этого возраста, требующее большого напряжения от организма, возрастание подвижности нервных процессов и преобладание процессов возбужде­ния над процессами торможения. Эмоциональный уро­вень реагирования организма на «вредности» является отличительной особенностью этого возраста.

С переходом к самосознанию, т. е. к осознанию себя как отличного от других, связано формирование того или иного типа личности. У детей младшего школьного воз­раста уже можно вьщелить определенные типы, самыми характерными из которых, по нашим данным, оказались интровертированный (20, 1%), тревожный (19, 4%) и до­минирующий (17, 4%). Гармоничный тип, самый частый по данным литературы, в нашей выборке встретился ре­же (12, 2%).

Отличительной особенностью интровертированных, тревожных и доминирующих детей является, прежде все­го, повышенная эмоциональность. Это диктует необхо­димость проведения психопрофилактической и психо-коррекционной работы с такими детьми, направленной в первую очередь на осознание и отреагирование ими своих проблем и трудностей, понимание своих сильных и слабых сторон, формирование адекватного образа «Я», обучение эффективным способам поведения и навыкам самопомощи. Важным моментом такой работы является внимательное изучение защитного поведения детей.

Глава 3. ЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.