Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания младшего школьника






В возрасте 7—11 лет ребенок в целом осознает, что представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться и изменять себя в процессе обучения, усваивая коллективные знания и соответствуя системе социальных ожиданий в отношении его поведения и цен­ностных ориентации.

В этой связи хочется привести следующее высказы­вание первоклассника: «Люблю ходить в школу и получать там знания. Хочу быть отличником! Боялся шко­лы сначала. Думал, что там, как в детском саду, роди­тели оставляют детей и дети плачут. А потом в шко­ле очень понравилось».

В то же время дети начинают понимать, что отлича­ются от других, и начинают переживать свою уникаль­ность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. При этом развитие самосозна­ния, т. е. обращение психической деятельности на исследование своего «Я», — длительный процесс, кото­рый проходит в несколько этапов.

На одном из уроков психологии мы предложили вто­роклассникам перечислить, чем каждый из них отлича­ется от других детей. Было получено три варианта от­ветов. Первыйэто конкретные материальные фак­ты, например материальные ценности, которые есть у одного ребенка и которыми не обладает другой («Я от­личаюсь от других тем, что мне всегда дорогие подарки дарят»). Второй вариант ответов — отличия образа физического «Я» или собственного поведения («Я отлича­юсь тем, что у меня платье клетчатое и волосы кудря­вые» или «Я защищаю девочек»). И третий вариант — отличия личных, психологических качеств («Я не очень умная, но хитрая») [11].

Интересно, что аналогичные уровни самоанализа и самооценки описывает А. Р. Лурия на основании иссле­дования взрослых людей, стоящих на разных ступенях культурного развития [62].

Считается, что с переходом от сознания к самосозна­нию (осознанию себя как отличного от других людей) связано образование характера. Возникая на основе природных особенностей, свойств нервной системы и темперамента и формируясь под влиянием социального окружения, характер преобразует природную основу и становится определяющим качеством индивидуальности человека. В дальнейшем именно характер определяет особенности мыслительной деятельности, чувства и по­ступки человека.

Дети младшего школьного возраста уже могут быть наблюдательными и подмечать заострения черт харак­тера не только у других детей, но и у себя. На наш вопрос: «Что нового о себе ты узнал на уроках психоло­гии?»мы получили в конце учебного года такие отве­ты: «что я никогда не кричу, добролюбивая», «что я умею помогать школьникам», «что я хулиган и задира», «что я добрый и защищаю других», «что я сильнее Сидо­рова», «что я смелая и ловкая», «что у меня есть чув­ство юмора», «что я иногда добрый, а иногдазлой», «что я немножко умный и немножко глупый, но любо­пытный», «что у меня есть способности к театру», «что я умею говорить о людях», «что я не умею руково­дить», «что я очень люблю играть» [11].

В младшем школьном возрасте самосознание ребен­ка интенсивно развивается, наполняясь новыми ценно­стными ориентациями. Первое изменение касается име­ни и фамилии. Если дети дошкольного возраста чаще всего любят свои имя и фамилию, то младший школьник тонко улавливает то, как к его имени и фамилии отно­сятся одноклассники. Нередко дети приходят из школы и просят родителей изменить им имя, например, с Мар­тина на Ваню или Петю. В процессе общения со сверст­никами ребенок начинает ценить доброжелательное от­ношение к себе окружающих, выражаемое в том, как к нему обращаются, и сам учится разным формам обраще­ния. Ценностные ориентации на имя и фамилию стано­вятся нормой жизни. Только полноценно звучащее имя и принимаемая окружающими как данность фамилия обеспечивают ребенку чувство собственного достоинст­ва, уверенность в себе, позволяют поддерживать его при­тязания на признание [70].

Большое значение для ребенка этого возраста имеют также особенности лица и телесная экспрессия. Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримас­ничанье. Он с интересом относится к своей физиономии и получает удовольствие от сложной мимической игры. К концу детства лицо ребенка приобретает коммуника­тивную выразительность, т. е. на лице появляется спе­цифическое выражение, соответствующее той культур­ной среде, к которой принадлежит ребенок. Одни дети развивают это путем подражания, других специально учат тому, каким должно быть «лицо у воспитанного че­ловека».

Кроме лица внимание привлекает собственное тело. По выборке из 300 неблагополучных учащихся С. А. Беличева установила, что 10% из них оказались в изоляции в связи с различными физическими недостатками. Они могут потерять уверенность и уйти в себя. Находящиеся в изоляции школьники недооценивают свои силы и пре­увеличивают трудности жизненных задач. И вместо того, чтобы использовать стратегию решения проблем, они бу­дут искать окольных путей тирании — либо демонстри­руя свою слабость, либо проявляя жестокость [13].

У ребенка постепенно складывается образ своего тела и формируется двигательный стиль. Большое значение приобретают двигательный контроль и дифференциация действий. Для многих детей проблемой телесного разви­тия становится формирование систем скоординирован­ных движений, направленных на достижение результата. Система обучения в школе (письмо, ручной труд, физ­культура) требует приложения усилий для овладения те­лом, а это не всегда получается. Особенно много трудно­стей переживают левши и дети, имеющие разные виды двигательных нарушений (например, задержку моторно­го развития). Левши выявляются при обучении письму, и часто ребенка пытаются переучить, формируя представ­ление, что «иначе он будет не такой, как все, а значит, плохой». Моторно неловкие дети, задевающие за все уг­лы, не умеющие прыгать, бегать и играть в подвижные игры, нередко просто исключаются сверстниками из со­ревнований. Как подчеркивал А. Е. Личко, такое поло­жение имеет отдаленные последствия. У тех подростков, которые в детстве были неловкими, которым плохо да­вался спорт и все ручные навыки, в дальнейшем обнару­живаются робость, мнительность, нерешительность [59].

Кроме лица, его мимики, тела и его ловкости, очень важен для ребенка его внешний вид. Как известно, к кра­сивому ребенку относятся иначе, чем к некрасивому. Ес­ли домашние и не скажут ему, что он красив, это знание придет от чужих людей. Ребенок почувствует это — по взглядам, улыбкам, восклицаниям. И постепенно он пой­мет, что красота дает особые преимущества. Красивые дети быстро приходят к убеждению, что должны полу­чать от других все без всяких усилий, и таким образом упускают шанс подготовиться к жизни. Иногда взрос­лым кажется, что дети не обращают внимания на внеш­ность. Однако исследования показали, что дети значи­тельно чаще вызывали на экран изображение красивого сверстника, чем некрасивого. Поэтому всеми силами на­до делать ребенка более красивым: умывать, стричь, оде­вать, учить приятным манерам поведения и т. п. Кроме того, не отрицая привлекательности ребенка, указывать ему и на конкретные несовершенства, тем более что с возрастом миловидность может пройти, а привычка ждать все блага за красивые глаза останется и будет раздражать окружающих.

В условиях обучения в школе от ребенка требуется дисциплина и, как следствие, сознательное подавление экспрессии. Сдерживаемые привычные эмоции могут сформировать определенный тип статичных поз и дви­гательных реакций — хронических энергетических те­лесных блокировок. В. Райх назвал эти блокировки за­щитной броней характера [141]. Вследствие образования такой брони доминирующее состояние движений и жес­тов становится читаемым, и по нему легко определить ребенка робкого, подавленного, или агрессивного и рас­торможенного — всем своим внешним видом сообщаю­щего окружающим о своем привычном психическом со­стоянии. Для успешной коррекции дети робкие и за­стенчивые, склонные к самоуглублению, нуждаются в расширении системы взаимоотношений со сверстника­ми на базе любимых занятий, а расторможенные дети — в организации приемлемого выхода их неуемной энер­гии, шумливости и подвижности путем вовлечения в за­нятия спортом, требующие повышенного расходования мышечной энергии.

Как уже говорилось в предыдущей главе, в 6—7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Осознание своей половой роли пред­полагает понимание и того, как к этому относятся окру­жающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. В то же время, по данным психоаналитиков, младший школьный возраст считается относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях. Так, 3. Фрейд называл период от 5 до 10 лет ла­тентной стадией психического развития ребенка, кото­рая характеризуется снижением полового интереса и пе­реносом энергии либидо на освоение общечеловеческого опыта и установление дружеских отношений со сверст­никами и взрослыми за пределами семейного окружения [80]. Вместе с тем, младшие школьники способны долго обсуждать, что такое «мужская» и что такое «женская ра­бота» и чем девочки отличаются от мальчиков, какие спо­собы они используют, чтобы привлечь друг к другу вни­мание.

Так, по мнению третьеклассников, чтобы понра­виться девочке, мальчики: ей — надоедают; за ней — гоняются; затаскивают на каток и ставят подножку, чтобы упала; поднимают юбки; дергают за косы; порт­фель уволакивают; в пузо могут кулаком дать; дарят шоколадки, конфеты и жвачки; носят портфель; защи­щают. А чтобы понравиться мальчику, девочки: куса­ются и царапаются; ногами дерутся; говорят непри­личные слова; крутятся на глазах; пишут записки «Ви­ка + Коля — Любовь»; хватают мальчиковнападают десять на одного и затаскивают в женский туалет, чтобы потом старшеклассницы его там обнаружили и раскричались; дают списывать; смотрят на него на уро­ке и вздыхают [11].

Несмотря на большое значение лица, тела, пола, глав­ную роль в самоопределении младшего школьника игра­ет учебная деятельность. Дети стремятся к самоутвержде­нию прежде всего в учебе. Типичным для них является соревновательный мотив: «быть лучше, чем все». Если потребность в самоутверждении не удовлетворяется, она может вылиться в капризы, в уныние, зависть или в по­стоянное чувство соперничества. Неуспех в учебе ведет к падению самооценки детей и к снижению уровня притя­заний [70]. Именно в этот период дети начинают посте­пенно понимать, какие значения имеют слова «должен», «обязан», что означает слово «совесть»; у них пробужда­ется чувство гордости или вины в зависимости от по­ступка. Это способствует развитию усидчивости, само­контроля и чувства ответственности.

Вместе с тем, отношение ребенка младшего школь­ного возраста к правилам и требованиям («надо») носит пока еще неоднозначный характер. Во-первых, дети не во всех правилах разбираются. Очень часто им непонят­на система школьных отметок — их раздают просто так или по каким-то правилам ставят? Если верно первое, то почему одним «дарят» только хорошие, а другим — толь­ко плохие отметки? А если второе — то что это за прави­ла? Почему, когда я стараюсь одинаково, отметки быва­ют разными? Или еще одно типичное основание для дет­ских сомнений по поводу правил: хороший ученик тот, чьи оценки хороши? А если он еще и жадина — все рав­но хороший? [11].

Неудивительно, что главной позицией младшего школьника к самому себе остается позиция «Я хоро­ший». Как сказала одна второклассница: «Двойку мне ставят в дневник, я плачу. Обидно, я виновата, но я же хорошая — зачем ставят?» [11].

Полное становление осознающей себя личности про­исходит лишь в подростковом возрасте, вследствие ос­воения семейных, профессиональных, общественных ро­лей. Именно они определяют дальнейший путь развития сознания и самосознания подростка. Побуждением к об­разованию «Я», стержнем которого будет являться со­весть, во многом служит влияние критики родителей. Ча­ще всего она ближе к слуховым ощущениям. Ребенок как бы слышит, что сказали бы мама и папа в этом случае. Затем в структуру этих погруженных в собственную пси­хику родительских оценок включаются и оценки других значимых людей — общественное мнение. Так совесть сначала отражает родительскую критику, а затем ее вы­тесняет. И подросток перестает осознавать сходство сво­их установок с родительскими.

Это положение иллюстрирует следующий рассказ девятилетней школьницы Зои: «Переживаю, что полу­чила двойку и от мамы попадет. Стыдно из-за своих двоек. Страшно ложиться спать: " У других хорошие отметки, а у меня плохие ". Подруги скажут: " Ты дво­ечница! "» [11].

Важным этапом в развитии личности является лю­бовь к близким. Прежде всего в образ «Я» попадают мать и члены семьи. Любовь к родным вызывает переживание и понимание того, что беды и радости другого человека мо­гут восприниматься как свои страдания и благополучие.

Второклассница Наташа К. так рассказала о си­туации в своей семье: «Я хочу, чтобы папа плавал на корабле не три месяца или десять, а два, три, четыре, пять или шесть дней. И чтоб не старался купить то или другое. Потому что мама без папы какая-то нена­стоящая» [11].

Считается, что «образ Я» и «концепция Я» созревают к 9—10 годам, а к 13 годам в них включается информация о собственных планах на будущее. С этого времени под­росток придает особое значение организации этого буду­щего и его интересы, ценности и ожидания существенно меняются. А у младшего школьника психологическое время личности еще небольшое и охватывает его сего­дняшний день и недалекое будущее. Однако у детей уже есть воспоминания о прошлом, — как правило, образные и эмоциональные. В рассказах на тему «Я об этом не хочу вспоминать» дети затрагивают темы болезней, опас­ных для жизни ситуаций, проступков, вызвавших чувст­во вины и стыда. Нередко воспоминания окрашены и сильным переживанием радости. Отдаленное будущее еще абстрактно, и если ребенка попросить о нем расска­зать, окажется, что оно практически является слепком с настоящего. Это очень ярко проявляется, к примеру, в рисунках на тему «Я взрослый и работаю на своей рабо­те», которые отражают фактическое социальное окруже­ние детей.

Вот рассказ на эту тему ученицы второго класса, мама и бабушка которойучителя: «Я учительница. Учу учеников. Они хорошо слушаются. Сегодня у меня день рождения. Мне очень много подарков подарили уче­ники и их родители». Или другой рассказ, ее однокласс­ника: «Яработаю на самолете летчиком. Лечу переда­вать бедным помощь. Усталый, довольный. Чувствуюдолечу и на пенсию. Буду потом дома сидеть — пенсии ждать» [11].

Процесс осознания себя очень сложен для ребенка младшего школьного возраста и порождает множество переживаний. В первую очередь это связано с пони­манием отличия себя от других по физическим, по­ловым, психологическим, социокультурным призна­кам и с формированием множества комплексов на этой основе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.